Конспект урока по русскому языку для 9 класса на тему Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным
Тема: «Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным».
Тип урока: комбинированный.
Учебная задача: открыть и применять понятие CПП с придаточным изъяснительным.
Цели урока:
Образовательные: учащиеся должны усвоить (знать):
- особенности CПП с придаточным изъяснительным;
- определение CПП с придаточным изъяснительным .Развивающие: учащиеся должны научиться (уметь):
- ставить знаки препинания в CПП изъяснительных;
- использовать их в речи;
- находить их в текстах.
Воспитательные: учащиеся должны убедиться в том, что CПП с придаточным изъяснительным помогают передать разные оттенки мыслей, чувств, речи человека.
Ход урока.
Мотивационно-ориентировочная часть.
Этап актуализации (фронтальная беседа).
- Здравствуйте, садитесь. Откройте тетрадь, запишите число, тему урока.
- Какие предложения по структуре мы изучаем в 9 классе? (Сложные).
- Какой тип (группа) сложных предложений изучается нами на данном этапе? (Сложноподчиненные предложения).
- Что вы знаете о видах сложноподчиненного предложения? (CПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными).
- Какой вид CПП мы с вами изучили? (CПП с придаточным определительным).Мотивационный этап.
- Хорошо. Тогда среди данных предложений найдите CПП с придаточным определительным.
Мы приехали в ту деревню, где я родился и вырос. – Друзья спросили меня, где я родился и вырос.
(Учащиеся ищут CПП с придаточным определительным).
- Давайте проверим, что у вас получилось. (Первое предложение с придаточным определительным).
- Докажите это. (Учащиеся доказывают).
- Что вы можете сказать о втором предложении? (??? С придаточным изъяснительным).
- Как вы это установили? Почему же придаточные части у этих предложений выглядят одинаково? (???).Этап постановки учебной задачи.
- Ответить на этот вопрос вы сейчас затрудняетесь. Можете ли вы рассказать об особенностях CПП с придаточным изъяснительным и дать его определение? (Нет).
- Так что же мы должны изучить на сегодняшнем уроке? (Особенности придаточного изъяснительного).
- Как сформулируем тему сегодняшнего урока? (Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным).
- Хорошо. Запишите тему урока в тетрадь.
2. Операционно-исполнительная часть.
Этап преобразования условия задачи (работа в парах).
- На каждую парту я кладу задание на двоих учащихся. Вы должны списать свое предложение, вставить пропущенные буквы, знаки препинания, раскрыть скобки. Подчеркнуть грамматические основы, задать вопрос от главной части к придаточной, указать, как связаны предикативные части CПП, составить горизонтальную схему предложения. (Учащиеся получают задания на карточках).
- На выполнение дается 3 минуты, а потом будем проверять задание.
- Давайте проверим, что у вас получилось. (Проверка задания).
1. Какие вопросы задаем от главной к придаточной части? (Падежные вопросы).
2. Какие слова поясняет придаточная часть? (Слова главной части разных частей речи – глаголы, прилагат., наречия, существит., обозначающие мысли, чувства, восприятия человека, его речь. Могут быть указательные слова: тот, то.)3. С помощью чего придаточная часть присоединяется к главной? (С помощью союзов: что, как, будто, чтобы, ли или союзных слов: что, как, сколько, где, зачем, когда, куда, почему).4. Какова позиция придаточной части по отношению к главной? (Чаще всего придаточная часть стоит после главной, но иногда порядок нарушается для того, чтобы усилить внимание к информации, передаваемой придаточной частью).
Этап моделирования.
- Давайте построим общую схему CПП с придаточным определительным. (Изображение схемы на доске, обсуждение вариантов).
[ ], (с., с. сл. )
Этап преобразования модели.
- Итак, мы выявили особенности CПП с придаточным изъяснительным и построили его схему. Можем ли мы теперь дать определение CПП с придаточным изъяснительным? (Да).
- Давайте попробуем это сделать. Проговорите сначала в парах.
- Определение: CПП с придаточным изъяснительным – это такое сложное предложение …
Этап отработки конкретно-практических задач.
- Определите вид придаточного. №117, 2 предложение.
- Давайте теперь попробуем сами составить CПП с придаточным изъяснительным.
№113 (по данному началу) на выбор.
- Проверим правильность выполнения задания.
Рефлексивно-оценочная часть.
Контрольный этап.
- Каждый из вас на листочке выполняет задание №114 (на выбор). Составить CПП с придаточным изъяснительным, построить горизонтальную схему.
- Время выполнения задания – 2 минуты.
Этап рефлексии.
- Сдайте листочки с заданием.
- Давайте подведем итог нашей работы. Что же мы с вами узнали сегодня на уроке? (Познакомились с CПП с придаточным изъяснительным, выяснили его особенности, построили его схему, дали его определение).
- Верно. А теперь поднимите руки, кому было все понятно, не все понятно, ничего не понятно.
- Домашнее задание: параграф 12, упражнение 115.
- Урок окончен. До свидания!