Логопедическое занятие: «Автоматизация звука (л) в речи (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях)» с применением логопедической коррекционной программы «Игры для Тигры»


МКОУ «Заолешенская основная общеобразовательная школа»


Учитель – логопед: Вереитина Л. А.

Логопедическое занятие:
«Автоматизация звука (л) в речи (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях)» с применением логопедической коррекционной программы «Игры для Тигры»
1 класс
Габелия Рамин
Цели:
Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука (л).
Продолжить учить правильно произносить звук (л) в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Закрепить навык выделения звука (л) из ряда слов.
Научить определять место звука (л) в слове.
Формировать правильную воздушную струю, плавный длительный выдох.
Развивать фонематический слух, голосовые реакции, мелкую моторику, внимание, память.
Формировать интерес к занятиям.
Оборудование.
Персональный ноутбук, проектор, зеркало, логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры».
Ход занятия:
Организационный момент.
Сегодня мы с тобой отправляемся в путешествие вместе с Тигрёнком. Внимательно его слушай, он будет давать тебе задания, а ты будешь их выполнять. Если ты всё выполнишь правильно, то Тигрёнок тебя похвалит. Если ты ошибся, он скажет, что нужно делать.
Подготовительный этап:
Формирование воздушной струи и длительного плавного выдоха.
Блок «Просодика», модуль «Дыхание», упражнение «Ветерок»
Нужно помочь ветерку раскрутить лопасти мельниц. Для этого необходимо произвести выдох через рот. При длительном плавном выдохе лопасти всех мельниц начинают вращаться.
Развитие голосового аппарата, тембра голоса.
Блок «Просодика», модуль «Тембр», упражнение «Муравей».
Нужно помочь муравью летать на «парашютике». Ты должен помочь муравью подняться и удерживаться на указанной высоте, манипулируя своим голосом. Для этого нужно произнести в микрофон любой гласный звук.
Развитие фонематического слуха.
Блок «Фонематика», модуль «Звуки», упражнение «Музыка».
Нужно прослушать звучание представленных музыкальных инструментов, затем будет звучать один из инструментов, ты должен определить, какой инструмент прозвучал.
Основной этап.
Формирование правильного артикуляционного уклада при звуке (Л)
Блок «Звукопроизношение», раздел «Межзубный ламбдацизм», вариант : «Мультипликационный».
Посмотри , что нужно сделать с язычком, чтобы правильно произнести звук (Л). ( открыть рот, поднять язычок на бугорки, за верхние зубки и произносим (ЛЛЛ). Покажи, где правильное положение язычка, а где неправильное. Сделай правильно и произнеси звук (Л).
Автоматизация изолированного звука (Л).
Блок «Просодика», модуль «Ритм», упражнение «Машина».
Нужно по заданному ритму (звёздочка) произносить звук (Л). Если ты будешь правильно произносить, совпадая с ритмом, то на экране будут появляться детали машины, и в конце сюрприз (тигрёнок сядет в машину и заведёт её).
Автоматизация звука (Л)
в слогах (ла, ло, лу, лы).
Блок «Просодика», модуль «Слитность», упражнение «Рыбка».
2) в словах:
Блок «Просодика», модуль «Слитность», упражнение «Облако».
Нужно плавно и медленно произносить слоги и слова, при слитном и плавном произнесении рыбка плавает в аквариуме, облако по небу. Если ты остановился, то рыбка прекращает плавать и пускает пузыри. Облако останавливается, его форма упрощается.
а) определение наличия звука (Л) в слове.
Блок «Фонематика», модуль «Слова», упражнение «Четвёртый лишний». Назови картинки и определи в названии какой картинки нет звука (Л). Если ты верно выполнил задание, Тигрёнок тебя хвалит и даёт тебе орешек. Если ты ошибся, он подбадривает тебя, а в левой части картинки появляются скорлупки от орешка.
б) определение места звука в слове.
Блок «Фонематика», модуль «Анализ», упражнение «Поезд».
Посмотри на картинку и скажи, где находится звук (Л)- в начале слова ( первый вагон), в середине(средний вагон), в конце(последний вагон). Положи туда соответствующую картинку.
3)автоматизация (Л) в словосочетаниях.
Блок «Лексика», модуль «Валентность», упражнение «Признаки» (Что большое, что сладкое). Нужно составить словосочетания и выбрать нужную картинку. Если задание выполнил правильно, то картинка соединяется с центральной цветной верёвочкой, и тигрёнок хвалит тебя. Если задание выполнено не верно, он советует повторить свой выбор.
4)автоматизация (Л) в предложениях.
Блок «Лексика», модуль «Валентность», упражнение «Профессии», 1 вариант. (Садовник, Повар)
Нужно определить, какие из предметов нужны человеку данной профессии. Нужно указать подходящую картинку. Если картинка выбрана верно, она соединяется с центральной стрелкой, если нет – тигрёнок советует попробовать выполнить задание ещё. Затем нужно составить предложение (повару для работы нужна кастрюля) и т. д.
6.Итог.
Что выполняли на занятии?
Какой звук произносили? Что понравилось на занятии? Похвала, приз.






















МКОУ «Заолешенская основная общеобразовательная школа»
Учитель – логопед: Вереитина Л. А.
Самоанализ логопедического занятия.
Тема: «Автоматизация звука (Л) в речи (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях)»
Цели:
Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука (л).
Продолжить учить правильно произносить звук (л) в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Закрепить навык выделения звука (л) из ряда слов.
Научить определять место звука (л) в слове.
Формировать правильную воздушную струю, плавный длительный выдох.
Развивать фонематический слух, голосовые реакции, мелкую моторику, внимание, память.
Формировать интерес к занятиям.
Занятие составлено в соответствии с темой, целями и задачами логопедических занятий. Продолжительность, форма и содержание занятия соответствует требованиям по СанПину (продолжительность разовой работы на компьютере для детей 7-12 лет, имеющих отклонения в состоянии здоровья, составляет 15-20 минут (СанПин 2.2.2.542-96- Гигиенические условия организации учебных занятий с применением компьютеров, 1998)).
На занятии были реализованы следующие принципы:
1.Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений, (опора на сохранные анализаторы).
2. Принцип системного подхода к коррекции речевых нарушений.
3.Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей с нарушениями развития.
4.Принцип систематичности и последовательности обучения.
5.Принцип доступности.
6.Принцип индивидуализации обучения.
7.Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.
8. Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка.
9.Принцип игровой стратегии обучения и введения ребёнка в проблемную ситуацию.
10.Принцип воспитывающего обучения.
11.Принцип интерактивности компьютерных средств обучения.
Данное занятие с использованием компьютерной технологии является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка.
1этап организационный, он направлен на эмоциональную и физическую подготовку ребёнка к использованию компьютерных упражнений в процессе занятия в соответствии с поставленными коррекционно- образовательными задачами. Ребёнок вводится в проблемную и игровую ситуацию.
2 этап подготовительный, направлен на подготовку моторного и слухового анализаторов к работе: формирование правильной воздушной струи, длительного и плавного выдоха (упражнение «Ветерок»); развитие голосового аппарата, тембра голоса ( упражнение«Муравей»); развитие фонематического слуха ( упражнение «Музыка»).
3. Основной.
1)Формирование правильного артикуляционного уклада (мультипликационный режим) способствует уточнению правильного положения органов артикуляции при произношении звука (Л), развитию так называемой «моторной памяти». Таким образом , при формировании правильных артикуляционных укладов у ребёнка активизируются новые устойчивые произносительные условно – ассоциативные связи, способствующие развитию обратной афферентации и двигательного звена речевой системе в целом.
2)Произношение изолированного звука (Л) (упражнение «Машина»). Работа построена на дискретном произнесении речевых единиц, в данном случае - звуков. При произнесении одной речевой единицы на экране появляется новая деталь картинки. Работа с упражнением производится с опорой, как на зрительное, так и на слуховое восприятие и контроль над своей деятельностью, что способствует активизации компенсаторных механизмов на основе устойчивых визуально – аудиальных условно – рефлекторных связей. Задание способствует развитию аналитико – синтетической деятельности («Часть» и «Целое»)
3)Автоматизация звука (Л) построена в соответствии с требованиями расположения этапов автоматизации звуков на индивидуальном логопедическом занятии (слог, слово, словосочетание, предложение).
- автоматизация в слогах, словах:
Упражнение «Рыбка» способствует закреплению произношения звука в слогах и позволяет работать над плавностью речи ребёнка, длительностью и силой ротового выдоха и фонации на основе гласных и согласных звуков.
Упражнение «Облако» позволяет работать над слитностью произнесения слов, а также способствует развитию силы и длительностью речевого выдоха и голоса.
Упражнение «Четвёртый лишний» способствует автоматизации звука (Л) в словах, развивает способность выделения звука на материале слов. В процессе выполнения заданий данного упражнения ребёнку необходимо произвести операции классификации слов по заданному признаку, что способствует развитию словесно – логического мышления у детей, развитию фонематического слуха.
Упражнение «Поезд» позволяет работать над формированием и развитием навыков звукового анализа. Задания упражнения направлены на определение положения (места) звука в слове по отношению к другим (в начале, середине, в конце)- ребёнку необходимо определить, в какой части находится заданный звук и поместить картинку в соответствующее окошко вагона.
- автоматизация в словосочетаниях:
Упражнение «Признаки» позволяет работать над лексической валентностью слов(имён прилагательных), организацией семантических полей на основе синтагматических связей. В ходе упражнения ребёнку предлагается выбрать и указать предметы, обладающие заданным признаком. В процессе выполнения задания рекомендуется составить словосочетания с использованием прилагательных и существительных и произвести выбор необходимых картинок. В данном задании структурируется и активизируется словарь ребёнка по теме «Признаки» по представленным категориям, формируется умение построения и использования в речи простых грамматических конструкций. Дифференциация степени сложности упражнения достигается выбором соотношения предъявляемых подходящих и не подходящих картинок.
- автоматизация в предложениях:
Упражнение «Профессии» направлено на развитие лексической валентности слов, позволяет актуализировать и структурно организовать словарь по теме «Профессии», сформировать и закрепить умение построения и использования в речи простых грамматических конструкций.
4. Итог.
Таким образом, на занятии были использованы разнообразные виды заданий, которые способствуют коррекции, формированию и развитию:
- длительности и силы речевого выдоха,
- громкости (интенсивности) и тембра голоса,
- темпо – ритмической организации,
- интонационной выразительности,
- чёткости и разборчивости речи,
- эфферентного и афферентного звеньев речевой системы,
- неречевого слухового гнозиса,
- речевого слухового гнозиса,
- звукового анализа и синтеза,
- структуры значения слова,
- лексических связей слов ( синтагматичеких и парадигматических),
- грамматического значения слова,
- коммуникативных навыков детей.
Системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно – образовательного процесса. Оно достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, интерактивной формы обучения, а также создания психолого – педагогических условий развития положительной мотивации ребёнка к логопедическим занятиям.



15