Логопедическое занятие на тему Твердые и мягкие согласные перед гласными И, Ы.


Твердые и мягкие согласные перед гласными И, Ы.
Задачи:
1. Учить дифференцировать звуки и буквы и-ы на слух, в произношении и на письме.
2. закреплять представления о различии твердых и мягких согласных.
3. Развивать языковой анализ и синтез.
4. Корректировать пространственные представления и слуховую память.
Ход занятия.
I. Оргмомент.- Если день начать с улыбки, то он обязательно пройдет удачно. Давайте начнем с улыбки и наше занятие. Улыбнитесь друг другу. Главная задача сегодня- быть активными, внимательными, трудолюбивыми.
II. Основная часть.
1. -Сядет тот, кто ответит, чему мы учимся на логопедических занятиях.
(правильно писать, подбирать слова, составлять предложения, различать звуки).
2. –Я принесла вам конверты с заданиями. Разделитесь на пары. Выберите себе конверт, откройте. Что в конвертах? (слова), что нужно сделать? (составить предложения).
-У Кати есть плюшевый мишка.
-В клетке сидела белая мышка.
Договоритесь, кто будет составлять предложения, а кто будет проверять работу.
Прочитайте предложения. Назовите слова, которые очень похожи. (Вывешиваются картинки мышка и мишка). Какими звуками они различаются? Как вы думаете, чему будем учиться на занятии? (различать звуки и буквы Ы, И.). Для чего нам это нужно?
3. Работа с зеркалами.
Давайте произнесем звук И перед зеркалом. Есть ли во рту преграда? Значит какой звук? (гласный/согласный).
(Аналогичная работа со звуком Ы).
4. Давайте вспомним букву. Звук И обозначается буквой И. Сколько в ней элементов? Какие? Выложите букву из фасоли.
Аналогичная работа с буквой Ы.
5. Вспомните слова, которые мы выделили в начале урока. Чем они различаются? Что такое мышка? мишка?
Какой первый звук в слове мышка? Дайте характеристику звуку (и т.д., выложите схему слова). Чем различаются первые звуки в этих словах? После какого звука мы пишем ы? и?
Дети делают вывод: -и после мягких звуков, -ы после твердых.
Чем отличается работа язычка при произнесении твердых и мягких согласных? (при мягких губы сильнее напряжены, серединка языка поднимается).
6. Давайте проверим, как вы умеете различать твердые и мягкие согласные. Игра «Запомни и повтори».
Ди-ди-ды-дифи-фы-фи-фыГы-гы-ги-гымы-мы-ми-мыЧем различались согласные звуки в каждом ряду? Какая гласная буква пишется после мягких, твердых согласных?
7. –У вас на столах карточки с буквами. Внимательно послушайте слоги. Если услышите слог со звуком ы, поднимите букву Ы (и – И).
Пы, си,ты, ки, ри, мы, пи, сы, ты, ти, ры, ды, ми, кы, ми, кы, ди, би…
8. Работа со слоговой таблицей.
клыгриблиптишкиныснысинплызми книгмы- Что написано в таблице? (слоги).
- Причитайте их. Найдите слог кни. Прочитайте слог над слогом кни.
1 кл. влево 2 кл. вверх,
2 кл. вправо, 1 кл. вниз,
2 кл. вниз, 2 кл влево,
1 кл. вверх, 1 кл. вправо.
- Слоги с какими гласными буквами вы читали? После каких согласных пишем и, ы?
9. Пальчиковая гимнастика «Су-Джок».
10. –Выберите себе 1 конверт, что перед вами? (слоги). Что нужно сделать? (составить слова). Будьте внимательны, у вас по 2 слова.
Что нужно сделать, чтобы составить слова? (прочитать слоги и каждому найти свое место).
(чудесный, курица, малина, ягоды, мальчики, арбузы, магазин, быстрый).
- Прочитайте слова. Какие интересующие нас звуки мы слышим в этих словах? Еще раз прочитайте эти слова так, как они пишутся и запомните их. Закройте. Запишите их, диктуя по слогам. Проверьте. Букву И подчеркните, букву Ы обведите кружочком.
11. Игра в мяч «Один – много».
Кот –
Бык –
Конь - Жук –
Муха –
Бабочка - Ива –
Береза –
Яблоня - Шкаф –
Стол –
Тумбочка -
- Я назову один предмет, а вы – много. В этом вам помогут наши звуки. Выделите последний звук в каждом слове. Постарайтесь запомнить слова.
Вспомните, каких животных, деревья, мебель, мы называли?
12. Графический диктант (и/ы).
Пир, бить, мыть, ты, спи, мы, мир, вы, сыр, писк, пыль, тигр, визг, кит, лить, рыть.13. Графический диктант (гласные).
Мыло, гуси, соты, вилы, куски, марки, карты, рыбаки, листики, вагоны, сухарики, узоры, уроки, музыка, пузыри.14. –Назовите предметные картинки (липа, ива, дуб, яблоня, береза, клен).
- Как назвать одним словом? Назовите другие деревья. Назовите части деревьев.
Лист липы какой? липовый.
Ветка березы ?....... и т.д.
15. Работа по карточкам.
- Прочитайте, вставляя и/ы (или списать в тетрадь).
Сл-в-, р-б-, в-лк-, пт-ц-, к-т-, в-шн-, с-льн-й, м-л-й, н-тк-, л-п-, п-л-,-г-р-.
III. Обобщение.
IV. Итог.