Конспект урока по русскому языку (2 класс)на тему «Твердые и мягкие согласные»
Русский язык
Тема: Твердые и мягкие согласные
Цели и задачи: Активизировать знания о твердых и мягких согласных звуках, о парных согласных и согласных, не имеющих пары по твердости или мягкости.
Развивать орфографические навыки, память, внимательность;
Воспитывать интерес к изучению предмета.
Тип урока: комбинированный
Метод: словесно-наглядный
Оборудование: учебник, тематические плакаты, картинки
Ход урока:
1.Орг момент
2.Сообщение темы, цели
3.Минутка чистописания
4. Словарная работа
Арбуз урожай хорошо лягушка
5.Актуализация опорных знаний и умений
Работа по учебнику (стр 50)
-На какие группы делятся согласные?
-Твердые и мягкие
-Какие согласные не имеют пары по твердости – мягкости?
Звуки [ч],[щ],[й] –всегда мягкие
Звуки [ц],[ш],[ж] –всегда твердые.
Упр 123. Произнеси пары слов. Какие согласные произносятся твердо, а какие –мягко?
Мак нос лук мэр мышка
Мяч нес люк мел мишка
6.Работа по развитию речи
Произнеси скороговорку (упр 124 стр51)
Найди в выделенных словах твердые и мягкие согласные звуки. Составь звуковую схему выделенных слов.
Дятел дерево долбит, [д,ат,эл]
День-деньской кору дробит. [д,эн,]
Дятел лечит древний дуб. [дуп]
Добрый дятел дубу люб. [добрый,]7.Физминутка
8.Хочу знать больше! (стр 52)
9. «Люби и береги природу»
Прочитай упр 128 на стр52. Что понравилось тебе? Что удивило? Что восхитило тебя? Как нужно относиться к обитателям моря?
Медуза
Вот плывет медуза. Как она красива! Словно роза. Как плавно плывет! Покажу ее маме. Взял медузу на ладонь. В ладони – кисель. Где же медуза? Опустил руку в воду. Снова поплыл цветок.
-Выпиши 3-4 слова, в которых есть и мягкие и твердые согласные.
(плывет, красива, медуза, маме, ладонь, кисель, взял, опустил, цветок)
10.Работа в парах.
Вставь пропущенные буквы. Проверь слова по словарю. Озаглавь группы слов. (упр 119 стр49)
1.М…рковь, б…клажан, к…пуста, к…ртофель2.В…рона, в…робей, с…рока, …рел.
9. Подведение итогов урока
Д/з: стр52 упр 127
Урок русского языка Тема: «Обозначение мягкости согласных буквами е,е,ю,я,и»
Цели: - познакомить с обозначениями мягкости согласных звуков на письме гласными буквами е, ё, ю, я, и;
повторить правописание орфограмм жи – ши, ча – ща, чу – щу;
- отрабатывать навыки выделения грамматической основы предложения, фонетического разбора, разбора слова по составу.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
Начнем урок с минутки чистописания, подготовим руку к письму. Откройте тетради, подпишите число, классная работа (обратить внимание на положение тетради, осанку). На минутке чистописания вспомним характеристику звуков и запишем соответствующие буквы в тетрадь.
На следующей строке запишите букву, которая:
- живет в первой строке, обозначает согласный звонкий звук, может быть мягким и твердым, пара по глухости звук [Т]. (Д)
- от начала алфавита убежала на 17 место, стоит за гласной буквой. Какие звуки обозначает эта буква. (П)
- живет в первом столбце, обозначает мягкий согласный звук. (Ч)
- стоит в русском алфавите между буквами, обозначающими всегда мягкие согласные звуки, сама же обозначает всегда твердый согласный звук. (Ш)
- стоит буква в первом столбце, 4 строке, может обозначать мягкий и твердый согласный звук, пару по звонкости – глухости не имеет. (Н)
Какие звуки русского алфавита мы вспомнили? (согласные)
О каких еще звуках мы с вами не поговорили? (гласные)
Выполним следующее задание.
Слова: Н_род, р_бята, ещ_, р_бина, мал_чик, л_са.
Вставьте в слова пропущенные гласные. Запишите эти слова в тетрадь.
Какое из слов лишнее? Почему?
Выпишите ниже гласные буквы, которые вы вставили.
Какая буква лишняя? Почему?
Составьте слоги из выписанных нами согласных букв в первом задании и гласных, которые вы только что выписали, (работа устно, у доски).
Какие слоги нельзя составить? Почему?
Какие звуки обозначают согласные буквы в слогах? (мягкие)
3. Сообщение темы урока.
Подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. Над какими буквами будем наблюдать?
Итак, тема нашего урока буквы обозначающие мягкость согласных на письме. Мы будем наблюдать над словами и выясним, с помощью чего обозначается мягкость согласных на письме. Узнаем, сколько есть способов обозначения мягкости согласных.
Слова: тетрадь, пенал, кино, мяч, береза, Люба
Какие согласные звуки в словах? (твердые и мягкие)
Кто скажет, на какие буквы русского алфавита данные фокусы не действуют? Почему? (Ж, Ш, Ц -всегда твердые)
Выполним упр. 130 из учебника (стр 53). Пронаблюдаем за согласными и гласными буквами в словах. Работа по заданию в учебнике. Спиши. Вставь гласные. Какие из них обозначают мягкость согласного звука?
Сад мал лук мель
Сядь мел люк моль
Мыть торт клюшка мышка
Мять терка Ксюша мишка
Составь 2-3 предложения с данными словами
4. Первичное закрепление.
Упр 131 стр 53. Обозначь мягкие согласные в слове. Какая буква является показателем мягкости согласного звука? Подчеркни ее.Образец: клюв
У синицы клюв тоненький, а у дятла клюв крепкий, короткий. Ястреб охотится в степи. Сова – птица ночная. Воробьи любят купаться в лужах. Песня жаворонка слышна высоко в небе.
Выполните фонетический разбор слова клюв к [к] – согл., гл., тв.,
л [л,] – согл., мягкий,звонкий ю [у] – гл., уд., в [ф] – согл., гл., тв.
4 б., 4 зв.
5. Итог урока. Над какой темой работали на уроке? Как можно обозначить мягкость согласного на письме? Какие еще темы повторили на уроке?
6. Оценивание.