Авторская программа факультативного курса по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Учусь учиться»
Авторская программа
факультативного курса по формированию экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни
«Учусь учиться»
Для начальной школы
Составитель:Рябцева Н.А, учитель начальных классов, 1категории
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (тетрадь с печатной основой, методическими рекомендациями для учителя, Изд-во: Центр «Образование и экология», Москва, 2012 г., автор Дзятковская Елена Николаевна).
На этапе начального общего образования содержание экологического образования предусматривает формирование элементарных представлений об историческом опыте экологической культуры разных народов России; правилах экологически сообразного здорового образа жизни, учебы, общения; получение опыта совместных действий по улучшению экологического качества окружающей среды; развитие ценностных установок на бережное отношение к здоровью человека и природы, понимание их взаимосвязей.
Переход на ФГОС 2-го поколения определил изменение в некоторых направлениях деятельности школ, которые предусматривают введение в систему работы школы программ, направленных на формирование экологической грамотности, культуры здорового и безопасного образа жизни.
МБОУ «СОШ №26» выбрала инновационное направление, которое отражено в требованиях к ОУ в период внедрения ФГОС нового поколения: опытно-экспериментальная работа в области содержания экологического здоровьесберегающего образования по теме «Учусь учиться» по учебно-методическому комплекту «Экология учебной деятельности».
Программа реализует естественнонаучно-гуманитарную направленность экологического образования и направлена на формирование основ экологически грамотного поведения в учебе и повседневной жизни в процессе освоения нового вида ведущей деятельности – учебной.
Общая характеристика курса
УМК помогает педагогам и школьным психологам конструировать учебно- практические и практические ситуации, в которых решаются задачи закрепления, развития и применения сформированных на уроках универсальных учебных действий, ценностных отношений, а также предметных знаний и умений в целях овладения основами экологической грамотности, экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Экологическое здоровьесберегающее образование реализуется в настоящем УМК на материале экологии человека.
Учебно-методический комплект «Учусь-учиться» реализует экологическое и здоровьесберегающее воспитание в ролевых играх, творческих занятиях, обучающих тренингах, при моделировании узнаваемых учащимися жизненных ситуаций.
Основу единого подхода участвующих в реализации УМК составляют следующие положения:
1. Экологическое образование имеет мировоззренческий, надпредметный, общекультурный характер.
2. Экологическое образование реализуется в сфере гуманитарной и естественнонаучной проблематики.
3. Экологическое образование направлено на формирование у молодого поколения готовности к принятию ответственных решений и практическим действиям в рамках экологических, правовых и нравственных императивов, на основе понимания взаимообусловленности экономических, социальных и экологических проблем.
4. Опережающий характер экологического образования реализуется в его направленности на моделирование учеником (с опорой на опыт прошлых поколений) своего будущего и определении своего места и роли в нем.
5. Экологическое образование проектируется не на объектно-предметной, а на социально-проблемной основе, вовлечении учащихся в оценочно-рефлексивный анализ поведения человека в окружающей среде и оценку его экологических последствий.
6. Формула экологического образования: от познания к переживанию и действиям с широким использованием экологической практики учащихся в природно-социальной среде.
7. Здоровье человека рассматривается как биосоциальная категория, результат его взаимодействия с окружающей биосоциальной средой.
8. При проектировании образования в области здоровья ведущей является экологическая методология. Здоровье человека зависит от здоровья среды, которое, в свою очередь, зависит от отношения человека к окружающей среде, его системы ценностей, образа жизни, а также принятого в обществе характера природопользования, социально-экономических и социокультурных процессов.
9.Фундаментальной моделью проектирования экологического здоровьесберегающего образования является система «Я (человек) – Деятельность – Окружающая среда».
10. Если в Федеральном компоненте доминирует направленность на изучение и объяснение «окружающего мира», то разрабатываемый межтерриториальный национально-региональный компонент дает возможность увидеть конкретного человека, с его национально-культурными особенностями, психическим складом, поступками, взаимодействующего с неповторимым природным окружением своего края, реальными социальными инфраструктурами.
Все вышеперечисленные положения реализуются в учебно-методическом комплекте «Экология учебной деятельности». Научные руководители опытно-экспериментальной работы: Захлебный Анатолий Никифорович, член-корр РАО, доктор педагогических наук, профессор, Дзятковская Елена Николаевна, член-корр РАЕН, доктор биологических наук, профессор.
Теоретико-методологической базой программы являются системный подход, субъектно-деятельностная теория С.И. Рубинштейна и его школы, теория учебной деятельности В.В.Давыдова, теория Мерлина В.С. в области интегрального подхода к индивидуальности человека, теоретические основы проектирования экологического образования, заложенные трудами И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Зверева И.Д. И.Т. Суравегиной, методологическая единица проектирования содержания экологического здоровьесберегающего образования Е. Н. Дзятковской.
Деятельностным средством формирования у обучающихся основ экологической грамотности выступает формирование у них универсальных учебных действий, необходимых для развития впоследствии экологического мышления, экологически ориентированных рефлексивно-оценочных действий; способности к осознанному проектированию экологически целесообразного здорового образа жизни; готовности к общественной деятельности экологической направленности. В программе предусмотрено развитие представленных в программах начального общего образования видов деятельности обучаемых. У учащихся накапливается опыт применения формируемых усилиями всех учебных предметов универсальных учебных действий, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения, направленных на сохранение здоровья и обеспечение экологической безопасности человека и природы. Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу – нельзя» и его эмоционально-ценностного переживания.
Во внеурочной деятельности используется учебно-методический комплект «Экология учебной деятельности». Данный комплект включает в себя рабочие тетради для учащихся, пособие для педагогов и для родителей.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа «Учусь-учиться» может использоваться как вариативный компонент содержания в урочной и внеурочной деятельности. На реализацию данной программы в начальной школе отводиться 135 часов: в каждом классе по 1 часу в неделю. ( 1 класс-33 часа, 2 класс-34, 3 класс-34 часа, 4 класс-34 час.)
Цель и задачи программы
Цель программы – формирование основ экологически грамотного поведения в учебе и повседневной жизни, средствами освоения нового вида ведущей деятельности – учебной; развитие экологически ориентированных рефлексивно-оценочных действий; мотивации к соблюдению правил здорового образа жизни, экологически безопасного для человека, окружающих людей и природной среды.
Задачи:
1. Теоретическая подготовка по вопросам формирования универсальных логических действий у учащихся в учебно-воспитательном процессе.
2. Изучение теоретических и методологических основ программы УМК «Экология учебной деятельности» через знакомство с научно-методической литературой по данной теме и курсовую подготовку.
3. Внедрение УМК «Экология учебной деятельности» в учебно-воспитательный процесс 1-4 в классах.
4. Организация взаимодействия с учителем – логопедом, педагогом – психологом, учителями – предметниками.
5. Проведение мониторинговых исследований.
6. Описание результатов ОЭР, представление результатов в виде аналитических отчётов (промежуточных и итогового), методических материалов (контрольно-измерительный и дидактический материалы, разработки занятий, фото- и видеоматериалы)
Содержание программы
«УЧУСЬ УЧИТЬСЯ - 1» (33 часа- первый год обучения)
Раздел 1 (вводный). Учусь в радость – 3 часа.
Раздел 2. Учусь экологическому мышлению – 16 часов.
Раздел 3. Учусь управлять собой – 10 часов.
Раздел 4. Учусь действовать – 3 часа.
Раздел 1 (вводный). Учусь в радость.
1. Надо знать, для чего ты ходишь в школу
Задача: формирование учебной мотивации.
Все без исключения живые существа, рождаясь на свет, обязательно учатся. Примеры. Что может случиться, если детеныш плохо усваивает уроки взрослых. Пример из жизни природы. Пример Буратино. ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ? В школе учат общаться с другими детьми и со взрослыми, дружить (для чего?); заниматься творчеством (рисовать, петь, мастерить руками ...; для чего?); писать, читать (для чего?); сажать растения, ухаживать за ними, за животными (для чего?). Чему еще учит школа? Варианты ответов детей: стать умнее: разгадывать загадки природы и истории; стать хорошей хозяйкой / хозяином; не ошибаться в счете денег; беречь здоровье, сделать правильный выбор профессии…
2.Что изучают в школе?
Задача: формирование учебной мотивации.
Чтобы всему этому научиться, нужны знания. Об окружающем мире и самом себе. Окружающий мир - это природа (живая и неживая), люди, рукотворный мир. Примеры связей между природой, людьми, рукотворным миром. У человека очень много общего с природой. Но есть и отличия. Главное - в том, что люди создают культуру - песни, музыку, картины, машины, дома (он создает свой мир - рукотворный). У животных культуры нет. Пословицы и поговорки об учебе.
3.Учимся задавать вопросы.
Задача: строить диалог, задать вопрос о том, что интересует в учебе.
Чтобы учеба была в радость, нужно не только знать, для чего ходить в школу, но и учиться задавать вопросы. Для этого, во-первых, надо правильно пользоваться вопросительными словами (зачем, почему, отчего, как... - разъяснение их значений). Во-вторых, надо использовать вежливые слова. Положительные примеры Почемучки и Золушки. Поговорки и пословицы о любознательности.
Раздел 2. Учусь экологическому мышлению
1. Главная особенность окружающего мира - его разнообразие.
Задача: построить монолог, сформулировать ответ на вопрос о разнообразии окружающего мира.
Разнообразие окружающего нас мира - это значит, окружающие нас объекты окружающего мира имеют разные образы (внешний вид - форма, цвет, размеры, звуки, движения, поверхности, запахи, вкус). Бесконечное разнообразие окружающего мира - это его закон, его главная особенность. Примеры разнообразия в природе и в рукотворном мире. Наибольшее разнообразие - в природе. Человек, стремясь к разнообразию, подражает природе (примеры игрушек, зданий, автомобилей, музыки...). Разнообразие - эхо красота и здоровье. Противоположность разнообразию - однообразие. Если разнообразие вокруг нас исчезнет — заболеет природа, однообразие родит тоску и скуку.
2. Пространство вокруг нас.
Задача: сравнить и найти отличия расположения объектов в объеме; распределить работу в группе.
Пространство - это то окружение, в котором мы двигаемся, живем. Что находится вокруг вашего города, села? Слова с пространственным смыслом, помогающие рассказать об окружающем нас пространстве. Что они означают. В окружающем наш город (село) пространстве - огромное разнообразие живой природы, неживой природы, рукотворных объектов, людей разных народов, разного возраста, разных профессий. Поговорки и пословицы с употреблением слов с пространственным значением.
3.Ориентация животных в пространстве: уроки природы.
Задача: создать сообщение. Закрепление умений ориентации в пространстве.
Необходимость умения ориентации в пространстве для всего живого. Примеры: хищник - добыча, свет - рост, передвижение: полет, прыжок.... Определение расположения в пространстве с помощью зрения, обоняния, слуха. Примеры из жизни разных животных. Ориентация в пространстве в жизни человека. Примеры важности умений ориентироваться в пространстве в быту, на улице, в работе - для людей разных профессий. Движение и тренировки как главное условие обучения ориентации в пространстве. Роль физической культуры.
4. Окружающий мир — многоэтажный.
Задача: анализировать окружающее пространство.
Окружающий мир похож на высотный дом, в котором на каждом этаже кто-то живет. Жизнь есть в земле, в воде, на земле, в воздухе. Глубоко ли жизнь встречается в земле, высоко ли в небе - зависит от того, есть ли там необходимые для нее условия. Чем ближе к солнцу - горячее, меныцр воздуха, поэтому высоко в небо могут залетать только изредка птицы, там летают самолеты, еще выше - космические корабли. Глубоко в земле нет воздуха, холодно, поэтому там тоже нет жизни. Высоко в небе и глубоко в земле могут выжить лишь некоторые микробы. Примеры. Жизнь есть в небольшом слое около поверхности земли и в воде. Если вода, воздух и почва будут загрязняться, жизнь на Земле окажется в опасности. Каждый человек может внести вклад в сохранение чистоты на планете.
5. Разнообразие форм в природе и жизни человека.
Задача: сравнить, найти отличие форм.
Знакомство с листьями разных растений. Фиксирование их отличий, разнообразия. Точное зеркальное копирование половинок листьев. Знакомство с ролью растений, которым принадлежат копируемые изображения листьев, в природе и жизни человека. Многообразие природы как источник многообразия рукотворного мира. Образы природных форм в орнаментах разных народов.
6. Проверь себя: различи формы.
Задача: анализировать форму, оценивать свою работу.
Проверка способности воспроизводить горизонтальные, вертикальные линии, сложные геометрические фигуры, поворачивать их изображения зеркально, сверху вниз, находить свои ошибки и исправлять их.
7. Разнообразие цвета окружающего мира.
Задача: сравнить, найти отличие цветов и оттенков.
Семь цветов радуги. Слова, обозначающие разные признаки цвета. Распознавание цвета в окружающем мире. Крылатые выражения с использованием слов, обозначающих цвет.
8. Цвет в природе и жизни человека.
Задача: точно выполнить инструкцию.
Почему окружающий мир многоцветный? Роль цвета в природе и в жизни человека. К чему приводит незнание роли цвета в природе. Примеры (мухомор, пчела). К нему приводит неправильное использование цвета человеком в своем окружении. Примеры из жизни человека (цвет стен, посуды). Цвета, привлекающие внимание, отпугивающие. Цвета успокаивающие.
9. Разнообразие звуков окружающего мира.
Задача: сравнить источники звуков, найти отличия.
Звуки природные, музыкальные, технические, человеческий голос. Разнообразие звуков, их имитация. Экспериментирование со звуками.
10.Учись различать звуки.
Задача: сравнить характер звуков, найти отличие, разыграть ситуацию.
Слова, отражающие разнообразие звуков окружающего мира. Значение звуков в жизни природы и человека. Примеры. Пословицы и поговорки о звуках.
11. Проверь себя: различи звуки.
Задача: анализировать характеристики звуков, оценивать свою работу.
Признаки, по которым разные звуки отличаются между собой: громкость, высота, продолжительность, чистота, ритм. Далекие и близкие звуки. Скороговорки. Различение одновременно произносимых слов. Различение парных звуков. Самооценка. Сравнение оценки, поставленной себе, с оценкой, поставленной другим.
12. Ориентация в пространстве: слух, зрение, обоняние, осязание.
Задача: построить диалог, задать вопрос, создать сообщение.
Роль слуха, зрения, обоняния, осязания для ориентации в пространстве животных. Связь развития разных органов чувств с местом обитания животного, его образом жизни. Роль слуха, зрения, обоняния, осязания в жизни человека. Правила сохранения зрения. Правила сохранения слуха. Запахи в жизни человека: как избежать опасности.
13. Развивай осязание.
Задача: сравнить, найти отличия с помощью осязания. Создать сообщение.
Слова, передающие разнообразие ощущений осязания. Роль осязания в жизни животных и человека. Приемы развития осязания. Опасные поверхности, гигиена осязания. Предупреждение травм. Поговорки и пословицы об осязании.
14. Ориентация в пространстве: разнообразие движение.
Задача: сравнить движения, найти отличия. Сделать по образцу.
Разнообразие видов движений в окружающем мире. Их роль в жизни живых существ, в жизни человека. Связь характера движений с местом обитания, образом жизни. Красота движений. Слова, описывающие это разнообразие. Имитация разных движений. Поговорки и пословицы о движении.
15. Учимся двигаться красиво.
Задача: выполнить инструкцию, сделать по образцу.
Характер движений. Слова, описывающие разный характер движений. Имитация разного характера движений. Поговорки и пословицы о движении. Важность развития точности, ловкости движений. Упражнения.
16. Учимся ориентироваться во времени. Что было раньше – что позже?
Задача: определить: «что было раньше, что позже?»
Движение происходит во времени. Порядок событий. Его важность для жизни природы и человека. Слова, обозначающие время. Поговорки и пословицы о времени.
17. Придумай рассказ о порядке событий.
Задача: определить: «что было раньше, что позже?»
Порядок событий: кто чему предшествует. Кто кем был раньше (примеры). Что - из чего (примеры). Важность ориентации в последовательности событий. Поговорки и пословицы о последовательности событий.
18. Разнообразие признаков окружающего мира.
Задача: описать объект: выделить его разнообразные признаки (размер, форма, расположение в пространстве, цвет, звук, движение, поверхность, запах).
Определение понятия «признак». Что значит «описывать объект». Примеры из живой и неживой природы. Признаки предметов рукотворного мира. Важность умения выделять признаки предметов для их описания.
Раздел 3. Учусь управлять собой, или моя экологическая культура
1. Учусь быть взрослым. Экологическая культура.
Задача: описать рисунок, определить его главную мысль, построить монолог.
Первичные представления об экологической культуре как заботе о здоровье природы и здоровье человека, о разнообразии в природе, сохранения условий жизни. Причины необходимости помощи природе. Опасность снижения разнообразия природы. Экологическая культура как лекарство для лечения природы. Экологическая культура как показатель взросления. Поговорки и пословицы по теме.
2. Учусь быть взрослым. Забочусь о здоровье природы и человека.
Задача: оценить себя (черты характера, умения, поведение).
Зависимость здоровья человека от здоровья природы. Зависимость здоровья природы от поведения человека. Примеры. Экологическая культура, её правила. Примеры заботы человека о здоровье природы. Примеры заботы человека о своем здоровье (правильная организация учебы и отдыха). Поговорки и пословицы на тему.
3. Учусь быть взрослым: экономлю в быту.
Задача: построить диалог, задать вопрос, сделать по образцу, оценить свое поведение.
Откуда берут все живые существа и человек необходимое для жизни. Примеры. Есть ли в природе примеры расточительного использования природных богатств. Экономия природных богатств в жизни человека — экономное потребление. Почему оно необходимо. Правила экономии электроэнергии, виды, продуктов питания.
4. Учусь общаться: действуем вместе.
Задача: научиться договариваться с другими детьми. Оценить свое поведение.
Важность совместных усилий для лечения природы. Как научиться действовать вместе, согласованно? Надо научиться понимать и принимать друг друга. Правила бесконфликтного общения. Что такое дружба. Советы кота Леопольда. Дети всего мира за мир, против войны.
5. Учусь общаться: мальчики и девочки
Задача: Научиться договариваться мальчикам и девочкам. Разыгрывать ситуации.
Правила поведения мальчиков. Правила поведения девочек. Разыгрывание проблемных ситуаций общения мальчиков и девочек. Поиск мирных путей решения проблем. Поговорки и половицы о дружбе.
6. Я — особенный, или мои секреты успеха.
Задача: оценить себя (черты характера, умения, поведение)
Правила дружбы. Слова, описывающие черты характера, которые необходимо развивать в себе, чтобы научиться по-настоящему дружить. Пути помощи детям, которые имеют трудности общения (стеснительные, нерешительные, гордые, жадные...). Формулировать свое желание развивать в себе те или иные качества.
7,8. Проверь себя: какое у тебя внимание.
Задача: выполнить инструкцию, сделать по образцу, проверить, правильно ли сделал, найти ошибку и попробовать исправить ее.
Внимание как способность что-то замечать, а на что-то специально не обращать внимание. Роль внимания в жизни животных и людей. Последствия невнимательности на улице, в учебе, при общении. Важность тренировки внимания. Способы тренировки внимания. Проверка своего внимания и его оценка. Сравнение самооценки и внешней оценки.
9 . Проверь себя: какая у тебя память.
Задача: проверить, правильно ли сделал: найти ошибку и попробовать исправить ее.
Память как способность запоминать события, свои чувства, информацию, чтобы потом использовать их. Роль памяти для жизни животных. Примеры. Почему надо развивал» свою память. Роль памяти в жизни человека. Примеры. Каких негапивных последствий можно избежать, если тренировать свою память. Упражнения для развития памяти.
10. Помоги себе сам: если ты медлительный.
Задача: точно выполнить инструкцию, сделать по образцу последовательность действий.
Скорости протекания событий вокруг человека. Медлительные и быстрые животные. Примеры. Медлительные и быстрые растения. Примеры. Медлительные и быстрые люди. Положительные качества тех и других. Правила, необходимые для того, чтобы успевать все делать вовремя. Тренировка выполнения действий по образцу по порядку. Поговорки и пословицы по теме.
11.Помоги себе сам: правша или левша?
Задача: выполнить инструкцию, сделать по образцу.
Правое и левое в природе. Правое и левое в человеке. С помощью учителя проведение опыта по изучению своих индивидуальных особенностей: сравнение силы двух рук, их точности и скоростных показателей. Как можно использовать полученные знания в учебе и в быту.
12. Помоги себе сам: развивай своя таланты.*
Задача: создать сообщение, оценить свои качества.
Таланты есть у каждого. Правило Левши. Зачем нужен талант? Необходимость специально развивать талант. Труд как главное условие развития таланта. Примеры из жизни людей, которых знают дети. Презентация произведений детей. Правила презентации (название, автор, краткий комментарий, который обращает внимание на самые сильные стороны произведения). Поговорки и пословицы о таланте и труде.
Раздел 4. Учусь действовать, или мои экологические проекты.
1. Учимся управлять окружающим миром.
Задача: отвечать на вопросы: зачем и как это делать, что и как надо делать, чтобы достичь цели, такой ли получен результат.
Определение критериев оценки результатов будущей работы - 1) фантазия, воображение, 2) здоровье, безопасность. Выполнение работы с учетом критериев ее оценки. Оценка работ одноклассников по выбранным критериям. Поговорки и пословицы о важности создания вокруг себя здорового, безопасного, доброго мира.
2. Проверь себя: оцени свою экологическую культуру.
Задача: разыграть ситуацию, оценить других и себя по личностным качествам и поведению.
Рассказ о поведении детей на природе. Анализ рассказа. Оценка поведения героев рассказа. Распределение ролей. Разыгрывание ситуации. Оценка действий каждого участника ситуации.
Поговорки и пословицы об отношении человека к природе.
«УЧУСЬ УЧИТЬСЯ - 2» (34 часа-второй год обучения)
Раздел 1. Учусь в радость – 4 часа
Раздел 2. Учусь экологическому мышлению- 10 часов
Раздел 3. Учусь управлять собой, или моя экологическая культура-11 часов
Раздел 4. Учусь действовать, или мои экологические проекты -9 часов
Раздел 1. Учеба для здоровья
1. Давай помечтаем! Учеба как условие достижения мечты. Необходимые для этого качества человека, их самовоспитание.
2.Уроки природы: для здоровья нужен режим! Связь жизни природы со временем суток. Роль режима в жизни растений и животных.
3.Учусь составлять план. План как порядок, последовательность дел. Способы составления плана.
4.Мой режим. Режим и план. Требования к режиму второклассника. Порядок дел в режиме. Самооценка своего режима.
Раздел 2. УЧУСЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ.
1.Главный закон окружающего мира – его разнообразие. Разнообразие мира как условие его здоровья. Разнообразие родного края – его природы, людей, результатов их труда.
2.Описание окружающего мира. Сходство и разнообразие окружающего мира. Признаки необязательные и обязательные. Следы разных животных. Их описание. Выделение сходства и отличия. Описание и сравнение фруктов. Слова-синонимы и слова-антонимы. Ранжирование объектов по нарастанию или убыванию признака. Описание первого и последнего объектов.
3.Формы окружающего мира: сходство среди разнообразия. Разнообразие форм окружающего мира. Природные и техногенные формы. Подражание человеком природе при формообразовании.
4.Формы окружающего мира: их изображение. Изобразительные возможности ручки, карандаша, кисти, мелка. Их ассоциации с характером природных и технических форм.
5.Изображение природных и технических объектов адекватными изобразительными средстами. Различие и сходство природных и технических форм. Их описание с помощью слов и с помощью изобразительных средств.
6.Движения окружающего мира: сходство среди разнообразия. Движения животных, обитающих в сходных условиях. Их описание словами-синонимами. Ассоциации.
7.Цвета окружающего мира: сходство среди разнообразия. Разнообразие слов для описания разнообразия цвета в природе. Использование ассоциаций. Использование цвета человеком.
8.Звуки окружающего мира: сходство среди разнообразия. Сходство различных звуков. Важность различения звуков. Описание звуков с помощью слов, передающих ощущения разных органов чувств. Описание мелодии, ассоциативная передача ее характера.
9.Окружающий мир: общее происхождение. Происхождение предметов: что – из чего? Природа как источник рукотворного мира.
10.Проверь себя. Трудности обучения, связанные с проблемами ориентации в пространстве, квазипространстве, с моторно-пространственной координацией.
11.Характеристика объектов. Обязательные, существенные признаки. Описание свойств и описание качества (характеристика). Сравнение объектов по свойствам. Сравнение объектов по качествам.
Раздел 3. УЧУСЬ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ, МОЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
1.Письмо гостьи из будущего. Мир в будущем и наша экологическая культура сегодня. Условия решения экологических проблем.
2.Учусь быть взрослым: забочусь о здоровье природы и человека. Экологическое культура – лекарство для природы и для человека. Правила экологически грамотного поведения в природе, с людьми.
3.Учусь быть взрослым: экономлю в быту. Цель экономии природных богатств. Их конечность, исчерпаемость. Пресная вода. Изделия из дерева. Электричество. Время.
4.Учусь быть взрослым: действую предосторожно. Экологические опасности в окружающей среде. Экологические связи. Предосторожность в поведении человека. Примеры предосторожного поведения.
5.Учусь быть взрослым: анализирую дорожные знаки. Предосторожное поведение на дорогах и вблизи них. Анализ предписывающих, запрещающих, указательных, предупреждающих знаков.
6.Учусь общаться: иду на помощь! Настроение. Слова, которыми можно описать разные настроения. Мимика и жесты, демонстрирующие разное настроение. Причины разных настроений.
7. Хорошее есть в каждом! Черты характера. Возможность преодоления негативных черт характера. Стремление к самосовершенствованию. Помощь друга. Настоящая дружба.
8.Учусь общаться: управляю собой. Культура общения. Волшебная роль похвалы. Правила выхода из ссоры.
9.Учусь общаться: управляю собой. «Прежде чем научиться управлять природой, надо научиться управлять самим собой». Способы регуляции своего настроения.
10.Учусь общаться: мальчики и девочки. Мальчики и девочки – разные. Черты характера, которые следует развивать в себе мальчикам. Черты характера, которые следует развивать в себе девочкам.
11.Я – особенный, или мои секреты успеха. Учусь запоминать. Виды памяти. Способы развития памяти.
12.Проверь себя: определи свой тип памяти. Индивидуальные особенности памяти. Роль разных видов памяти в жизни.
13.Проверь себя: умеешь ли ты управлять собой. Внимание. Роль в жизни. Внимание и успешная учеба.
14.Проверь себя: умеешь ли ты слушать? Роль слуха для успешной учебы. Слушать и слышать. Способы тренировки умения слышать.
Раздел 4. УЧУСЬ ДЕЙСТВОВАТЬ. МОИ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
1.Проверь себя: воображение и творчество. Лечение природы как творчество. Упражнения для развития творчества, фантазии и воображения.
2.Проверь себя: лечение природы требует чуткости и сострадания. Сопереживание. Язык цвета, графики, объемных форм, жестов, мимики, звуков и т.д. как средство передачи своих чувств, эмоций.
3.Помоги себе сам: твое рабочее место. Эргономика. Удобство и красота рабочего места.
4.Помоги себе сам: учись выделять главное. Признаки важные (главные, обязательные, существенные) и неважные (неглавные, необязательные, несущественные). Выделение главных признаков. Способы выделения главного – цветом, подчеркивание, ассоциации. Ассоциативное запоминание правописания словарных слов и применения правил русского языка и математики.
5.Помоги себе сам: пиши грамотно. Индивидуальные пособия по самопомощи для грамотного письма.
«УЧУСЬ УЧИТЬСЯ -3» ( 34 часа- третий год обучения)
Раздел 1. Учусь в радость – 3 час
Раздел 2. Учусь экологическому мышлению – 13 час
Раздел 3. Учусь управлять собой, или моя экологическая культура – 8 час
Раздел 4. Учусь действовать, или мои экологические проекты – 10 час
Раздел 1. Учеба для здоровья
1.Введение. Напутственная грамота защитнику природы. Учебные задачи в предстоящем учебном году. Экологическая культура. Ее развитие. Умения, необходимые, чтобы стать доктором Природы.
2.Режим и здоровье. Режим и его связь со здоровьем. Экологические ситуации, связанные с нарушением режима (ухудшение здоровья, учебы, настроения, нехватка времени).
3.Правильный ли у меня режим? Свой режим и режим, рекомендуемый врачами. Планирование путей усовершенствования режима. Что мешает, что помогает соблюдать режим. Самооценка режима.
Раздел 2. Учусь экологическому мышлению
1.Разнообразие живой природы – под угрозой! Ценность каждой жизни на Земле. Проблемы для здоровья природы и здоровья человека при снижении биологического разнообразия.
2.Что такое биологическое разнообразие? Главное условие здоровья природы – ее разнообразие. Примеры разнообразия неживой природы. Биологическое разнообразие. Биоразнообразие своего края. Последствия исчезновения вида растений или животных – нарушение экологических связей.
3.Что угрожает биологическому разнообразию? Причины снижения биологического разнообразия – хозяйственная деятельность человека. Снижение биологического разнообразия как результат изменения условий жизни растений и животных под влиянием хозяйственной деятельности человека.
4.Для чего биоразнообразие человеку? Биологическое разнообразие как условие жизни людей на Земле. Опасность снижения биологического разнообразия для здоровья и жизни человека. Связь биологического разнообразия с удовлетворением материальных и духовных потребностей человека. Новые возможности использования биологического разнообразия человеком в будущем.
5.Изменение условий жизни на земле. Изменение условий обитания (свет, тепло, вода, воздух, почва) как главная угроза для жизни растений и животных на Земле. Изменение условий жизни как угроза здоровью человека.
6. Хватит ли нам солнца? Роль солнечного света и тепла в жизни природы и человека. Экологические ситуации, связанные с задымлением атмосферы и нехваткой солнечного света на поверхности Земли. Экологические последствия для здоровья человека и природы. Представление об экологической связи.
7.Хватит ли нам пресной воды? Роль пресной воды в жизни природы и человека. Экологические ситуации, связанные с нехваткой питьевой воды. Их причины. Возможные пути решения проблемы. Хватит ли нам чистого воздуха? Роль чистого воздуха для жизни природы и человека. Экологические ситуации, связанные с загрязнением воздуха. Объяснение их причин. Возможные пути решения проблемы.
8.Есть ли проблема плодородия почвы? Роль плодородия почвы для жизни природы и человека. Экологические ситуации, связанные с загрязнением почвы. Их причины. Возможные пути решения проблемы.
9.Безопасность человека в информационной среде. Информация и ее роль в растений, животных, человека. Опасная информация. Информационный шум. Проблема поиска нужной информации. .Где найти значение непонятного слова? Источники словарной и толковой информации. Сравнение смысла понятия «экология», полученного из разных источников (люди, толковый словарь). Важность проверки информации и ее фиксации. Что делать, если не хватает информации? Представление о разнообразии источников информации вокруг человека. Библиотека и ее каталоги. Алфавитный каталог и способы пользования им.
10.Как провести наблюдение? Наблюдение как один из способов получения экологической информации. Определение наблюдения как способа исследования. Этапы наблюдения. Понятия «цель», «план», «результат», «описание». Планирование экологической экскурсии. .Как вести дневник наблюдения? Дневник наблюдения как способ организации наблюдения и фиксации его результатов. Структура дневника. Работа с дневником наблюдения и ее самооценка.
11.Как сделать информацию понятнее? Схема как способ представления информации. Существенные отличия схемы от рисунка (условные обозначения, подписи, выявление существенных связей). Хартия Земли, ее экологическая направленность. Главная мысль Хартии.
12.Как обратиться к детям всего мира? Будущее Земли и его зависимость от каждого из нас. Обращение к Землянам – потомкам. Схема как способ передачи информации, который может быть использован, не зависимо от владения тем или иным языком.
13.Как лучше усвоить правило? Способ представления информации в образно-символьной форме. Его особенности. Способ представления правил русского языка, математики в образно-символьной форме. Примеры.Как помочь себе учиться? Представление правил в разных формах (схема, символы, образы) – как способ самопомощи в учебе. Оценка своей работы.
Раздел 3. Учусь управлять собой. Моя экологическая культура.
1.Учусь быть взрослым. Роль умения управлять собой. Взрослая жизнь – это ответственность, самостоятельность, забота о слабых, умение отвечать за свои поступки, трудолюбие и воля. Экологические ситуации, проявления взрослости.
2.Как экономить в быту? Много? Мало? Достаточно? Бережливость, хозяйственность, рачительность как черты взрослости. Поговорки и пословицы. Важность экономии в быту как признак экологической культуры. Избыточность потребления и его вредное влияние на биологическое разнообразие и условия жизни на Земле. Понятие об ограниченности природных богатств. Самооценка бережливости.
3.Кто ждет от меня заботы? Помощь природе по сохранению ее биологического разнообразия и условий жизни на Земле. Качества характера, необходимые для лечения природы. Чуткость и готовность приходить природе на помощь.
4.Учусь работать в команде. Роль взаимопомощи при лечении природы. Роль умений общаться, понимать и уважать друг друга.
5.Как договориться «на берегу»? Важность дружеских отношений, умения договариваться. Что такое хорошо и что такое плохо в общении. Самооценка общения.
6.Как поддержать разговор? Способы поддержания разговора, выражение своего отношения, согласия – несогласия, критики – похвалы.
7.Что такое мужественность и женственность? Правила поведения мальчиков и девочек. Мужественность и женственность. Оценка своего поведения.
8.Я – особенный, или мои секреты успеха. Важность понимать себя, свои особенности. Сильные и слабые стороны. Способности. Развитие слабых сторон с опорой на сильные.Как понять себя лучше? Чувства, мысли, дела, увлечения. Самоанализ. Что делать, когда мешает страх? Способы самопомощи для улучшения настроения. Какая у меня память? Виды памяти. Индивидуальные особенности памяти. Способы развития слабого вида памяти.Могу ли я справиться с волнением? Способы самопомощи при волнении.
Раздел 4. Учусь действовать. Мои экологические проекты.
1.Сохраняем разнообразие живой природы. Чтобы лечить природу, надо заботиться о ее биологическом разнообразии. Экологическая культура – это забота о сохранении каждой жизни.
2.Редкие растения и животные: спасти и сохранить. Красная книга. Редкие растения и животные моего края. Способы их сохранения.
3.Сохраняем условия жизни на земле. Экологическая культура – каждодневные усилия по сохранению необходимых условий для жизни растений, животных, человека.
4.Как уменьшить количество мусора? Нужное из ненужного. Экологические проблемы мусора: размножение насекомых, крыс, бродячих собак, кошек, инфекции, загрязнение почвы и воды, неприятные запахи, выведение из полезного пользования больших территорий. Виды мусора, их судьба. Способы сокращения мусора.
5.Заботимся о здоровье природы и человека. Работаем в команде. Экологическая культура – это совместная забота о своем здоровье и здоровье природы.
6.Как сделать класс красивым, и его воздух – чистым. Воздух в помещении, причины загрязнения, способы поддержания чистоты. Роль комнатных растений в поддержании чистоты воздуха в помещении, в его украшении и обеспечении хорошего настроения людей. Примеры комнатных растений. Условия, необходимые для их выращивания. Проект озеленения класса.
7.Какое питание самое полезное. Связь здоровья человека с питанием. Правила здорового питания. Полезные продукты. Национальные блюда. Продукты, которые следует исключать из ежедневного рациона. Самооценка своего рациона.
8.Как действовать предосторожно. Вопросы – ответы по теме экологической безопасности. Выделение главных мыслей. Фиксация их. Многое ли зависит лично от меня. Происхождение школьных принадлежностей. Их экономное использование. Математические расчеты о возможности повышения бережливости.
«УЧУСЬ УЧИТЬСЯ -4» ( 34 часа-четвертый год обучения)
Раздел 1. Учеба для здоровья – 8 часов
Раздел 2.Учусь общаться – 6 часов
Раздел 3. Учусь экологическому мышлению – 4 часа
Раздел 4. Я- особенный, или мои секреты успеха – 2 часа
Раздел 5. Учусь быть взрослым – 6 часов
Раздел 6. Экологическое творчество-6 часов
Введение и итоговое занятие- 2 часа
Введение – 1 час
Раздел 1. Учеба для здоровья – 8 час
Какие нужны условия для успешного выполнения домашних заданий? Как найти необходимую информацию? Как найти необходимую информацию? Условия успешной учебы: запоминать или понимать? Как оценить свою работу?
Раздел 2. Учусь общаться – 6 час
Как стать партнерами для решения экологических проблем? Учимся диалогу. Общение и экологическая безопасность. Как узнать, друг он мне или нет?
Раздел 3. Учусь экологическому мышлению – 4 часа
Применение законов экологии в жизни. Школьный памятник природы. Экскурсия на пришкольный участок.
Раздел 4. Я – особенный, или мои секреты успеха – 4 час
Устойчивое развитие и мои задачи.
Раздел 5. Учусь быть взрослым – 6 час
Воспитание экологической ответственности. Моя экологическая безопасность в природе, в школе, дома, на улице. Экологическая экспертиза жилища.
Раздел 6. Экологическое творчество, или основы экологического дизайна – 6 час
Экологический дизайн на острове будущего. Экологический дизайн-проект.
Занятие 34. Итоговое занятие – 1 час
Содержание структурировано в виде концентрических разделов - модулей:
«Учусь в радость»,
«Учусь экологическому мышлению»,
«Учусь управлять собой, моя экологическая культура»,
«Учусь действовать, мои экологические проекты».
Данные модули в дальнейшем продолжаются в рабочих тетрадях :
1. Учусь экологическому мышлению
Суть: перенос из разных предметных областей универсальных учебных действий, их развитие и комплексное применение – для формирования экологического стиля мышления – ЭКОСИСТЕМНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ)
2. Учусь управлять собой, или моя экологическая культура
- учусь управлять собой,
- экологическая этика (экологическая культура),
- мои экологические права и обязанности,
- экология труда и мой профессиональный выбор.
З. Учусь действовать, или мои экологические проекты
Перенос из разных предметных областей универсальных учебных действий – для их развития и комплексного использования в экологически ориентированной практике):
- забочусь о биоразнообразии,
- управляю своим здоровьем,
- моя модель потребления,
- проектирую качество среды жизни.
Функцию введения выполняет раздел «Учусь в радость», направленный на развитие учебной мотивации, как основного условия здоровьесберегающего характера учебы.
Во внеурочной деятельности используется учебно-методический комплект «Экология учебной деятельности». Данный комплект включает в себя рабочие тетради для учащихся, пособие для педагогов и для родителей.
Тетрадь «Учусь учиться – 0-1» направлена на повышение школьной готовности детей к усвоению общеучебных умений и их применению для анализа простейших экологических связей «Я – мое поведение – окружающий мир». Закладываются основы экологической безопасности ребенка в окружающей его информационной среде, здоровьесберегающего индивидуального стиля поведения.
Тетрадь «Учусь учиться - 2» направлена на повышение школьной готовности к усвоению общеучебных умений и их применению для анализа простейших экологических связей «Я – мое поведение – окружающий мир». Закладываются основы экологической безопасности работы ребенка с информацией, здоровьесберегающего индивидуального стиля учения и общения.
Тетрадь «Учусь учиться – 3» направлена на формирование у учащихся навыков применения общеучебных умений для анализа простейших экологических связей «Я – мое поведение – окружающий меня мир». Закладываются основы экологически безопасной работы ребенка с информацией, здоровьесберегающего индивидуального стиля учения и общения.
Тетрадь «Учусь учиться – 4» направлена на формирование у учащихся навыков применения общеучебных умений для анализа простейших экологических связей «Я – мое поведение – окружающий меня мир». Закладываются основы экологически безопасной работы ребенка с информацией, здоровьесберегающего индивидуального стиля учения и общения.
Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания.
Основные виды внеурочной деятельности: эмоционально-эстетическая, образно-познавательная, игровая, рефлексивно-оценочная, регулятивная, креативная, общественно-значимые полезные дела и начала научно-познавательной деятельности.
Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение. Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации игрового и учебного типов.
Виды учебной деятельности – учебно-игровая, познавательная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно-полезная практика. Все это реализуется во внеурочное время.
Система оценивания:
Входная и итоговая диагностика, проводятся в виде уровневых заданий. Задания составлены по мере повышения уровня сложности учебных задач.Уровень 1 - является базовым, элементарным, репродуктивным. Деятельность учащегося на этом уровне связана с воспроизведением освоенного содержания и нацелена на выполнение учеником элементарных требований: называть, перечислять и т.д. Уровень 2 - более высокий (продуктивный), он основан на овладении учеником более сложными видами деятельности, такими, как; раскрывать, объяснять, проводить наблюдения, описывать результаты, различать. Уровень 3 - наиболее высокий (творческий), на котором учащиесявыполняют более сложную деятельность: самостоятельно устанавливают взаимосвязи, проводят исследования, аргументируют, оценивают свою деятельность, определяют способы преодоления трудностей.Примерное распределение общеучебных умений в соответствии с уровнями слож-ности по ступеням обучения;Требования к общеучебным умениям в начальной школе1 уровеньРаспознавать и воспроизводить2 уровеньПриводить примерыСравнивать, выявлять отдельные признаки, характерные для сравниваемых предметов, анализировать результатов сравнения Объединять предметы по общему признакуОтвечать на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»Владеть первоначальными умениями передачи, хранения информации, использования компьютера.Наблюдать, обнаруживать изменения в объекте, описывать результаты, сравнивать результаты с цельюСамостоятельно составлять план действийПредставлять материал в табличном виде3 уровеньЭлементарно обосновывать высказанное суждение Вести поиск / проверку необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.Определять способы контроля и оценки деятельности (отвечать на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильноли это делается?»), находить ошибки и их исправлять. Определять причины возникающих трудностей, пути их устранения; предвидеть трудности. Оценивать свой вклад в общий результат деятельности.Организация и контроль.
УМК «Учусь учиться», как и Концепция ФГОС основной школы, базируется на современных психологических теориях развития личности, системно-деятельностного подхода, развивающего образования. Реализуется в школьном компоненте учебного плана. Входящая и итоговая диагностика в начале и в конце учебного года имеет целью получение информации об динамике выделенных групп риска учащихся, сформированности экологического мышления, экологической воспитанности, культуры здоровья, внесение коррекции в воспитательную, коррекционно-развивающую и
здоровьесберегающую работу учителей и специалистов.
Объем учебного материала в УМК недостаточен для проведения занятий,
потому дополняется региональным материалом.
Отметка и оценка.
Отметки за выполнение заданий не ставятся. Это не исключает необходимость развития у обучающихся умений самооценки результатов своей работы, потому отрабатываются навыки критериальной оценки. Основными показателями оценки являются: умение проводить анализ простейших экологических связей (Я — мое поведение — окружающая среда), знание основ экологически безопасной работы с информацией с учетом индивидуального стиля учения и общения. Таблица по критериям оценки УУД, представлений и умений приводится в учебно-тематическом планировании. Работа с заданиями тетради, игры, познавательные экскурсии, творческие занятия, юннатская работа, вечера встреч, тренинги и т.д.
Ожидаемые результаты:
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
- ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
- начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;
- умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
- знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;
- знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;
- знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;
- знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;
- знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;
- умение выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;
- умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;
- умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах;
- умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение;
- знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;
- формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;
- отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях;
- умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;
- проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
- формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;
- овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей;
- опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплектов проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения.
Ресурсное обеспечение программы:
1.Программа реализуется учителями начальных классов.
2.Учебно-методическое обеспечение:
Для учащихся:
Тетрадь «Учусь-учиться: 0-1»
Тетрадь «Учусь-учиться: 2»
Тетрадь «Учусь-учиться: 3»
Тетрадь «Учусь-учиться: 4-5»
Для учителей:
Методические рекомендации для учителя «УМК «Учусь-учиться: 0-1»
Методические рекомендации для учителя «УМК «Учусь-учиться: 2»
Методические рекомендации для учителя «УМК «Учусь-учиться: 3»
Методические рекомендации для учителя «УМК «Учусь-учиться: 4»
«Образование или здоровье» (книга для учителя» автор Е.Н.Дзятковская.
Макшанов С.И, Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Каталог.-СПб,, 1993. Ч.1
Календарно-тематическое планирование по УМК «Учусь учиться», 1 класс
№ ТЕМА УРОКА Кол-во часов Тео
рети
чес
кие Прак
тиче
ские Формируемые УУД Дата
Личностные Регулятивные Познаватель
ные Коммуникатив
ные РАЗДЕЛ 1.Учусь в радость (3 часа)
1. Чему учат в школе? Что изучают в школе? 1 + Развитие
умения планирования;
умение задавать вопросы Формирование внутренней мотивации к учебе Знать
об окружающем мире и самом себе
Формирование умения
работать в группах 2. Учимся задавать вопросы. 1 + 3. Входная диагностика. Выполнение контрольных заданий. 1 + РАЗДЕЛ 2. Учусь экологическому мышлению (16 часов)
4. Главная особенность окружающего мира – его разнообразие. 1 + Выполнять
действия
по инструкции в определенном порядке;
описывать
свойства и качества объектов
(характери
зовать их).
Установка на здоровый образ жизни Сравнивать, находить и называть
только
отличия, но и
сходства;
выявлять причинно-следственные
отношения, определять
логическую последователь
ность событий
принимать и сохранять учебную задачу Отличать
существенные (обязательные) признаки предметов
от несущественных;
ориентироваться
в пространстве
физических тел, знаков и символов
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы Выстраивать монологическую
речь
высказывать свое мнение, умение слушать других, работать в группе
Договариваться и приходить к общему решению в совместной жизни, в том в ситуации столкновения интересов 5. Пространство вокруг нас. 1 + 6. Ориентация животных в пространстве: уроки природы. Окружающий мир – многоэтажный. 1 + 7. Разнообразие форм в природе и жизни человека. 1 + 8. Проверь себя. Различи формы. 1 + 9. Разнообразие цвета окружающего мира. Цвет в природе и жизни человека. 1 + 10. Разнообразие звуков окружающего мира. 1 + 11. Учись различать звуки. 1 + 12-13. Проверь себя: различи звуки. 2 ++ 14-15. Ориентация в пространстве: слух, зрение, обоняние, осязание. Развивай осязание. 2 ++ 16. Ориентация в пространстве: разнообразие движений. 1 + 17. Учимся двигаться красиво. 1 + 18. Учимся ориентироваться во времени. Что было раньше – что позже? 1 + 19. Разнообразие признаков окружающего мира. 1 + РАЗДЕЛ 3.Учусь управлять собой, или моя экологическая культура (10 часов)
20. Учусь быть взрослым. Экологическая культура. 1 + Формирование
умений управлять собой; развитие самопринятия
и мотивации
на самосовер
шенствование.
Адекватного понимание причин успешности учебной деятельности Точно выполнять инструкцию, организовывать сою работу, оценивать ее результат, исправлять ошибки
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Приводить примеры правил экологически безопасного поведения в окружающей среде с привлечением собственного опыта
Ориентироваться на разнообразие способов решения Договариваться о правилах общения; выделять хорошие черты у себя и других
Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывания 21. Учусь быть взрослым. Забочусь о здоровье природы и человека. 1 + 22. Учусь быть взрослым. Экономлю в быту. 1 + 23. Учусь общаться: действуем вместе. 1 + 24. Учусь общаться: девочки и мальчики. 1 + 25. Я – особенный, или мои секреты успеха. 1 + 26. Проверь себя: какое у тебя внимание. Проверь себя: какая у тебя память. 1 + 27. Помоги себе сам: если ты медлительный. 1 + 28. Помоги себе сам: правша или левша? 1 + 29. Помоги себе сам: развивай свои таланты. 1 + Раздел 4. Учусь действовать – 4 часа
30. Учимся управлять окружающим миром. 1 + Организовывать свое место, работу Формировать умение выделять главное Формировать умение управлять окружающим миром Формирование умения работать в парах 31 Проверь себя: оцени свою экологическую культуру. 1 + 32. Проверь себя: оцени свою экологическую культуру. 1 + 33. Итоговая диагностика. 1 + Календарно-тематическое планирование по УМК «Учусь учиться». 2 класс
№ Тема урока Кол-во часов Теорети
ческие Практи
ческие Формирование УУД дата
Личност
ные Регулятив
ные Познавательн
ые Коммуника
тивные Раздел 1. Учеба для здоровья (4 часа)
1 Давай помечтаем! 1 час + Строить монолог на тему: «для чего учиться?» связывая учебу с осуществлением своей мечты.
Представлять информацию в виде рисунка.
Различать режим и план. Оценивать свой режим с точки зрения требований врачей к нему. Самостоятельно составлять план действий. Давать определение плана. Задавать вопрос и получать информацию 2 Уроки природы: для здоровья нужен режим! 1 час + 3 Учусь составлять план. 1 час + 4 Мой режим 1 час + Раздел 2. Учусь экологическому мышлению (12 час)
5 Главный закон окружающего мира – его разнообразие. 1 час + Описывать разнообразие родного края (природы, людей, культуры) как условия ее здоровья
Сравнивать природные и техногенные формы: находить отличие и сходство.
Сравнивать цвет разных природных объектов: находить сходство отличие. Приводить примеры, как человек учится у природы при цветовом оформлении своего окружения.
Сравнивать звуки, находить их сходство, объединять в группы. Описывать звуки с помощью слов, передающих ощущения разных органов чувств
Давать определение, что такое качество предмета. Сравнивать объекты по свойствам и качествам. Находить сходство разнообразных предметов окружающего мира по обязательным, главным признакам.
Выполнять задания на пространственные ориентации по образцу. Находить и исправлять ошибки. Оценивать свою работу.
Давать определение, что такое «описать»..
Ранжировать объекты по нарастанию или убыванию признака. Описывать первый и последний объектов.
Описывать признаки природных и техногенных форм, используя ассоциации.
Находить сходство и отличие природных и технических форм. Описывать их, используя слова-синонимы и антонимы, ассоциации. Приводить примеры создания техногенных форм по аналогии с природными.
Сравнивать объекты по происхождению: Что – из чего? Доказывать связь рукотворного мира с природой. Создавать сообщение.
Использовать слова-синонимы и слова-антонимы в речи
Описывать изобразительные возможности ручки, карандаша, кисти, мелка. Обосновывать их выбор для изображения природных и технических форм.
Описывать разнообразие цвета в родной природе.
Описывать музыкальную мелодию с использованием ассоциаций.
Описывать качества и свойства природного объекта. 6 Описание окружающего мира. 1 час + 7 Формы окружающего мира: сходство среди разнообразия. 1 час + 8 Формы окружающего мира: их изображение. 1 час + 9 Изображение природных и технических объектов адекватными изобразительными средствами. 1 час + 10 Движения окружающего мира: сходство среди разнообразия 1 час + 11 Цвета окружающего мира: сходство среди разнообразия 1 час + 12 Звуки окружающего мира: сходство среди разнообразия. 1 час + 13 Окружающий мир: общее происхождение. 1 час + 14 Проверь себя. 1час + 15 Характеристика объектов. 1 час + Раздел 3. Учусь управлять собой. Моя экологическая культура (10 час)
16 Письмо гостьи из будущего. 1 час + Называть правила экологически грамотного поведения в природе, с людьми.
Перечислять природные богатства, которые необходимо экономить.
Рассуждать: сначала – потом, потому что.
Высказывать свое понимание дружбы. Называть примеры взаимопомощи, ее настроенности.
Приводить примеры упражнений по развитию памяти, способы запоминания с опорой на движение, на смысл, на зрение
Называть свои индивидуальные особенности памяти, ее сильные и слабые стороны, направления развития.
Называть способы тренировки слуха и демонстрировать их. Использовать понятие «разнообразие в природе» и «экологическая культура»
Предвидеть экологические опасности в местных типовых ситуациях
Демонстрировать умения предосторожного поведения в типовых ситуациях на дорогах.
Называть способы регуляции своего настроения
Организовать свою работу, внимательно выполняя инструкцию Приводить правила культурного общения. Оценивать, правильно ли я поступаю в ситуациях общения.
Давать определение, что такое анализ. Анализировать предписывающие, запрещающие, указательные, предупреждающие знаки.
Высказывать свое отношение к высказыванию «Прежде чем научиться управлять природой, надо научиться управлять самим собой».
Называть виды памяти (обонятельная, тактильная, вкусовая, слуховая, зрительная, мышечная, двигательная, смысловая). Составлять устный рассказ о том, что может произойти с природой в будущем и как при этом изменится жизнь человека.
Обосновывать свое отношение к высказыванию о том, что экологическое культура – лекарство для природы и для человека.
Составлять диалог о важности экономии природных богатств
Высказываться о том, что предосторожность в поведении человека – условие здоровья и безопасности человека и природы. Приводить примеры предосторожного поведения.
Узнавать настроение другого человека. Описывать настроение, используя ассоциации. Сравнивать эмоции: находить отличия и сходство. Выражать свое настроение с помощью мимики и жестов. Называть причины разных настроений.
Применять их в игровых ситуациях. Применять похвалу, правила выхода из ссоры.
Своими словами объяснять, что такое внимание. 17 Учусь быть взрослым: забочусь о здоровье природы и человека. 1 час + 18 Учусь быть взрослым: экономлю в быту. 1 час + 19 Учусь быть взрослым: действую предосторожно. 1 час + 20 Учусь быть взрослым: анализирую дорожные знаки. 1 час + 21 Учусь общаться: иду на помощь! 1 час + 22 Хорошее есть в каждом! 1 час + 23 Учусь общаться: управляю собой. 1 час + 25 Учусь общаться: управляю собой. 1 час + 26 Учусь общаться: мальчики и девочки. 1 час + 27 Я – особенный, или мои секреты успеха. Учусь запоминать. 1 час + 28 Проверь себя: определи свой тип памяти. 1 час + 29 Проверь себя: умеешь ли ты управлять собой. 1 час + 30 Проверь себя: умеешь ли ты слушать? 1 час + Раздел 4. Учусь действовать. Мои экологические проекты ( 8 час)
30 Проверь себя: воображение и творчество. 1 час + Высказывать суждение о роли творческого подхода к лечению природы. называть упражнения на развитие фантазии и воображения.
Изготавливать и использовать индивидуальное пособие по самопомощи для грамотного письма.
Использовать разные творческие умения для самовыражения отношения к природе.
Применять способы выделения главного в тексте (с использованием цвета, подчеркивания, ассоциаций). Описывать организацию учебной работы с учетом своих индивидуальных особенностей. Выполнять дизайн-проект по организации своего рабочего места (удобство и красота).
Запоминать правописание словарных слов и применять правила русского языка и математики с опорой на смысловые образы. Учитывать разные мнения, интересы и обосновывать собственную позицию 31 Проверь себя: лечение природы требует чуткости и сострадания. 1 час + 32 Помоги себе сам: твое рабочее место. 1 час + 33 Помоги себе сам: учись выделять главное. 1 час + 34 Помоги себе сам: пиши грамотно. 1 час + Календарно-тематическое планирование уроков УМК «Учусь учиться» 3 класс (1 час в неделю, 34 часа)
№
Тема урока.
Кол-во
часов Теорети
ческие Практи
ческие Формирование УУД Дата
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Раздел 1. Учусь в радость- 3 час
1. Введение. Напутственная грамота защитнику природы.
1 + Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Способность к самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности Спланировать по образцу. Называть условия деятельности (что мешает, что помогает) соблюдать режим.
Принимать и сохранять учебную задачу. Сравнивать режимы: найти сходство и различие.
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге изменений.
Строить сообщения в устной и письменной форме. Формулировать собственное мнение и позицию.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. 2. Правильный ли у меня режим?
1 + 3. Входная диагностика. 1 + Раздел 2. Учусь экологическому мышлению – 13 час
4. Что такое биологическое разнообразие? Что угрожает биологическому разнообразию? 1 + Установка на здоровый образ жизни. принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного здоровьесберегающего Действовать по образцу, по аналогии.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и Описать биоразнообразие. Предвидеть последстия его снижения: если…, то.
Объяснить, что угрожает биологическому разнообразию. Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности 1 + поведения
Самостоятельно составить таблицу.
Проверить информацию.
В соответствии с целью составить план экологического наблюдения.
Провести экологическое наблюдение, зафиксировать его результаты. Сделать выводы.
Прочитать схему. Определить её главную мысль.
Определять главную мысль, представить её в знаково-символьной форме. условиями ее реализации Действовать по образцу, по аналогии. Ориентироваться на разнообразие способов решения
Находить информацию в библиотеке и справочной литературе, зафиксировать её. Представлять
экологическую информацию в виде схемы.
5. Для чего биоразнообразие человеку? 6. Хватит ли нам солнца?
1 + Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания. Вести диалог, оценивать себя, своё общение. 7. Хватит ли нам пресной воды?
1 + 8. Хватит ли нам чистого воздуха? 1 + 9 Есть ли проблема плодородия почвы? 1 + 10 Где найти значение непонятного слова? Что делать, если не хватает информации? Экскурсия в библиотеку. 1 + 11 Как провести наблюдение? 1 + 12 Как вести дневник наблюдения? 1 + 13 Как сделать информацию понятнее 1 + 14 Как обратиться к детям всего мира? 1 + 15 Как лучше усвоить правило? 1 + 16 Как помочь себе учиться? 1 + Раздел 3. Учусь управлять собой, или моя экологическая культура – 8 час
17 Как экономить в быту? Много? Мало? Достаточно? 1 = Отвечать на вопросы: что и как надо делать, чтобы достичь цели (повышения экологической культуры). Правильно ли я делаю.
Провести анализ своего состояния. Оказать себе помощь. Оценивать своё общение с противоположным полом, сравнив с культурным образцом. Провести анализ и оценить с точки зрения требований экологической культуры свои мысли, чувства, дела.
Провести простейший опыт по самопознанию, зафиксировать его результат. Провести анализ своего состояния. Оказать себе помощь Оценивать свои качества, своё поведение с точки зрения требований экологической культуры.
Договариваться. Оценивать результаты совместной работы, свой вклад в общий результат экологической работы. 18 Кто ждёт от меня заботы? 1 + 19 Как договариваться «на берегу»? 1 + 20 Как поддержать разговор? + 21 Что такое мужественность и женственность? 1 + 22 Как понять себя лучше? 1 + 23 Что делать, когда мешает страх? 1 + 24 Какая у меня память? Могу ли я справиться с волнением? 1 + Раздел 4. Учусь действовать, или мои экологические проекты – 10 час
25 Редкие растения и животные: спасти и сохранить. 1 Фантазировать, воображать, самостоятельно ставить и достигать цель.
Фантазировать, воображать, самостоятельно ставить и достигать цель.
Проанализировать ответ, зафиксировать полученную экологическую информацию Провести анализ и оценить своё поведение с позиции требований экологической культуры Провести анализ внешнего вида объекта природы. Договориться, распределить обязанности, сделать вместе. 26 Как уменьшить количество мусора?
Нужное из ненужного. 1 27 27. Нужное из ненужного. 1 Сформулировать вопрос.
Провести простейшее экологическое исследование. Сделать вывод. Провести анализ и оценить своё поведение с позиции требований экологической культуры
Оценить своё поведение, сравнив его с требованиями экологической культуры. 28-
29 28, 29. Как сделать класс красивым, и его воздух – чистым? 2 30 Какое питание самое полезное? 1 31 31. Как действовать предосторожно? 1 32 32. Многое ли зависит лично от меня? 1 33 Итоговая диагностика. 1 34 Подведение итогов за год. 1 Календарно- тематическое планирование по УМК «Учусь учиться», 4 класс.
№
п/п Тема Кол-во
часов Теоретические работы Практические работы Формирование УУД
личностные регулятивные познавательные коммуникативные 1. Введение 1 час + Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Принимать и сохранять задачу Строить сообщения в устной и письменной форме Использовать речь для регуляции своего действия Раздел 1. Учеба в радость – 8 часов
2. Какие нужны условия для успешного выполнения домашнего задания? 1 час + Мотивация к повышению уровня своей экологической культуры для сохранения и улучшения своего здоровья Умение планировать последовательность действий в соответствии с поставленной задачей Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений Использовать речь для регуляции своего поведения.
Задавать вопросы.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. 3-4 Как найти необходимую информацию? 2 час ++ 5-6 Условия успешной учебы: запоминать или понимать? 2 час ++ 7-9 Как оценить свою работу? 3 часа ++ + 10-11 Как стать партнерами для решения экологических проблем 2 часа ++ Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. 12 Учимся диалогу 1 час + 13-14 Общение и экологическая безопасность 2 часа ++ 15 Как узнать, друг он мне или нет? 1 час + 16-19 Применение законов экологии в жизни. Школьный памятник природы 4 часа +++ + Способность к самооценки на основе критериев успешной деятельности Учитывать установленные правила планирования и контроль способа решения Строить сообщения в устной и письменной форме Использовать речь для регуляции своего поведения.
Задавать вопросы. Раздел 4. Я-особенный, или мои секреты успеха – 2 часа
20-21 Устойчивое развитие и мои задачи. 4 часа + + Установка на здоровый образ жизни Различать способ и результат действия Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге изменений Задавать вопросы.
Использовать речь для регуляции своего поведения. Раздел 5. Учусь быть взрослым – 6 часов
22-23 Воспитание экологической ответственности 2 часа ++ Основы экологической культуры, принятие ценности природного мира, готовность
Следовать в своей деятельности нормам природосохран-ного, здоровьесберегающего поведения Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи Владеть радом общих приемов решения задач. Устанавливать аналогии. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов 24-25 Моя экологическая безопасность в природе, в школе, дома, на улице 2 часа ++ 26-27 Экологическая экспертиза жилища 2 часа + + Раздел. 6. Экологическое творчество, или основы экологического дизайна – 6 часов
28-29 Экологический дизайн на основе будущего 2 часа ++ Чувство прекрасного и этические чувства на основе экологической культуры Принимать и сохранять учебную задачу Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием литературы Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию 30-33 Экологический дизайн-проект 3 часа +++ 34 Итоговое занятие 1 час +