Конспект урока по русскому языку: Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия (9 класс)


Урок в 9 классе. Сложноподчиненные предложения с придаточным следствия.
Цели:
обучающие: вспомнить о видах сложных предложений; повторить виды придаточных сложноподчиненного предложения; познакомить учащихся со сложноподчиненными предложениями придаточными следствия.
развивающие: совершенствовать умения постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях;
воспитательные: прививать любовь к родному языку и родной природе;
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебные тексты, раздаточный материал
Окружающая среда — это мы с вами.Чарлз Панати
Ход урока
Организационный момент
Мотивация учебной деятельности
Учитель: давайте обратимся к эпиграфу урока. О чем он? Что это означает, что окружающая среда – это мы с вами?
Ответы учеников
Учитель: как вы думаете, эпиграф как-то связан с темой нашего урока? Как именно?
Ответы учеников
Актуализация опорных знаний
Объяснительный диктант. Составляются схемы предложений и определяется вид придаточных.
Сколько не будет светить солнце на бурьян, розы все равно не вырастут. Дожди, которые выпали в середине июля, хлебам не вредят. Хоть и наступил ноябрь, дни стояли теплые и солнечные. Я всегда беру с собой компас, чтобы не заблудиться в лесу.
Беседа:
Что мы изучаем?
Что такое сложноподчиненное предложение?
Какие виды придаточных мы изучили?
Наблюдение над грамматическим материалом
На доске написано предложение:
Дорогу размыло из-за дождя, так что ехать было невозможно.
Один ученик работает у доски, остальные с места помогают работающему у доски старшекласснику.
Беседа:
Какое это предложение? Сложное или простое?
Сложносочиненное или сложноподчиненное? Почему?
Где главная, а где придаточная часть? Как определили?
Зададим вопрос от главной части к придаточной. От чего задаем вопрос? От всей главной части или от какого-то слова в главной части? Средство связи главной части и придаточной.
Объявление темы и целей урока
Сформулируйте тему нашего урока.
Какие цели мы ставим перед собой?
Работа над темой урока
Ознакомление с теоретическим материалом
Составление опорного конспекта в тетради со справочным материалом
указывают на следствие, вывод или результат, которые вытекают из содержания главного предложения;
отвечают на вопрос  что из этого следует?;
всегда относятся ко всему главному предложению и стоят после него;
присоединяются подчинительными союзами  так что, поэтому.
Закрепление изученного материала
Практическая работа
Замените простое предложение Болтая с тобой, ягод не соберешь сложноподчиненным с придаточным следствия
Подберите к главному предложению Я люблю читать... придаточные следствия
Работа с текстом. Подготовка к ОГЭ по русскому языку.
(1)Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. (2) Экология непосредственно связана с языком, так как любовь к языку, как и любовь к природе, – составная часть патриотизма, любви к Родине. (3)Экология языка именно поэтому имеет и нравственную сторону. (4) Небрежное отношение к языку, конечно, не проходят бесследно для человека, потому что язык – это и основа к пониманию духовного мира, своего и чужого. (5)Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое. (6)Но если мы разрушим старину, памятники культуры, сотрем с карты исторические названия, тем самым мы уничтожим генетический код нашей исторической памяти, поэтому наша любовь к духовному наследию своего народа должна быть действенной. (7)Именно поэтому в последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, которые связаны с языковыми потерями. (8)Итак, как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.
Вопросы к классу: Как мы озаглавим этот текст? Какова основная мысль этого текста? Что хотел сказать автор?
1 группа:
заменить словосочетание «нравственная сторона» со связью управление
из предложений 4-6 выписать цифры, обозначающие запятые при вводном слове
из предложений 3-8 выписать цифры, обозначающие знаки препинания между частями предложения, связанными подчинительной связью.
2 группа:
заменить словосочетание «историческая память» со связью управление
из предложений 6-8 выписать цифры, которые обозначают запятые при вводном слове
из предложений 4-8 выписать цифры, обозначающие знаки препинания между частями предложения, которые связаны подчинительной связью.
Вопрос ко всему классу: найти в тексте сложноподчиненное предложение с придаточным следствия.
Систематизация и обобщение изученного:
Беседа:
Что вы узнали о сложноподчиненных предложениях с придаточными следствия?
Достигли ли вы целей, поставленных сегодня на уроке?
Работа по развитию связной речи
Придумать сложноподчиненные предложения с придаточными следствия.
Проверка работы учащихся
Образец предложения
Я заснул крепко, поэтому не увидел ни одной станции.
Подведение итогов урока
Беседа:
Что нового узнали сегодня на уроке?
С каким настроением вы покинете класс?
Домашнее задание
Выучить теоретический материал.
Список литературы:
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2001. — 159 с.
К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус. яз. :
9 кл. : пособие для учащихся / Л. А. Ахременкова. — М. : Просвещение, 2006. — 320 с.
ОГЭ 2015. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. Под ред. Цыбулько И.П.