Статья на тему Семь типов личности учащегося.Выступление на родительском собрании (из опыта работы)


Касиянчук Татьяна Капитоновна
Семь типов личности учащегося
Выступление на родительском собрании (из опыта работы)
Классный руководитель ежедневно общается с учащимися не только на уроках, но и на переменах, а также во время проведения занятий по внеурочной деятельности. Рядом с детьми, когда они готовятся к выступлениям в КТД или участвуют в различных социальных проектах («Посади дерево», «Разделяй с нами» и других). Когда оформляют собранную информацию о своём прадеде- фронтовике, чтобы пополнить ряды Бессмертного полка; когда переживают за свои спортивные результаты, полученные за сдачу норм ГТО; когда представляют своих героев - игрушек перед младшими школьниками (Кукольный театр); когда вместе с родителями совершают экскурсии в музеи (Историко - художественный, Экспериментариум), на фабрики (Фабрику мороженого, Пряничную фабрику), посещают театр. Одним словом, классный руководитель имеет возможность наблюдать за поведением учащихся практически во всех сферах их жизни. Не просто наблюдать, но и анализировать, делать соответствующие выводы.
Руководствуясь собственными наблюдениями, а также в результате изучения психолого- педагогической литературы можно выделить семь типов личности учащегося (условно).
Первый тип - дети, что имеют лингвистические способности, им нравится читать, писать, рассказывать, они легко запоминают различные имена, даты, описание событий. Методические приёмы, способствующие такому ученику в обучении, следующие: слушание, говорение, визуализация.
Второй тип – дети, что имеют математические способности, умеют логично мыслить. Им нравится экспериментировать, работать с числами, анализировать модели поведения, объяснять мотивы поступков. Им легко даются операции аналитического мышления: решение логических задач, разделение данных по категориям, решение сложных и запутанных проблем. Методические приёмы, способствующие такому ученику в обучении, следующие: классификация, работа с абстрактными примерами.
Третий тип – дети, которым необходимо большое пространство для успешного обучения. Они любят мечтать, рассматривать рисунки, смотреть фильмы, рисовать, создавать различные вещи своими руками. Такие дети легко разгадывают кроссворды и головоломки, работают со схемами и диаграммами, обладают хорошо развитым воображением и некоторым предчувствием изменений. Методические приёмы, способствующие такому ученику в обучении, следующие: различные задания творческого характера, что требуют богатого воображения, работа с красками и рисунками.
Четвёртый тип – дети, что воспринимают информацию на слух. Они любят петь, слушать музыку, играть на музыкальных инструментах, даже уроки делают под музыку. Таким детям легко запомнить мелодию, сымитировать звук, они чутко реагируют на ритм, высоту звука, следят за временем. Методические приёмы, способствующие такому ученику в обучении, следующие: распознавание музыки, её ритма и мелодичности, всё, что так или иначе связано с аудиовосприятием.
Пятый тип – физически активные дети, что любят двигаться, жестикулировать, касаться руками чего- либо во время разговора. Они хорошие спортсмены и актёры, увлекаются танцами, любят мастерить. Методические приёмы, способствующие такому ученику в обучении, следующие: движение, физические упражнения, свобода в передвижении, осмысление информации в процессе активной физической деятельности.
Шестой тип – социально активные учащиеся, хорошие собеседники. Они имеют много друзей, им обязательно надо быть членом какой- нибудь группы. Такие дети легко находят общий язык с людьми, любят быть посредниками в разрешении конфликтов, часто им принадлежит роль лидера. Методические приёмы, способствующие такому ученику в обучении, следующие: мыслительные операции, требующие ассоциативного мышления; сравнение, активный обмен мнениями.
Седьмой тип – это ученики-индивидуалисты, любящие работать в одиночку, иметь собственное пространство, часто преследуют собственные интересы в нечастых контактах со сверстниками. Они сосредоточены на своих чувствах, мыслях, мечтах, следуют своим инстинктам, легко примиряются со своей совестью, иногда способны проявить даже оригинальность. Методические приёмы, способствующие такому ученику в обучении, следующие: индивидуальные задания, собственные проекты, в которых самостоятельно определяют темп работы.
В настоящее время достаточно много внимания уделяется предпрофильному и профильному обучению. Важно родителям подсказать, посоветовать своему ребёнку выбрать то или иное направление для дальнейшего обучения с учётом особенностей, интересов ребёнка.
Источники информации:
1. Ермолаева Наталья Евгеньевна Журнал Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Выпуск № 3 / том 16 / 2010
2.Богданов И.В.Типология характера и личности. Иволга.2016
3. Асмолов А.Г. О предмете психологии личности // М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. –104 с. 13.
4. Аксютина З.А. Статья на сайте «BESTREFERAT.RU»Основные подходы к типологии личности в процессе социального воспитания.