Фонематический слух-основа правильной речи.


-3238503810Фонематический слух –
основа правильной речи!
Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком.
При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем. Он не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов, даже с оппозиционными звуками (ТА-ПА-КА, ТА-ДА), трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком (МИШКА-МЫШКА, БОЧКА-ПОЧКА).
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.
Известно, что звукобуквенный  анализ основан  на умении различать звуки, из которых состоит каждое слово, и соотносить их с нужными буквами. В свою очередь, звуковой состав слова воспринимается ребенком при условии правильного взаимодействия слуха,  речи и двигательного анализатора. То есть ребенок должен не только правильно произносить все звуки, но и уметь их различать на слух. Получается, обучение грамоте, вопреки всеобщему мнению, начинается не в школе, а еще в дошкольном детстве.
Ещё один очень нужный навык для успешного обучения в школе – это фонематический анализ. Фонематический анализ - это   разложение слова на составляющие его фонемы (звуки). И, наконец, не обойтись при обучении грамоте без навыков фонематического синтеза. Фонематический синтез – это мыслительный процесс соединения звуков в целое слово.
Родители могут помочь детям развить фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза с помощью разнообразных игр и упражнений. Вот некоторые из них.
Игры для развития слухового внимания.«Что за машина?»Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?«Услышь шепот».Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?
Игры для развития фонематического слуха: 1. «Хлоп - топ»Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...), когда они услышат слова, с заданным звуком. Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
2. Вы читаете слова или слоги, в которых чередуются глухие и звонкие пары звуков. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладоши если слышит звонкий согласный звук: са - за - зы - сы со - сэ - зо - зэ сани, сайка, зайка, знамя, скалка, свалка, звание, стакан Аналогично проводятся упражнения на дифференциацию твердых - мягких звуков (л - л', р - р' )
3. «Повтори, не ошибись» Попросите ребенка повторить за Вами слоговые ряды: та - да - да па - ба - ба са - за - за ка - га - гада - та – да ба - ба - па за - са - за га - ка - ка и т.д. .
4.Определение места звука в слове(начало, середина, конец слова).
Сначала надо убедиться в том, что ребенок понимает значение этих самых слов, для чего попросите его показать начало, середину и конец строки, небольшой веревки, линейки и т.п. Затем предложите ему определить, в каком месте слова находится, например, звук Ш
начало                               середина                             конец
ШУМ                            МЫШКА                          ДУШ
ШКОЛА                         МЕШОК                         КАМЫШ
5.Выделение звука из начала и конца слова
Сначала учимся выделять ударный гласный звук.
- Какой первый звук в слове АСТРА? А в словах: УЛИЦА, АЗБУКА, ОСЕНЬ,  ЭХО, ИНЕЙ …..
- Какой последний звук в словах: ОКНО, МЕТЛА, КЕНГУРУ,ЗИМА,.
Выделение согласного звука из начала и конца слов
- Какой первый звук в словах: СТОЛ, ШКАФ, СЛОН, МАК, ШАР.
- Какой последний звук в  этих же словах?
6. «Пиши кружочками»
Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков.
44437301333500426212013335004596130133350048291751333500Например, слово  СТОЛ надо изобразить четырьмя кружочками
407733553022500459613053022500444373053022500425894553022500Диктуйте ребенку слова, а он записывает их в виде кружочков. В дальнейшем кружочки нужно рисовать цветными – красные обозначают гласные звуки, синие – твердые согласные, а зеленые – мягкие согласные звуки. И тогда слово СТОЛ изобразим уже так:
7. ПОДУМАЙ, НЕ  ТОРОПИСЬ!
предложите детям подобрать слово, которое начинается на последний звук слова СТОЛ;
придумайте слово на заданный звук (например: на звук С – в начале слова, в середине слова, в конце слова –  санки, коса, нос);
подберите слово, в котором первый звук К, а последний – Ш (камыш,  карандаш);
что получится, если к слогу  НО прибавить один звук (нож, нос,…);
найди в комнате предметы, в названии которых второй звук У (бумага, бусы, буфет, Буратино, ..);
составь предложение, в котором все слова начинались бы со звука М (Мама моет Милу мочалкой);
вспомни названия птиц, в которых был бы последний звук слова СЫР (воробей, сорока, ворона,…);
назови мебель в твоей комнате со звуками Р, РЬ;
придумай кличку собаке со звуком Р;
игра «Цепочка» (по типу игры в «Города»). Подбираем слово на последний звук предыдущего: апельсин, нос, сок, кошка…
Желаем Вам успехов!