Урок русского языка для учащихся 2 класса с ОВЗ( ограниченными возможностями здоровья)
Урок русского языка для детей с ОВЗ (легкая и умеренная умственная отсталость) по темам: «Правописание приставок» (5,6 класс) и «Правописание приставок и предлогов» ( 7 класс).
Урок составлен по адаптированным программам для детей с ОВЗ
В классе обучаются учащиеся 5,6,7 классов. В 5 классе – 1 ученик с легкой умственной отсталостью, в 6 классе – 3 ученика, из них 2 ученика с легкой умственной отсталостью и 1 ученик с умеренной умственной отсталостью, (не знает букв, не умеет читать и писать, поэтому по тематике идет изучение букв и звуков), в 7 классе – 5 учеников, из них 3 ученика с легкой умственной отсталостью и 2 ученика с умеренной умственной отсталостью (задания облегчены). Тема урока у всех классов одинакова, но для каждого класса идет с усложнением, для разной категории умственной отсталости задания на уроке даны дифференцировано.
Урок русского языка для детей с ОВЗ
5 класс 6 класс 7 класс
Тема: Правописание приставок. Тема: Правописание приставок. Тема: Правописание приставок и предлогов.
Цель: закрепление знаний по теме правописание приставок. Цель: закрепление знаний по теме правописание приставок. Цель: закрепление знаний по теме правописание приставок и предлогов.
Задачи: - коррекционно-образовательные: развивать умение находить приставки и правильно их записывать, закрепить знания по разбору слов по составу, по разбору предложения. - коррекционно-развивающие: развивать связную речь; обогащать словарный запас; развивать умение работать индивидуально; - коррекционно-воспитывающие: развивать самостоятельность, воспитывать аккуратность, дисциплинированность, интерес к предмету. Воспитывать доброжелательное отношение к маме, уважение к старшему поколению, воспитывать уважение к семейным традициям и ценностям. Задачи: - коррекционно-образовательные: закрепить понятия о букве и звуке М, развивать умение находить приставки и правильно их записывать; закрепить знания по разбору слов по составу, по определению рода имён существительных по разбору предложения; - коррекционно-развивающие: развивать связную речь; обогащать словарный запас; развивать умение работать индивидуально;
- коррекционно-воспитывающие: развивать самостоятельность, воспитывать аккуратность, дисциплинированность, интерес к предмету. Воспитывать доброжелательное отношение к маме, уважение к старшему поколению, воспитывать уважение к семейным традициям и ценностям. Задачи: - коррекционно-образовательные: развивать умение различать предлоги и приставки, находить их и правильно записывать; закрепить знания по определению рода имён существительных, по разбору слов по составу, разбору предложения; - коррекционно-развивающие: развивать связную речь; обогащать словарный запас; развивать умение работать индивидуально; - коррекционно-воспитывающие: развивать самостоятельность, воспитывать аккуратность, дисциплинированность, интерес к предмету. Воспитывать доброжелательное отношение к маме, уважение к старшему поколению, воспитывать уважение к семейным традициям и ценностям.
Ход урока
I.Психологический настрой на урок.
Закрыли глазки и представили, что мы с вами поехали на выходные, на турбазу, что нам мы возьмём с собой? (на доске картинки: шапка, куртка, лыжи, коньки, мяч, лиса, и т.д. Что лишнее? Почему? Что это за слова? На какие 2 группы их можно разделить. По одному определяют род у существительных.
Чем мы будем там заниматься? (отдыхать, кататься на лыжах, играть в снежки…)
Прошли выходные. Кого вам захочется увидеть больше всего на свете? Маму.
Открывается запись на доске:
Сколько звезд на ясном небе!
Сколько колосков в полях!
Сколько песенок y птицы!
Сколько листьев на ветвях!
Только солнце - одно на свете.
Только мама - одна на свете.
А почему мы с вами заговорили о маме? Какое сегодня число? Мы с вами знаем, что 27 ноября приближается праздник, посвящённый Дню Матери.
II. Чистописание.
Давайте пропишем красиво букву: М (Работа над буквой – ученик с умеренной у.о.)
Что можно сказать об этой букве? (согл, звонк.)
Составим слова с буквой М.
Мама, Маша, милая, минута, магазин, море…..
Разбор слов, что обозначают эти слова? Какие слова можно объединить вместе? Почему?
Составление предложения. Разбор предложения.
Мама сварила на обед вкусный суп с рисом.
Разбор предложения. (пов, рас, прост)
О ком говорится в предложении? Это…(подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения) Нарисовать схему. (У доски выполняет ученик)
Ребята, скажите, в слове сварила, Счем является? (приставкой).
Подчеркнуть приставку в слове. Придумать своё слово с этой приставкой и записать в тетрадь. ученик с умеренной у.о.
Запись слов с карточки. Мама мыла Мишу. Найти М подчеркнуть и записать ещё 4 слова с буквой М. Ребята, скажите, в словесварила, С чем является? (приставкой).
Ребята, скажите, а почему слово С пишется отдельно? (предлог).
Вар, сварила, разваренный. Разбор по составу.
Вывод: закончи Приставка – это…..
III. Сообщение темы урока
Сегодня, мы с вами закрепим наши знания о правописании предлогов и приставок, вспомним, какие буквы указывают на мягкость согласного, повторим букву и звук (м).
Словарно-орфографическая работа.На доске записаны слова:
(До)ехал, (от)бежала, (с)ходили, (пере)шёл, (с)летела, (за)прыгнул
– Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
Назовите слова с приставками.
Повторение правил.
– Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
– Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не разделяется, пишется слитно.)
– Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ. (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: – ехал, приехал; отбежал – бежал, подбежал и т. д.)
Повторите хором; про себя.
Работа по карточке:
Даны слова, подчеркни мягкие слоги: лук-люк, мыл-мял, род-ряд, выл-вёл, выдра-вёдра. Словарно-орфографическая работа.На доске записаны слова:
(До)ехал, (до) мамы, (от)бежала, (от)мамы, (с)ходили,(с)мамой
– Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
Назовите слова с приставками.
Повторение правил.
– Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
– Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не разделяется, пишется слитно.)
– Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ. (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: – ехал, приехал; отбежал – бежал, подбежал и т. д.)
– Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами.
((до) мамы, (от) мамы, (с)мамой .)
– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это слово, которое служит для связи слов в предложении.)
– Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)
– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним, словом вставить вопрос или другое слово.
(До (кого?) мамы, до моей мамыОт (кого?) мамы, от любимой мамы
С (кем?) мамой, с заботливой мамой)– Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? (Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.) Слова какой части речи вы записали с приставками? (Глаголы) Запомните!
С глаголами предлоги никогда не употребляются.
Повторите хором; про себя.
V. ФизминуткаГимнастика для глаз (упражнение вверх - вниз, влево - вправо, круговые вращения).
Двигательная разминка (игра в снежки).
Разминка для пальчиков.
VI.ЗакреплениеVI.Закрепление Слова на доске:
за,на,до,под ПИЛИТЬ
Выделить приставку в образованных словах. Какие получились слова? Выделить корень. Одинаково ли значение новых слов?
Слова, какой части речи вы записали с приставками?(Глаголы) Запомните!
С глаголами предлоги никогда не употребляются.
Работа по учебнику стр. 18 № 28 Дружим буквы. М(а,я,и,у,ы,е,о)
Запиши слоги и прочитай их. Какие слова можно составить с этими слогами. Работа по учебнику
Стр.16 № 31
Самостоятельная работа детей, на доске запись.
Списать и правильно раскрыть скобки.
Дети выходят к доске и исправляют как нужно правильно записывать этот текст.
Моя мама лучшая (на)свете
Она мне как солнце (в)жизни светит.
Мама самый лучший (в)мире друг.
Как люблю тепло её я рук.
Вывод:
Почему написали эти слова раздельно?
Прочитав эти строки, что вы сейчас почувствовали? А как ваша мама бы отнеслась к этим словам, если бы вы ей сейчас их сказали? Почему?
Творческая работа детей (устно).
1) Пословицы о маме
Работа с пословицами, разбор пословиц, найти предлоги и приставки, выпиши слова с буквой М:
Без матушки родной и цветы не растут.
Сердце матери лучше солнца греет.
Материнская рука на ласку, что пух, мягка.
Материнская забота на дне моря спасет.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Вывод:
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Предлог – это слово, которое служит для связи слов в предложении.
2)Мини рисуночный или письменный портрет мамы.
Назови полное имя и отчество твоей мамы?
Где работает твоя мама?
Кем она работает?
Чем занимается мама дома?
Как ты думаешь: трудно быть мамой?
Ты любишь свою маму?
Как ты проявляешь свою любовь?
Как ты поступаешь, если:
Мама устала; Маме нездоровится?
И действительно ведь мама у всех на свете одна. И именно она делает всё для того, чтобы мы были счастливы. К ней мы идём со своими проблемами. Она всегда всё поймёт, утешит и обнадёжит. Сколько бы мы ни говорили о маме – этого будет мало. «Представьте себе, что я никогда не видела ваших мам. Расскажите, нарисуйте, какая она, чтобы я смогла её сразу узнать. Составление письменного, устного портрета мамы.
Какие слова мы говорили о маме, какая она?
Давайте их выпишем: Любимая, родная, добрая, милая, замечательная.
Подчеркнуть приставки. Подчеркнуть мягкие слоги. Заметили ребята, что и мягкие слоги обозначают слова любви и надёжности, как мама. Подчеркнуть приставки и предлоги.
Мини сочинение о маме.
(За)катилось солнышко (за)гору. (В)деревне стало темно. (За)качались деревья. (За)трещали сучья. (В)лесу (за)выли волки. Ребятишки (за)брались (на)печь и слушают, как мама (рас)сказывает сказку (про)упрямого козлика.
– Проверим, как записали текст. Объясните ход рассуждения. - Какой вывод можно сделать?
VII. Итог урока
Рефлексия собственной деятельности учащимися.
- А теперь подведём итог нашего урока. О чём шла речь на уроке?
Какую букву и звук повторили?
Как же пишутся приставки?
Как же пишутся приставки? А как предлоги?
- А теперь поделитесь своими впечатлениями об уроке. Закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал (а) …..
Я похвалил (а) бы себя ….
Я похвалил (а) бы своих одноклассников за ….
VIII. Домашнее задание (слайд №13)
Творческое задание по желанию: написать мини-сочинение о папе, при этом употребляя слова с предлогами и с приставками. Подчеркнуть мягкие слоги.
Использовались материалы при составлении урока:
http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2015/01/27/stsenariy-den-materihttp://bebi.lv/poslovici/russkie-poslovitsy-i-pogovorki-o-mame-dlya-detey.html
Карточка №1
Списать предложение, найти и подчеркнуть букву М, записать ещё 4 слова с буквой М.
Мама мыла Мишу.
Карточка №2
Даны слова, подчеркни мягкие слоги.
Лук-люк, мыл-мял, род-ряд, выл-вёл, выдра-вёдра.
Карточка №3
Дружат буквы ы М а я у е и о Составь слоги и запиши их.