Выступление на тему: «Фонематический слух – основа правильной речи»
Выступление на тему:
«Фонематический слух – основа правильной речи»
Фонематический слух - основа правильной речи.
Умение сосредоточиться на звуке - это очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Умение узнавать, различать, анализировать и дифференцировать на слух звуки родного языка - фонемы - называется фонематическим слухом. Становление у ребенка правильного произношения звуков невозможно без полноценного восприятия звуков речи, без четкого их различения. Неразвитое фонематическое восприятие может быть причиной неправильного произношения звуков, а в дальнейшем, при обучении в школе, причиной ошибок в письменной речи.
Фонематический слух можно и нужно развивать с самого раннего возраста. Параллельно следует проводить работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Формирование фонематического слуха. Речевой слух является всецело прижизненным образованием, он образуется в определенной речевой среде и формируется по законам этой среды. Высказанные некоторыми авторами гипотезы о существовании врожденных прототипов языка, которые после рождения развертываются под влиянием речевых воздействий, не получили экспериментального подтверждения.
Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности - устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы и потеря слуха ведет у детей к недоразвитию всей речевой системы (глухонемоте). Таков нормальный ход формирования родного языка. Овладение иностранным языком подчиняется иным законам. Однако и в этом случае слуховая афферентация является базальной для овладения разговорной речью. По мере овладения иностранным языком человек учится его слышать, гак как у него формируется фонематический слух по отношению к данному языку.
Речевой, или систематизированный слух - весьма сложное образование. Существуют два уровня восприятия звукового состава речи. Один из них характеризуется как уровень имитации звуков, не требующий их отнесения к определенным буквам, т.е. речевой квалификации этих звуков. Когда же стоит задача не просто воспроизводить звуки, а относить их к определенным звукам речи (буквам или категориям), то в этом случае восприятие звуков осуществляется на фонематическом уровне, на уровне квалификации звуков.
Звуки речи - эго особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой, обусловлен сложностью самого материала - звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.
При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным (инвариантным) различительным признакам, по которым одна фонема (как единица языка) противопоставлена другой. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, так как без него, по выражению Н.И. Жинкина, невозможна генерация речи. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребенка в процессе речевого развития в первую очередь. Развивается и фонетический слух, который осуществляет "слежение за непрерывным потоком слогов". Поскольку фонемы реализуются в произносительных вариантах - звуках (аллофонах), важно, чтобы эти звуки произносились нормированно, т.е. в общепринятых, привычных реализациях, иначе их трудно опознавать слушающим. Непривычное для данною языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное. Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важней-шим стимулом формирования нормированного произношения.
Нарушение фонематического слуха у детей. В случае, если у ребенка не сформировались акустические образы отдельных звуков, фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается не полной, поскольку не все необходимые для речи звуки сформировались.
В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляционные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т.е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем).
Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф.Ф. Рау) или, что тоже самое, фонематические (Р.Е. Левина) дефекты, при которых нарушена система языка. При нарушении речевого слуха у ребенка возникает сенсорная дислалия (нарушение звукопроизношения).
Как можно проверить фонематический слух?
Покажите ребенку похожие по звуковому наполнению картинки. Названия должны различаться только одним проверяемым звуком.
Например: коза - коса, мишка - миска, бочка-почка, лук - люк. Чтобы получить правильный результат, необходимо соблюдать следующие условия:
Картинки должен называть взрослый, ребенок только показывает на них.
Картинки должны называться в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд.
Ребенку предлагается повторить цепочки слогов или слов с оппозиционными звуками:
да - та
та - да
ка - га
та - да - та
ка - га - ка
ца - ча - ца
Просим ребенка хлопнуть в ладоши, если он услыши! заданный звук.
Например: Хлопнуть, услышав звук [А]:
О, А, И, А, А, У,0...
На основе фонематического слуха развивается правильное фонематическое восприятие. Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по различению фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.
Как проверить фонематическое восприятие?
Для проверки состояния фонематического восприятия используют следующие типы заданий:
Ребенок должен найти картинку, в названии которой есть заданный звук.
Классификация картинок. Перед ребенком раскладываем предметные картинки, в названиях которых имеются оппозиционные звуки, например, [С]-[3] (сумка, забор, сок, лиса, зубы, коза, нос, автобус, зонт и т. д.). Ему предлагается разложить эти картинки на две группы: в одну - картинки, в названиях которых есть звук [С], в другую - со звуком [3].
Ещё один очень нужный навык для успешного обучения в школе - это фонематический анализ. Фонематический анализ это разложение слова на составляющие его фонемы (звуки).
Как проверить сформированность фонематического анализа? Чтобы проверить уровень сформированности навыков фонематического анализа применяют следующие задания:
1. Выделение звука на фоне слова.
Например: «Слышишь ли ты звук П в слове «суп»? Звук М в слове «май»? Звук К в слове «сок»? Звук А в слове «Аня»? Звук О в слове «Оля»? Звук У в слове «утро».
Выделение звука из слова.
Например: «Какой первый (последний) звук ты слышишь в слове?» сон, дом, индюк...
Определение места звука в слове.
Например: «Где ты слышишь звук [С] в слове САНИ (НОС, КОСА), в начале, в середине или в конце слова?».
Определение последовательности звуков в слове.
Например: «Какой звук ты слышишь в начале слова ССУМ-КА?» Ответ ребенка: «[С]».
«Какой звук ты слышишь после звука [С]: СУУМКА?». Ответ ребенка.
«Какой звук ты слышишь после звука [У]: СУММКА?». Ответ ребенка.
«Какой звук ты слышишь после звука [М]: СУМКА?». Ответ ребенка.
«Какой звук ты слышишь после звука [К]: СУМКАА?» Ответ ребенка.
Определение количества звуков в слове.
Ребенку предлагаются слова из 25 звуков. Например: «Сколько звуков в слове РРАААК?»
И, наконец, не обойтись при обучении грамоте без навыков фонематического синтеза. Фонематический синтез - это мыслительный процесс соединения звуков в целое слово.
Как проверить сформированность навыков фонематического синтеза?
1. Предлагаем ребенку слова из 35 слов с сохранной звукослоговой структурой.
Например: «Послушай звуки, они разбежались (или поссорились), поставь их рядом (или «подружи»), чтобы получилось слово:
[С], [О], (К]; [Р], [А], [К]; [Л], [А], [П], [А]».
Итак, проведя это несложное обследование, мы уже можем сделать вывод о состоянии фонематического слуха и фонематического восприятия ребенка.
В том случае, когда нет четкого звукового образа, соотнесение звука с буквой при обучении грамоте становится затруднительным. Одна и та же буква может соотноситься не с одним, а с двумя или несколькими смешиваемыми звуками. И наоборот, разные буквы могут называться одним и тем же звуком. Усвоение буквы в этом случае происходит замедленно, за буквой не устанавливается определенного звучания.
Поэтому очень важно вовремя исправить все неправильно произносимые ребенком звуки. Ведь именно правильно произносимые
звуки являются базой для дальнейшего успешного овладения грамотой в школьном возрасте.
Игры для развития слухового внимания.
«Отгадай, что звучит». Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть явными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать.
«Угадай, что делать». Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо - держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.
«Где позвонили?» Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаз, рукой показать направление.
Игры для развития фонематического слуха.
«Так ли это звучит?» Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, название которых звучит сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное значение. Примеры: лук - луг. роса - роза, плод - плод, дрова - трава.
«Звуковые песенки». Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ- дети кричат в лесу. Или ИА - так кричит ослик. Или УА- так плачет ребенок. Как мы удивляемся? ОО! И т.п. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем - второй. «Кто первый?». Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного [а], [о], [у] или [и]. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у - удочка».
Список используемой литературы:
Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. - СПб.: - ЛАНЬ, 1999.
Варенцова Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Просвещение, 1995.
Волина В.В. 1 ООО игр с буквами и словами. М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки (50 логопедических игр). - СПб.: Детство - ПРЕСС, 1999.
Дизартрия / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстовой. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985.
Логопедия. / Учебник для педагогических институтов под ред. Л.С. Волковой, С.П. Шаховской. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
Логопедия: работа с дошкольниками. Пособие для логопедов и родителей. Под ред. М.С. Хватцева. - М.6 Аквариум, 1996.
Филатова И. А. Коррекция нарушений речи у дошкольников с дизартрией и недоразвитием пространственного гнозиса. – Екатеринбург, 1998.
15