Логопедическое занятие на тему: Дифференциация букв И-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях (4 класс)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОНОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ
(КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ V ВИДА Г. ЗЕРНОГРАДА
(ГКОУ РО ШКОЛА – ИНТЕРНАТ V ВИДА)





ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ
ЗАНЯТИЕ В 4 КЛАССЕ
НА ТЕМУ:
«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ И-Ш В СЛОВАХ, СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»

Для слушателей областного семинара-совещания на тему:
«Инновационные подходы к организации и отбору содержания обучения детей с речевыми нарушениями»





Подготовила и провела:
Галкина С.А.,
учитель начальных классов, логопед
высшей квалификационной категории









г. Зерноград,
18.04.2012г.

Тема занятия: «Дифференциация букв и-ш в словах, словосочетаниях и предложениях»
Цель: сформировать у детей чёткую дифференциацию букв и-ш в словах, словосочетаниях и предложениях
Задачи:
Научить детей дифференцировать буквы и-ш в словах, словосочетаниях, предложениях; закрепить знания норм орфографии;
Развивать у детей кинетические представления, зрительное восприятие цвета, зрительный гнозис; навыки звукового анализа и синтеза; логическое мышление, зрительное восприятие и внимание, мнестические процессы;
Активизировать словарный запас речи детей
Воспитывать интерес к познавательной деятельности, самоконтроль
Словарь: дифференциация
Оборудование: карточки с заданиями, цветные карандаши, ножницы, презентация
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сейчас сядет тот, у кого в имени есть звук [и]. (Кирилл и Игорь садятся). Какой по счёту звук [и] в ваших именах?
- Наташа и Руслан почему вы не сели?
- Нет ли звука [и] у вас в фамилии? (есть) Какой по счёту? Садитесь.
- Подпишите листы. В каком падеже вы запишите фамилию и имя?

II. Развитие зрительного восприятия и внимания. Работа с изографами.

(слайд1)
- Назовите, что вы видите на изографах?
- В каком месте расположен на доске?
- Какие буквы, сходные по начертанию, повторяются в словах?
- Молодцы! Кто сможет сформулировать тему занятия?
- Сегодня мы будем дифференцировать буквы и-ш в словах, словосочетаниях и предложениях. Как вы понимаете значение слова дифференцировать?
- Запишите число и тему занятия.



III. Основная часть занятия.
1. Соотнесение букв с символами для их обозначения на письме.
- Что общего? (при написании одинаковые элементы)
- Чем отличаются?
Вывод: буква и – красная двойка, буква ш – синяя тройка (слайд2)
·

2.Развитие звукового анализа и синтеза (карточки с цифрами от 1 до 10)
- Определите звук с помощью цветного карандаша и его место в слове на слух.
- Каким карандашом обозначите звук [и]? Звук [ш]?
Слова: шар, уши, мыши, шишка, штанишки
- Проверьте ответы (слайд3)

3. Работа с картинками. Игра «Шифровальщики» (работа с инд.карточками)
- Зашифруйте названия картинок используя наш шифр. Какой? (буква и – красная двойка, буква ш – синяя тройка) (слайд4)
Слова (картинки):
1 уши, избушка, ошибка, вишня, шапки.
2 шило, мишка, ландыши, шишки, шарик.
3 шило, шапки, шарик, избушка, ландыши.
4 уши, мишка, вишня, ошибка, шишки.
- Проверьте своё выполнение (слайд5)
- Обменяйтесь карточками и расшифруйте слова.
- Прочитайте, что у вас получилось.
- В какую группу можно объединить эти слова? (имена существительные)
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- При выполнении этого задания, на какой орган была нагрузка?

Физ. минутка для глаз (слайд6)

4. Работа с глаголами. (слайд7)
- Посмотрите, какое послание приготовили для вас дежурные буквы и-ш.
Слова записаны рукописным текстом следующим образом:
Шутимпишемспешимнасмешимтишинаслышимшипим
- Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?
Задания:
исправите ошибки при помощи ножниц (отделите слова друг от друга)
определите лишнее слово, объясните свой выбор
что общего между оставшимися словами
напишите глаголы во 2 лице ед.ч. (на доске и в тетради, с помощью цветных карандашей подчёркивают буквы и,ш)

5. Дифференциация букв и-ш в словосочетаниях. Игра «Путаница»
- Что за загадочные слова составили для вас буквы и – ш? Можно их прочитать? Почему? Исправьте ошибки.
больиая мшкиа
пуисштые икшаш
плюиевый шзбуика
красшвые уикш
хороиая мыика
иустрая ландиыш
- Проверьте (слайд8)
- Образуйте и запишите из данных слов словосочетания. (слайд8)

6. Дифференциация букв и-ш в предложениях. Игра «Исправь ошибки" (слайд9)
- Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?
- Поднимите руки те, кто сможет справиться самостоятельно с заданием.
мшиа, без, пшиет, оишбок.
ишла, не, мешке, уташиь, в.
и, больиую, Маиа, ишшку, Гршиа, наишли.
уикш, у, пуишстые, коики.
людей, поспеишшь, насмеишь.
шзбуика, Швана, у, хороиая, дедуикш, была.
От, мышка, Гршшки, иустрая, убежала.
- Прочитайте что у вас получилось.

IV. Итог урока.
- Молодцы! Мне понравилось, как вы работали.
- Какая тема занятия?
- Где различали буквы?
- Назовите слова, в которых есть:
буква нашего занятия, состоящая из двух элементов,
буква нашего занятия, состоящая из трёх элементов

15