Урок по теме Глобальные проблемы современности

Тема урока: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ»

Цели: обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека; дать представление о различных точках зрения на пути и средства разрешения глобальных проблем.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: практическая работа (работа с фрагментами из публикаций и отдельными высказываниями, выполнение проблемно-познавательных заданий).

Задание учащимся: на схеме указаны две черты глобальных проблем современности. Запишите еще три характерные черты.

ПЛАН
1. Особенности глобальных проблем.
2. Классификация глобальных проблем:
1) политические;
2) экологические;
3) социальные;
4) экономические.
3. Возможно ли решение глобальных проблем?

Оборудование: листы с заданиями для каждого ученика.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

Особенности глобальных проблем
Объяснение учителя и выполнение заданий учащимися по ходу объяснения.

Учитель. Каждый человек, как частица целого, неразрывно связан со средой своего обитания, состояние которой определяет условия его существования. Поэтому направления и перспективы мирового развития привлекают пристальное внимание ученых.
В последнее время особую тревогу мировой общественности вызывает угроза термоядерной войны, экологические, демографические и ряд других проблем современности, затрагивающих мир в целом и требующих неотложных решений.
Учащиеся выполняют задание 1 (см. Приложение 1) и определяют тему и цель урока.
Учитель. Слово «глобальный» происходит от латинского слова globes - шар. Зная происхождение и значение слова, назовите важнейшие признаки глобальных проблем. Что делает проблемы, стоящие перед странами и народами, глобальными?
После обсуждения учащиеся приходят к выводу.
Вывод: понятие «глобальные» охватывает тот круг проблем и противоречий, которые:
1) приобрели планетарный характер и затрагивают интересы всех стран и народов;
2) угрожают разрушением фундаментальных основ человеческой цивилизации;
3) требуют для своего решения совместных усилий.









Учитель. Человек - личность автономная, обладающая некоторой свободой мышления и действий. Однако границы этой свободы ограничены совокупностью природных и социальных факторов. Человечество создает и преобразует природные условия своего существования, испытывая при этом обратное воздействие. Так складывается сложное взаимодействие между человеком и средой обитания.

Классификация глобальных проблем.

Ученые классифицировали глобальные проблемы.

Глобальные проблемы

Политические
Экологические
Социальные
Экономические

1. Возникновение локальных конфликтов
1. «Парниковый эффект»
1. Демографическая ситуация
1. Продовольственная проблема

2. Опасность ядерной войны
2. Загрязнение атмосферы, вод Мирового океана
2. Перенаселенный «юг»
2. Полюса развития

3. Различия
политических
систем
3. «Озоновая дыра»
3. Терроризм
3. Истощение ресурсов


Политические проблемы
Учитель. Узкокорыстная или недальновидная политика одних часто оборачивается ущербом для других. Локальные политические и военные конфликты, как правило, перерастают в региональные и подчас выходят за рамки отдельных регионов. Можно вспомнить, что все мировые войны начинались с конфликтов между соседними государствами.
Ближневосточный кризис начинался с войны между Израилем и арабами Палестины, а иракская оккупация Кувейта привела к войне в районе Персидского залива с участием стран, расположенных за тысячи километров от места этих событий.
Учащиеся выполняют задания 2 и 3 (см. Приложение 1) и приходят к выводу.
Вывод: фатальный исход войны с применением оружия массового поражения сам по себе является сдерживающим фактором от его применения, поскольку в такой войне не будет ни победителей, ни побежденных. В действительности дело обстоит иначе. История свидетельствует, что накопление оружия никогда не служило предотвращению военных конфликтов.
Учитель. Большинство современных государств осознало преимущества демократии. Количество тоталитарных режимов в мире сокращается, но они не исчезли совсем - тоталитаризм сохраняется в странах Востока (Северная Корея, Ирак) и в Африке; не проведена политическая модернизация Китая и Кубы. Есть государства, где демократия слишком незрела, поэтому сохраняется угроза реставрации тоталитарных порядков.
Экологические проблемы
Учитель и учащиеся обсуждают проблемы «парникового эффекта» и загрязнения окружающей среды и приходят к выводу.
Вывод: последствия загрязнения окружающей среды приведут к тому, что в продуктах природы будут содержаться вещества, созданные человеком и опасные для него.
Учащиеся выполняют задание 4 (см. Приложение 1) и делают вывод.
Вывод: первое утверждение фиксирует всеобщую связь процессов и явлений в природе. Изменение одного элемента системы ведет к количественным и качественным изменениям других элементов.
Второе - абсолютно безотходного производства нет, но важно добиться того, чтобы отходы использовались в экологически безопасной форме (шумозащитный слой в автомобиле «Тойота» сделан из отходов рентгеновской пленки).
Третье - человек не всегда предвидит последствия своих действий. Этот принцип - призыв: следует меньше всего вторгаться в природу, а больше всматриваться в нее. В ряде стран существуют природные индикаторы чистоты воды. Например, если в озере, реке водится форель, значит, можно говорить о чистоте воды. Если в водоеме появляется карп, значит, степень загрязнения повысилась.
Четвертое - за чистую природу надо платить, а за грязную приходится расплачиваться.

Социальные и экономические проблемы
Учитель. В конце XVIII века в Европе значительного развития достигла медицина. Смертность стала уменьшаться, но произошел спад рождаемости. В развивающихся странах произошел «демографический взрыв». Он стал одной из главных проблем современности. Высокий прирост населения характерен для стран со слабо развитой экономикой, где государство не может обеспечить нормальных условий жизни своим гражданам.
Учащиеся выполняют задание 5 (см. Приложение 1).
Учитель и учащиеся обсуждают экономические проблемы и приходят к выводу.
Вывод: внутренние ресурсы слаборазвитых государств для осуществления индустриализации крайне ограничены. Стремление решать эту проблему за счет привлечения иностранных займов вызывает рост внешней задолженности, которая уже превысила 1 трлн. американских долларов. По сей день 800 млн человек живет в абсолютной бедности, 50 млн. ежегодно умирает от голода, треть населения не имеет работы. Проблема заключается в технологической пропасти, которая разделяет лидеров и аутсайдеров мировой экономики.

Возможно ли решение глобальных проблем?
Учитель. Глобальные проблемы разнообразны, сложны и противоречивы. Они охватывают широкий спектр человеческих отношений и человеческой деятельности. Их решение - задача жителей всей планеты, и ее решение возможно путем мирного, добровольного, осознанного сотрудничества.
Учащиеся выполняют задания 6 и 7 (см. Приложение), затем они заполняют схему (см. задание, полученное в начале урока).
Заполненная схема выглядит следующим образом:

1. Являются показателями целостности и взаимосвязанности современного мира.
2. Создают угрозу человечеству.
3. Требуют объединенных усилий для сотрудничества.
4. Побуждают к поиску взаимопонимания и согласованию интересов.
5. Поиск решения этих проблем способствует становлению единой цивилизации.



II. Итоги урока.
Подвести итоги урока можно, используя следующее задание: подумать и ответить на вопрос «Как найти выход из тупиков отсталости, угрозы взаимного уничтожения, деградации природной среды?».
Учитель.
1. «Чтобы иметь будущее, человек должен выжить как вид... Для этого он должен приостановить, а затем и ускорить существующие сегодня тенденции к разрушению. В определенной степени он должен пересоздать самого себя, свои отношения с другими людьми и свои отношения с остальной природой. Таким образом, наш первоочередной долг заключается в самосохранении человеческого вида вместе с его планетарно-вселенским окружением» (Г. Парсонс). То есть все проблемы - лишь звенья более общей проблемы выживания.
2. Условием выживания цивилизации становится планомерное, организованное на научной основе использование ресурсов планеты.
3. Системный подход к глобальным проблемам требует распределения решаемых задач по иерархическим уровням. В качестве первоочередных сегодня выступают задачи прекращения гонки вооружений.
Бактерии могут жить в таких местах и при такой температуре, какой человеку не выдержать. Они существуют миллиарды лет, и нет причины, почему бы им и дальше не жить. Человеческий вид насчитывает всего 100 тысяч лет и уже поставил свое существование под угрозу. Человек должен доказать, что человеческая цивилизация не краткий период земной истории.
Учитель обобщает и подводит итоги урока.

ПРИЛОЖЕНИЯ
К УРОКУ по теме «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ»
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Задание 1.

- Как называется комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих мир в целом и требующих неотложных решений:
- экономический кризис;
- научно-техническая революция;
- глобальные проблемы?

Задание 2.

С 3500 г. до н. э. по 2000 г. произошло 14530 войн, и только 292 года люди жили в мире.
Существуют различные объяснения причин милитаристского духа, свойственного человеку и порождающего многочисленные войны.
Одни считают, что, как и у животных, у человека срабатывает программа разделения на «своих» и «чужих». По отношению к последним моральный запрет «не убий» значительно ослабевает.
Существует также теория, согласно которой, чем более сокрушительно от природы вооружение животного (яд, клыки и т. д.), тем сильнее действуют инстинктивные запреты не наносить ущерба ближнему.
Человек и его ближайшие предки были слабо вооружены, поэтому естественная мораль человека была и остается слабой, и в то же время он стал самым вооруженным видом на Земле. Вот это противоречие и является источником бесконечных разрушительных войн.
- Каково ваше отношение к представленным позициям? Ответ обоснуйте.

Задание 3.

К настоящему времени в арсеналах ядерных держав накоплено 50 тыс. ядерных боеприпасов общей мощностью 13 тыс. мегатонн. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, при глобальном ядерном конфликте погибнет 2 млрд человек. 2025 % оставшихся в живых скончаются от эпидемий, радиации, массовых генетических болезней. Остаткам человечества выжить, по всей видимости, не удастся. «Ядерная зима», разрушение озонового слоя и другие экологические изменения сделают невозможным существование высших форм жизни на Земле. Перспективы применения химического и бактериологического оружия дополняют эту картину. Достаточно сказать, что в мире имеется около 150 тыс. тонн боевых отравляющих веществ. Этого вполне достаточно, чтобы несколько раз уничтожить человечество.
- Насколько реальна угроза этой чудовищной войны?

Задание 4.

Воздействие человека на биосферу постоянно растет. Ежегодно из недр планеты извлекается более 100 млрд тонн различных веществ, из которых 98,5 % превращаются в отходы. В атмосферу выбрасывается ежегодно 20 млрд тонн окиси углерода, двуокиси серы, 250 млн тонн пыли и др. В воды Мирового океана ежегодно сбрасывается 6-10 млн тонн сырой нефти и нефтепродуктов, 17,4 млн тонн твердых веществ. Картину усугубляют кислотные дожди, вызванные высоким содержанием окисей серы и азота в атмосфере.
В 102 городах СНГ с населением 50 млн человек концентрация вредных для здоровья веществ превышает допустимые медицинские нормы в 10 и более раз.
Перспективы глобальной экологической катастрофы перестают быть абстракцией. Уже сегодня 70 % человеческих болезней связано с загрязнением природной среды. По этой причине 20 % флоры и фауны Земли находятся в стадии вымирания. «Парниковый эффект» в ближайшее десятилетие повысит температуру нижних слоев атмосферы на 5-6 градусов, что приведет к неблагоприятному изменению климата на Земле.
Исследователь экологических проблем Б. Коммонер вывел следующие законы экологии:
1) все связано со всем;
2) все должно куда-то деваться;
3) природа «знает» лучше;
4) ничто не дается даром.
- Попытайтесь разъяснить и конкретизировать эти положения.

Задание 5.

На рубеже «до н. э. - н. э.» население Земли составляло около 234 млн человек. К1800 г. - 1 млрд человек, к 1990 г. - 5,5 млрд. человек.
Ежеминутно рождается около 200 человек, а умирает - 100-120 человек. Предельно возможное количество людей для Земли -14 млрд. человек.
Другая сторона этой проблемы: средняя продолжительность жизни - самая высокая в Японии (мужчины - 89 лет, женщины - 91 год), самая низкая - в Африке (мужчины - 30 лет, женщины - 35 лет). Россия занимает 78-е место по продолжительности жизни (мужчины - 56 лет, женщины 72 года).
- Какие экономические проблемы влекут за собой социальные?

Задание 6.

По международным опросам, обеспокоены негативным влиянием ухудшающейся экологической ситуации на здоровье людей 89 % россиян, 67 % граждан США, 51 % канадцев, 27 % норвежцев, 21 % финнов, 14 % датчан.
- Проанализируйте эти данные. Чем, по вашему мнению, объясняется столь значительный разброс мнений? Значит ли это, что бремя решения этих проблем должно быть возложено в первую очередь на те страны, где число граждан, обеспокоенных состоянием экологии, особенно велико?

Задание 7.

Выступая на научной конференции, ученый-эколог заявил: «Пора осознать, что человечество идет к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти себя. Мы обречены».
- Согласны ли вы с этим мнением? Ответ поясните.