Рабочая программа по дисциплине Экономика для студентов экономического профиля
Департамент науки, образования и молодежной политики
Воронежской области
ГОБУ СПО
Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
«ЭКОНОМИКА»
для специальностей
080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
100701 «Коммерция (по отраслям)»
080110 «Банковское дело»
100401 «Туризм»
Лекции 95 часов
Самостоятельная учебная нагрузка 47 часов
Максимальная учебная нагрузка 142 часа
Зачет I, II семестр
ВОРОНЕЖ 2014
Рабочая программа разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 100701 «Коммерция (по отраслям), 080110 «Банковское дело», 100401 «Туризм» и примерной программой по дисциплине «Экономика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (Гомола А.И., Федеральный институт развития образования, 2008 г.).
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора ВГПГК
по учебной работе
________________Е.В. Чередникова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора колледжа
по научно-методической работе
_______________Ю.Б. Ащеулов
Рабочая программа рассмотрена
на заседании кафедры экономики
(протокол № _________
от «___» __________ 20___ г.)
Зав. кафедрой
__________________Т.В. Шилова
Автор: преподаватель ВГПГК ________ Р.В. Лукьянов
Рецензент:
методист отдела мониторинга качества,
лицензирования и аккредитации ________________ И.Н. Строкова
Рецензент:
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Рабочая программа дисциплины «Экономика» составлена в соответствии с ФГОС по специальностям 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 100701 «Коммерция (по отраслям), 080110 «Банковское дело» и 100401 «Туризм».
1.2. Дисциплина «Экономика» принадлежит к циклу профильных общеобразовательных дисциплин (ОДП).
1.3. В результате изучения учебной дисциплины «Экономика» обучающийся должен:
знать/понимать: функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;
уметь: приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем; описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики; объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для получения и оценки экономической информации; составления семейного бюджета; оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
1.4. Максимальная рекомендуемая учебная нагрузка обучающегося 142 часа, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка 95 часов; самостоятельная работа 47 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
142
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
95
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
-
контрольные работы
-
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
47
в том числе:
реферат
30
внеаудиторная самостоятельная работа
17
Итоговая аттестация в форме зачета.
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
5
Введение
4
1
Раздел 1. Экономика и экономическая наука
Содержание учебного материала
18
1
Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики. Границы производственных возможностей.
2
1
2
Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процент. Основные теории происхождения процента.
2
1
3
Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.
2
1
4
Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности.
6
1
5
Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства.
4
1
6
Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка. Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена.
2
1
Раздел 2. Семейный бюджет
Содержание учебного материала
8
1
Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата и реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование.
4
1
2
Суверенитет потребителя. Рациональность потребителя и свобода выбора. Теория предельной полезности. Потребительское равновесие. Переход от кардинализма к ординализму. Эффект замещения. Эффект дохода. Излишек потребителя. Бюджетная линия потребителя. Кривые безразличия.
4
1
Раздел 3. Рыночная экономика
Содержание учебного материала
24
1
Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры.
8
1
2
Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий.
4
1
3
Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. Производственная функция. Материально-технические и социально-экономические факторы. Нормирование труда. Характеристика производительности труда. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда.
4
1
4
Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия.
4
1
5
Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России.
4
1
Раздел 4. Труд и заработная плата
Содержание учебного материала
8
1
Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда.
4
1
2
Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.
4
1
Раздел 5. Деньги и банки
Содержание учебного материала
16
1
Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике.
6
1
2
L°Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения.
6
1
3
Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер.
4
1
Раздел 6. Государство и экономика
Содержание учебного материала
10
1
Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них.
2
1
2
Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов.
2
1
3
Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура.
2
1
4
Понятие валового внутреннего продукта. Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста.
2
1
5
Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики. Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования.
2
1
Раздел 7. Международная экономика
Содержание учебного материала
6
1
Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли.
2
1
2
Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса. Глобальные экономические проблемы.
2
1
3
Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат в современной России. Россия и мировая экономика.
2
1
Самостоятельная работа студентов:
Анализ доходов и расходов семейного бюджета
Анализ структуры доходов и расходов государственного бюджета
Анализ эффективности различных форм оплаты труда
Анализ эффективности современной отечественной экономической модели
Бюджетный дефицит и концепции его регулирования.
Внешний долг России и проблемы его урегулирования.
Возникновение и эволюция денег на Руси.
Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли.
Международные валютно-финансовые организации.
Механизм возникновения банковской прибыли
Мировой опыт свободных экономических зон.
Негативные последствия инфляции и способы борьбы с ними
Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития.
Особенности миграционных процессов во 2-й половине ХХ в.
Офшорный бизнес и его роль в экономике России.
Проблемы вступления России в ВТО.
Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС.
Расчет валютного курса
Расчет себестоимости, дохода и прибыли экономического субъекта
Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального образования).
Россия на рынке технологий.
Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.
Финансовый кризис 1998 года в России.
Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики.
Центральный банк и его роль.
Экономические кризисы в истории России.
Электронные рынки как феномен мировой экономики.
47
3
Всего:
142
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики с наличием интерактивной доски, компьютера и электронного курса «Экономика. 9-11 класс. Практикум».
3.2. Информационное обеспечение обучения:
Для обучающихся
Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. – М., 2002.
Гомола А.И. Гражданское право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М., 2007.
Гомола А.И. Профессии в сфере экономики и управления: учеб. пособ. – М., 2007.
Гомола А.И. Бизнес-планирование. Уч. пособие для СПО. – М., 2005.
Гомола А.И., Кириллов В.Е., Кириллов С.В. Бухгалтерский учет. Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2006.
Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями. – М., 2004.
Грузинов В.П. Экономика предприятия. – М., 2002.
Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics) – М., 2007.
Камаев В.Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник. – 2-е изд., стер. – М., 2007.
Кожевников Н.Н. Основы экономики. Учебник для ссузов. – М., 2005.
Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М., 2008.
Сафонов Н.А. Экономика предприятия. – М., 2002.
Слагода В.Г. Экономическая теория: уч. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005.
Соколинский В.М. Экономическая теория: уч. пособие. – 3-е изд., стер. – КноРус, 2007.
Соколова С.В. Основы экономики. Учебник для НПО. – М., 2002.
Соколова С.В. Основы экономики. Рабочая тетрадь к учебнику для НПО. – М., 2002.
Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. Учебник. – М., 2006.
Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для НПО. – М., 2004.
Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. – М., 2007.
Для преподавателей
Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И.В. Сергеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: Учебник. – М., 2008.
Экономика организации (предприятия): учебник/ под ред. Н.А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
Экономика предприятия: Учебник / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб., 2007.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
знать/понимать: функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;
опрос, тестирование, индивидуальные задания, деловые игры
уметь: приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем; описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики; объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
опрос, тестирование, индивидуальные задания, деловые игры
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для получения и оценки экономической информации; составления семейного бюджета; оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
индивидуальные задания, проекты, исследования
Заголовок 115