Мастер-класс с группой учеников 3 класса со сложной структурой дефекта Звонкие и глухие согласные звуки Б-П. Буквы Б-П
Конспект урока в 3 классе со сложной структурой дефекта
по теме: « Согласные звуки звонкие и глухие Б-П. Буквы Б-П».
Цель урока: Учить учащихся правильно различать звуки Б-П, подбирать к ним соответствующие буквы.
Задачи урока:
-коррекционно-обучающие:
-различение звуков Б-П на слух и в произношении в слогах ;-уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;
-обучение давать характеристику звука;
-обучение производить звуко-буквенный анализ и синтез.
Коррекционно-развивающие:
-корригировать речемыслительную деятельность: формировать навык анализа, синтеза;
-формирование фонематического слуха, фонематического восприятия:
-развитие произвольного внимания и концентрации:
-формирование навыка самоконтроля.
Коррекционно-воспитывающие:
-воспитание интереса к учёбе, предмету:
-воспитание самостоятельности в работе.
Ход урока
Организация учащихся:
Дидактическая задача: обеспечить рабочую обстановку и психологическую подготовку учащихся к уроку.
- Артикуляционная гимнастика.
*Для подвижности губ:
-УЛЫБОЧКА (удержать 5 сек.)
-ТРУБОЧКА (удержать 5 сек.)
- чередование УЛЫБОЧКА-ТРУБОЧКА
*ЛОПАТКА
-ИГОЛОЧКА
-ЧЕРЕДОВАНИЕ ЛОПАТКА-ИГОЛОЧКА
* упражнения с элементами биоэнергопластики (разработана на основе методики А.Я.Ястребовой «Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности) способствует развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания, мелкой моторики пальцев и рук, развитию чувства ритма:
-ЗМЕЙКА (Ладонь сжата в кулак. Под счёт ладонь с сомкнутыми пальцами выпрямляется, затем снова сжимается, производя движение вперёд-назад)-КАЧЕЛИ (Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вверх-вниз).-МАЛЯР (Ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад)-ЧИСТИМ ЗУБКИ (Ладонь сомкнута в кулак. Указательный палец впереди. Указательный палец вместе с кистью руки поварачивается влево-вправо)-ФУТБОЛ (Сжатый кулак поворачивается вправо-влево)
*Упражнения с произнесение звуков:
- КОМАРИК (Широкий рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки за верхними зубами, произнести «д-з-з-з» ПРОТЯЖНО.-ДЯТЕЛ (поднять язык вверх, кончиком языка сильно ударить по бугоркам и произносить звук «д-д-д».Сначало медленно, затем быстрее).
-Дыхательная гимнастика.
* «Каша убежала» (одна рука на животе, другая- на груди. Глубокий вдох через нос-живот втянуть, задержать дыхание-глубокий выдох)* «Надуваем шарик» (рука на животе, вдох через нос, не поднимая плечи, живот должен стать круглым как шар, немножко задержать дыхание и продолжительный выдох с произнесением звука «ш=ш-ш»)
* «Дудочка» (на выдохе произнести звук « ПФ-Ф-Ф»)
*Мыльные пузыри
Введение в тему:
Дидактическая задача: подготовить детей к восприятию нового материала.
-Закрепление понятий «гласный-согласный звук»
*-Ребята, угадайте звук по беззвучной артикуляции:
А – расстояние между губками в два пальца
О –расстояние между губами в один палец
И – губы в улыбке
У – губы сложены в трубочку.
- Какие это звуки? – Каким цветом мы их обозначим? (демонстрация цветных карточек)
-Почему мы можем их тянуть? (потому что нет преграды, воздух свободно выходит из горлышка)
- Ребята, а какой звук мы слышим, когда движется паровоз (показать картинку с изображением паровоза).
П-П-П
-- Звук П согласный, он не может тянуться потому что есть преграда (смотрим схему)
-Каким цветом мы его отметим? – Синим.
- А какой звук издаёт крышка у кастрюли, когда в ней каша убежала? (БББ)
- Почему мы не можем этот звук протянуть? (есть преграда)
Смотрим схему. Он согласный. Его мы тоже отметим синим цветом.
-Эти звуки похожи по произношению ( когда мы их произносим , Губы соприкасаются, кончик языка немного отходит от нижних зубов).
- Закрепление понятий «звонкий-глухой» согласный.
- Но отличаются звуки Б-П по звучанию.
Тактильное восприятие работы голосовых связок при помощи тыльной стороны ладони при произнесении согласных. (горлышко дрожит, не дрожит)
Сообщение темы занятия.
Дидактическая задача: активизировать познавательную деятельность, подготовить учащихся к усвоению нового материала.
-Тема нашего урока: «Различение звуков Б-П и соответствующих им букв Б-П». Сегодня мы будем учиться различать звонкий звук Б и глухой звук П в слогах и подбирать к ним соответствующие буквы.
Работа по подбору соответствующей буквы к звуку.
Звуки на письме мы обозначаем буквами, которые пишем и читаем.
- Звонкий звук Б на письме мы обозначаем букой Б.
Логопед демонстрирует картинку с изображением буквы Б,
- Глухой звук П на письме мы обозначаем буквой П.
Логопед демонстрирует картинку с изображением буквы ПРабота по различению букв Б-П.
Логопед демонстрирует картинку, где наложены друг на друга буквы.
-Посмотрите, спутались друг с другом буквы нашего занятия, давайте найдём где буква Б, где буква П.
Логопед даёт ребятам обвести каждую букву пальчиком по контуру.5. Подготовка к письму.
Дидактическая задача: подготовить пальцы к процессу письма
Пальчиковая гимнастика
- «Цветочек» Солнышко просыпается,
Цветочек распускается,
Солнышко садится,
Цветочек спать ложится.
-«Птичка пьёт водичку»
- Замочек
-Играем на рояле
Работа на листочках.
Работа по развитию внимания и мышления.
-Посмотрите, какого элемента не хватает у буквы П? – Проведите недостающий элемент карандашом по точкам, не отрывая руки.
- А какого элемента не хватает у буквы Б? - Выложите по точкам этот элемент зерном.
6. Физминутка.
Дидактическая задача: снять напряжение, настроить на продолжение урока, повысить работоспособность.
Работа в тетради.
Различение звуков Б-П в слогах
-Сейчас мы с вами соберём «звуковые» бусы, в которых будут красные и синие бусинки. Красная – обозначает гласный звук, синяя- согласный звук.
-Послушайте внимательно слог: БА, повторите его, правильно произнося каждый звук.
-Какой первый звук в слоге , выделите его голосом (звонкий Б, он согласный), синий цвет бусинки нанизываем на верёвочку, и сразу на доске обозначаем этот звук буквой,
второй звук А (тянется,он гласный ,гласный цвет), и сразу на доске обозначаем этот звук буквой.
- Прочитаем слог и запишем его в тетради
Аналогичная работа со слогом ПА
- Запись слогов в тетради по контуру.
7. Итог урока
Дидактическая цель: дать анализ и оценку достижения цели. Вызвать у учащихся чувство радости, удовлетворённости от занятия.
-Ребята, с какими звуками мы сегодня работали на уроке?
-Вам понравилось работать?