Тема: Как услышать музыку? 1 класс

Тема: Как услышать музыку?
Цель урока: познакомить детей с миром звуков.
Музыкальный материал: запись звуков природы, звуков города, музыкальных звуков.
Проблема урока: что такое музыка?
Ход урока
1.Организационный момент.
Урок проводится на улице, в школьном дворе.
2. Развитие урока.
У нас сегодня необычный урок музыки. Посмотрите вокруг, что мы видим?
(Дети называют, что они видят).
А теперь закроем глаза и послушаем. Что мы слышим?
(Дети называют различные звуки, которые им удалось услышать).
Давайте разделим звуки на те, которые существуют в природе, и те, которые «живут» в комнате.
(Вместе с учителем дети делят звуки по группам. Выделяют звуки музыкальные (птицы поют) и немузыкальные (шум машин, крики детей и т.д.)).
А все ли звуки красивые? Где больше всего красивых, приятных звуков? (В природе).
3.Ролевая игра «Звуки природы».
Сейчас мы попробуем озвучить красивые звуки природы. Для этого нам надо разделиться на две команды. Одни будут артистами, другие зрителями. А затем команды поменяются местами.
(Распределение ролей: "пшеничное поле", "березовая роща", "птенцы в гнезде", "пчелиный рой").
4.Ролевая игра «Звуки улицы».
После каждого показа ситуация анализируется: получилось ли красиво? Командам раздаются новые роли. Задание: озвучить то, что дети слышат на улице.
(Распределение ролей: "дорожное движение", "перемена", "беседа подружек", "разговор прохожих").
(Анализ ситуации после каждого импровизированного показа).
Что объединяет все красивые звуки?
(Красивые звуки умеют "слушать" друг друга. Красивые звуки гораздо длиннее некрасивых).
(Называются все характеристики музыкальных звуков).
Такие звуки человек назвал музыкальными, и из них складывается музыка.


















Тема: "И муза вечная со мной!"
Цель урока: ввести детей в тему полугодия «Музыка вокруг нас».
Музыкальный материал: «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского; «Музыкант» Б. Окуджавы; слушание «Песни о школе» Д. Кабалевского, В.Викторова.
Проблема урока: где звучит музыка?
Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «И Муза вечная со мной!»
Ход урока
1. Организационный момент.
При входе первоклассников в класс звучит музыка П. Чайковского: фрагмент "Па-де-де" из балета "Щелкунчик". Торжественная, возвышенная музыка создает определенный эмоциональный фон урока, способствует созданию праздничного настроения у детей.
На уроках мы будем слушать музыку и размышлять о том, что она рассказывает; знакомиться с творчеством различных композиторов и самостоятельно сочинять несложные мелодии, учиться их исполнять петь; играть на музыкальных инструментах, разучивать движения и увлекательные игры под музыку; узнавать много нового и интересного о музыкальном искусстве. Помогать вам в этом будет учебник-тетрадь.
А теперь давайте выясним, где в жизни звучит музыка?
· Как звучащая вокруг нас музыка влияет на мысли и чувства людей?
Как изменилась бы жизнь человека, если бы из нее исчезла музыка?
Давайте представим, что мы с вами находимся в концертном зале. Выслушайте несколько правил, как надо слушать музыку.
Музыка должна звучать в тишине. Она не любит, когда её перебивают словами.
Перед пением нужно не только настроиться на характер того произведения, которое будет разучиваться, но и "приготовиться" к работе над ним.
Во время слушания музыки попытаться представить, о чём она нам рассказывает.

А теперь послушайте, о ком нам расскажет музыка.
Прослушивание: "Музыкант" Б. Окуджавы.
О каких музыкантах рассказала нам музыка? (О композиторе, исполнителе, слушателе).
2. Работа с учебником.
Откройте учебник-тетрадь. Рассмотрим рисунки разворота «И Муза вечная со мной!». Музы это волшебницы, добрые феи, раскрывающие перед людьми чудесный мир искусства, в том числе и музыки.
Звучит фрагмент "Па-де-де" из балета "Щелкунчик".
Каков характер этой музыки?
Попробуйте определить настроение, которое возникло у вас после ее прослушивания.
Что каждому из вас рассказала музыка?
Какие музыкальные инструменты вы услышали?
Кто исполнял (играл) музыку Чайковского (один исполнитель или много исполнителей)?
Как называют коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах? (Оркестр).
Кто руководит исполнением оркестра? (Дирижер).
Эту музыку написал Петр Ильич Чайковский. Жил он в ХIХ веке. Это великий русский композитор. (Показать его портрет).
3. Ролевая игра «дирижируем оркестром».
Ролевая игра «Дирижируем оркестром» даст возможность детям не только ощутить себя настоящими исполнителями, но и попытаться эмоционально откликнуться на музыку. Свободное дирижирование (вне схемы) на уроках музыки помогает формировать навыки координации простых движений под музыку разного характера.
Звучит "Песня о школе" Д. Кабалевского.
Задание: не петь форсированным звуком, чрезмерно проявляя свою старательность в «порыве вдохновения». Петь громко не значит петь красиво и выразительно. Нужно бережно относиться к своему голосу, потому что голос это самый нежный «инструмент».
Вырабатывать у детей такие вокально-хоровые навыки, как напевность звучания мелодии, одновременное начало и окончание пения, мягкое, естественное звучание голосов, вслушивание в пение одноклассников, пропевание гласных и отчетливое произношение согласных звуков.
Итог урока:
Вспомните, какая музыка прозвучала?
С каким композитором мы познакомились на уроке?
Что нового вы узнали об исполнителях?