Методичка Рекомендации классным руководителям в работе трудными подростками
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 66
имени Героя Советского Союза С.П. Меркулова г. Липецка
РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ В РАБОТЕ С "ТРУДНЫМИ" ПОДРОСТКАМИ
Особенности подросткового периода развития:
ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;
примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;
вступает в первые романтические отношения;
привыкает ощущать себя в роли взрослого человека.
Общаясь с подростком, помните:
беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона;
в процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес;
лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя;
диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают;
в процессе общения старайтесь вести диалог на равных;
старайтесь инициативу общения держать в своих руках;
умейте смотреть на вещи глазами подростка.
Работая с «трудным» подростком, нужно:
Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию
Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться
Стараться соблюдать принцип А.С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.
Дифференцировка способов реагирования на нарушение дисциплины.
Типы поведения учащихся, его характеристика
Психологические причины поведения
Возможные пути педагогического воздействия
Поведение, направленное на
привлечение внимания
Активное: отвлекает внимание учителя и класса
Неумение просить внимания при переживании дефицита внимания к себе.
Минимизация внимания (игнорирование демонстративного поведения).
Разрешающее поведение (к выходке может присоединиться весь класс в пределах «разрешённой квоты»).
Подчёркивание успехов, внимание за хорошее поведение.
Отвлечение ученика (смена вида деятельности).
Пассивное: чрезмерно медленный темп работы, демонстративная медлительность
Властолюбивое поведение
Активное: вспышки негодования, конфронтация, нагнетание напряжённости
Эмансипация, мода на «сильную личность» в неадекватных проявлениях
Акцентирование на поступках, а не на личности учащихся.
Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости ( не повышать голос, не высмеивать ученика, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах).
Отсроченное обсуждение проступков.
Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Пассивное:
Тихое непослушание
Мстительное поведение
Активное: физические или психологические акты насилия (порча мебели, оскорбления)
Стереотип силового разрешения конфликтов
Акцентирование внимания на поступках, а не на личности учащихся.
Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости (не повышать голос, не высмеивать ученика, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах).
Отсроченное обсуждение поступков.
Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Пассивное:
Поведение, направленное на избегание неудач
Активное: вспышки негодования в ситуации реальной или потенциальной неудачи
Необоснованные ожидания взрослых, конкурирующий стиль взаимодействия
Представление дополнительной помощи в обучении (ученики-репетиторы, игровые методы обучения, дополнительные занятия).
Предоставление возможности позитивно рассказать о себе.
Подчёркивание достижений, напоминания о прошлых успехах.
Материализация достижений (аплодисментами, условными знаками, отметками в «Классном уголке» и др).
Пассивное:
Откладывание «на потом», уверенность в отсутствии способностей и/или возможностей.
Помощь организации воспитания в семье.
Основные стили родительского воспитания детей.
Стиль
воспитания
Требовательность
Контроль
Эмоциональное
тепло
демократический
справедливая
на основе разумной заботы
теплые
чувства
авторитарный
жесткая, запреты без объяснения причины
жесткий, часто некорректный
отсутствует
гиперпротекция: «самостоятельный ребенок»
отсутствует, нет взрослого как образца
периодический, слабый
недостаток
теплых чувств
потворствующий
отсутствует, ребенок предоставлен сам себе
отсутствует;
не критичное отношение к поведению
при нарушении поведения –лишение теплых чувств
доминирующая гиперопека
отсутствует, нет самостоятельности
чрезмерный, за каждым шагом, минутой, мыслью
излишняя
забота
потворствующая гиперопека: «кумир семьи»
отсутствует
слабый, большая забота
восторженное любование, обожание
эмоциональное отвержение: «золушка»
повышенная
жесткий
отсутствует
в условиях жестких отношений между
родителями
открытая агрессия к ребенку
жесткий;
побои за непослушание
каждый сам
за себя
Модель
общения
Реакции
детей
Возможный
результат
личностно–ориентированная
самостоятельность со знанием дела
оптимальный тип развития
личности
«дисциплинарная»
замкнутость, приспособление, безынициативность
пассивность,
агрессивность
невмешательство
непредсказуемость
неустойчивый, тип личности, асоциальность
«заискивающая»
непредсказуемость
неустойчивый, эпилептический тип личности,
некритичность, приспешничество
по поводу запретов, мелочная опека
эгоцентризм, несамостоятельность
вседозволенность, несамостоятельность
вокруг желаний и прихотей ребенка
завышенные притязания, получение желаемого без труда
истероидный, эпилептический тип личности,
не может постоять за себя
полная потеря контакта
равнодушно – жесткая
мечтатель;
жестокость;
трудности
общения
по поводу поведения
страх наказания, ложь, жестокость
эпилептический тип личности,
индивидуализм, жестокость
Выявление детей «группы риска»
Группы критериев
Критерии, определяющие « группу риска»
Учебно-педагогические
- имеют стойкую неуспеваемость
- прогуливают, пропускают занятия без причин
Поведенческие
- имеют стойкие нарушения поведения
- испытывают трудности во взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками
- употребляют алкоголь, ПАВ
Социальные
- живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребёнку, алкоголизм родителей)
- живут в малообеспеченной семье
- живут не с родителями
Медицинские
- имеют хронические заболевания внутренних органов
- имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи
- часто и длительно болеют
- состоят на учёте у психоневролога
Психологические
- имеют нарушения эмоционально – волевой сферы
- имеют высокий уровень агрессивности
Федянина Анна Евгеньевна
педагог- психолог
МБОУ лицей № 66 г. Липецка
13PAGE 15
13PAGE 14615
Заголовок 1Заголовок 215