Памятка родителям будущих первоклассников «Развиваем связную речь»
Памятка родителям будущих первоклассников
«Развиваем связную речь»
Для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный для него путь.
1. Называние предметов (существительных) по тематическим группам с опорой на наглядность и без нее.
Основные тематические группы:
- домашние животные; - дикие животные; - домашние птицы; - дикие птицы; - рыбы; - насекомые; - деревья; - цветы; - грибы; - ягоды; - овощи; - фрукты; - мебель; - посуда; - продукты питания; - одежда; - обувь; - головные уборы; - инструменты; - транспорт; - игрушки; - явления природы; - школьные принадлежности; - электроприборы.Важно знать и такие понятия, как: времена года, время суток, названия месяцев и дней недели.
2. Подбор слов - признаков:
по цвету; вкусу; температуре; форме; материалу, из которого сделан предмет;• принадлежности этого предмета человеку или животному (мамин, папин, медвежий, заячий и т.п.).
Люди и животные также различаются по «характерологическим» особенностям (злой, трусливый, добродушный и т.д.)
Можно описывать предмет с помощью слов-признаков, загадывать загадки.
Красное, круглое, сладкое, садовое. Оранжевая, хрустящая, вытянутая, сладкая. Круглый, полосатый, зеленый, сладкий.
Игра «Чей хвост?».
Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?» желтый желтое желтые кислый яркое пушистые овальный круглое смешные.
3. Подбор глаголов к существительным.
Наиболее распространенные группы глаголов:
• Действия людей; мальчик рисует
• Способы передвижения животных, птиц, насекомых; летит –прыгает- ползет .
• Звуки, издаваемые животными, птицами и насекомыми; квакает мычит.
• Явления, происходящие в природе. молния сверкает дождь идет .4. Подбор наречий к глаголам.
• наречия образа действиям (как? каким образом?); Медленно речка течет, Плавно в ней рыбка плывет, Тихо сидит рыбачок,
Ловко закинув крючок.
• наречия места (где? куда? откуда?)
Вверх поднимаются волны, с ревом бросаются Вниз, Справа – лишь мрак один полный, Слева виднеется мыс.
• наречия времени (когда?)
Когда это бывает? зимой весной летом осенью.
• наречия причины и цели: назло, нарочно, нечаянно, невзначай, ненароком.
Таких наречий не много.
5. Сравнительные конструкции.
Для предупреждения школьных трудностей очень важно уже в дошкольном возрасте научить ребенка сравнивать различные предметы по высоте, ширине, длине, толщине и т.д.
В речке вода холодная, В колодце еще холоднее.
Бывают яблоки кислые, Лимоны еще кислее.
Чай в стакане горячий, А в чайнике горячее.
У мамы глаза голубые, У дочки еще голубее.
Необходимо объяснить ребенку, что по толщине можно сравнивать не только деревья, но и веревки, и книги, и карандаши. Узким бывает не только ручей, но и тропинка, и лента, и река. Холодным может быть не только воздух, но и компот, и пальто и т.д.
6. Подбор синонимов.
В качестве синонимов могут выступать разные части речи: имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы.
Например: Он – друг, товарищ, приятель. Человек – храбрый, отважный, смелый. Одному дома – грустно, тоскливо, печально. На улице – пасмурно, дождливо.
Люди – работают, трудятся.
7. Подбор антонимов с опорой на наглядность и без нее.
Игра «Скажи наоборот».
добро – зло, толстая – тонкая, день – ночь, левый – правый, радость – горе,
дневной – ночной, добрый – злой, ранний – поздний, умный – глупый,
белый – черный, близко – далеко, горький – сладкий низкая – узкая,
мягкий – твердый, широкая – узкая, жидкий – густой, глубокий – мелкий,
звонкий – глухой, холодный – горячий, тяжелый – легкий, большой – маленький, жадный – щедрый.
8. Образование новых слов. Префиксальное словообразование.
Летел – прилетел, взлетел, улетел. Едет – приедет, заедет, уедет, въедет, съедет.
Шел – пришел, ушел, зашел, вышел и др.
Игра «Большой — маленький».
Игра «Собери семейку слов». Снег – снегурочка снежинка снеговик снегирь.
В итоге запас слов у ребенка не только значительно увеличивается, но и систематизируется, что очень важно.
Успехов вам и терпения!!!
Составила учитель-логопед Майская В. К. 2015г.