Тема: «Формирование экологической культуры, здоровья и безопасного образа жизни воспитанников в различных видах деятельности в условиях интерната».


ГБС(К)ОУ с. Малый Толкай
Сообщение на заседании педагогического совета
«Формирование экологической культуры, здоровья и безопасного образа жизни воспитанников в различных видах деятельности в условиях интерната».
Подготовила
воспитатель дошкольной группы:
Кавтаськина С.Н.
2015-2016 уч. год
Экологическое воспитание дошкольников
                                                          Когда будет срублено последнее дерево, когда будет                                                          отравлена последняя река, когда будет поймана последняя                                                           птица, - только тогда он (человек) поймёт, что деньги                                                          нельзя есть...                                                                                                                       М. Булгаков
Дошкольный возраст - самоценный этап в формировании  экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к  окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических представлений, норм  и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, выработка  эмоционально- нравственного и действенного отношения к природе. Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающей его природой.Наши целевые установки заключаются в создании условий для формирования  экологической культуры  детей    дошкольного возраста.   Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности. Для достижения поставленной  цели педагогической деятельности мы решаем следующие задачи:1. Создание  экологической развивающей среды;
2.Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступной пониманию ребёнка-дошкольника через интегрированный подход;3. Развитие познавательного интереса к миру природы;4. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями;5. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом; 6. Формирование психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения;7. Развитие познавательно-творческих способностей детей; 8. Повышение уровня информационной культуры и педагогической компетенции родителей в вопросах экологического воспитания;9. Формирование у родителей потребности в знаниях об  экологической культуре в жизни и желания передавать их детям собственным примером. Наша работа с детьми строится на эмоциональном воздействии природы     на чувства ребёнка –  удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении.Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с окружающей  природной средой.
В своей работе по экологическому воспитанию детей используем  разнообразные  формы и методы в соответствии с ФГОС дошкольного образования: Непосредственно образовательная деятельность,
Дидактические игры,
Создание педагогических ситуаций,
Наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке;
Сезонные наблюдения;
Совместная деятельность воспитателя с ребёнком (целевые прогулки, экскурсии в природу; обсуждение с детьми правил безопасного поведения в природе: «Дикие животные: друзья или враги? », «Чем опасны  грибы?», «Правила друзей природы», «Верни природе чистоту»; посильный труд в природе, проектная деятельность и т.д.);Самостоятельная деятельность детей в экологической развивающей среде (рассматривание книг, картинок, альбомов, передача природных явлений в рисунке, лепке, аппликации, настольно-печатные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, наблюдение за сезонными изменениями).
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств является проектная деятельность (краткосрочные проекты по временам года, итогом которых становятся совместные досуги, выставки поделок и рисунков).
Использование технологии проектирования помогает нам  в работе по выбранному направлению педагогической деятельности, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. 
Например, итогом проекта «Зимушка - зима», стало физкультурное развлечение «Праздник зимы», которое проходило на свежем воздухе. В игровой форме детям прививалось стремление к здоровому образу жизни, улучшению работоспособности и закаленности детей. Совершенствовалось умение высказывать свои наблюдения о погоде. Также дети вспомнили и назвали, что нельзя делать на улице во время прогулки: бросать слепленными снежками в людей, животных, проезжающий транспорт, окна зданий. Физкультурные праздники оказывают положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также повышению роли семьи и детского сада в решение задач физического воспитания. Активно используем труд в природе: осенью и весной — уборка сухих листьев, сломанных веточек; зимой — очистка небольших дорожек от снега, постройки  из снега.
Совместными усилиями воспитателей дошкольной группы создана благоприятная предметно развивающая среда, в которой содержатся дидактические игры:
(Н-р: «Кто лишний», «Что изменилось?», «С какого дерева лист?», «Найди ошибку», лото «Времена года», «Карусель» - для закрепления обобщающих понятий об окружающей действительности),-разрезные картинки, на которых представлены цветы, грибы, овощи, фрукты, ягоды, животные. Игры с разрезными картинками воспитывают в ребенке выдержку, терпение, упорство в достижении цели.
- картинки и иллюстрации, книги, энциклопедии, экологические сказки и рассказы о природе и её обитателях, а также книжки раскладушки, сделанные совместно с родителями.
Следующей эффективной формой работы по экологическому воспитанию дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Например, игра «Кто живет на ферме», знакомя детей с животными, живущими рядом с человеком, даёт возможность детям принимать активное участие по уходу за ними (покормить, почистить клетку, привлечь к созданию условий для защиты от холода), дети узнают о пользе приносимой человеку.
Чтобы детям было интересно играть, создаем проблемные ситуации, которые является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков по экологическому воспитанию.
Например - «Цыплёнок заблудился».
Дети выясняют, как и почему он заблудился, кто его мама? Дети помогают цыплёнку добраться до дома и приходят к выводу - нужно слушаться взрослых, не уходить далеко от дома, знать, как зовут родителей и свой домашний адрес, чтобы не попасть в беду.
Очень нравятся детям игры-путешествия, в ходе которых дети закрепляют уже имеющиеся знания, получают новые знания о природе и лесных обитателях, происходит формирование осознанно - правильного отношения ко всему живому.
В процессе экологического воспитания у детей формируется осознанное отношение к укреплению своего здоровья и соблюдению правил безопасного поведения.
Согласно особенностям развития детей нашей группы, у которых преобладает наглядно действенное мышление – стараемся проводить больше практических занятий. Например, занятия по ручному труду из природного материала, который собрали сами дети во время прогулки или совместно с родителями. Осенью проводили сбор семян цветов для посадки рассады весной.
В марте, в подготовительной группе провели практическое занятие по профориентации «Весёлые поварята». Главной целью, которого, знакомство с профессиями. Профессия повара была выбрана не случайно. Дети, приходя в столовую, часто задают вопросы из чего и как приготовлена еда, чем она полезна. В ходе таких ситуативных бесед дети узнают о пользе продуктов, содержащихся в них витаминах и полезных веществ необходимых для полноценного развития и роста детей.
В начале занятия провели инструктаж по технике безопасного поведения в столовой и при приготовлении пищи, одели соответствующую одежду. Детям было очень интересно, они старались делать всё аккуратно, и чтобы приготовленная пища была вкусной и полезной. Очень были довольны результатом совместного труда – изделия получились красивыми, ароматными и вкусными.
В апреле месяце в группе совместно с родителями запланирована акция «Прилетайте птицы». В рамках, которой будут изготовлены и развешены скворечники для птиц, выпуск стенгазеты, а также организована выставка рисунков и поделок. Все это будет способствовать формированию эмоционального отношения и отзывчивости, любви к природе родного края.
Таким образом, в результате нашей работы по экологическому воспитанию детей дошкольной группы достигнуты следующие результаты и как следствие:
- ответственное  и бережное  отношение  к домашним животным, растительному богатству нашего края;- воспитание отзывчивости и коммуникабельности, стремления сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту, уважительное  отношение к традициям своего народа;- формирование представлений о том, что человек – часть природных объектов, а их сохранность –   прямая  обязанность человека;- охрана и укрепление здоровья детей,  их  правильное  взаимодействие с природой; - формирование представлений о том, что состояние здоровья  человека зависит от состояния окружающей среды и собственного поведения.
В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколениям младшему в виде нравственных  понятий. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умение индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.
Литература:
1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: Просвещение, 2005.
2. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: Академия развития, 1998.
3. Алябьева Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего возраста. – М., 2000.
4. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: Просвещение, 1998.
5. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. – Издательство «Учитель», Воронеж, 2005.
6. Бочкарёва Н. Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. – Калуга: Полиграфист, 1998.
7. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л. А. Занятия по экологическому воспитанию дошкольников. – М., «Вако», 2007.
8. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981.
9. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. М.:АРКТИ, 2005.
10. Кондратьева Н.Н. и другие. «Мы» Программа экологического образования детей. - Санкт – Петербург, Детство – Пресс», 2004.
11. Корзун А. В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего возраста средствами ТРИЗ – педагогики. – Мозырь, 2006.
12. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 1996.
13. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - Минск, 1995.
14. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 2003.
15. Рыжова Н. А. Волшебница – вода. – М.: Просвещение. 1997.
16. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1990.
17. Журнал «Дошкольное воспитание». 1990г. № 6, 1996г. №7, 1998г. № 1, №2, № 5, № 7, 1999г. № 7, №11, № 12,2001г. № 9, 2002 № 5, 2004 № 7.
18. Журнал «Ребёнок в детском саду», 2006г. № 4 – 7.У детей имеются необходимые экологические знания об окружающем мире, представления  о живой и неживой природе;
Наши воспитанники с желанием помогают содержать в порядке закреплённый участок, собирают семена цветов для следующей посадки, подкармливают птиц, чтобы им не было голодно;
участвуют в праздниках и развлечениях, выставках поделок и рисунков.
Принимают активное участие в городских, областных и всероссийских конкурсах, награждены грамотами, дипломами и благодарственными письмами.
Работа по экологическому образованию детей привела к следующим результатам и как  следствие:
- становление у дошкольников начал экологической культуры, которое выявляется с помощью мониторинга  ( 2 раза в год);-формирование эмоционально – доброжелательного отношения к живым существам в процессе общения с ними;- развитие интереса и любви к родному краю, формирование представлений об экологических проблемах родного города;- уточнение,  систематизация  и углубление  представлений  о живой и неживой природе;- понимание  причинно – следственных связей внутри природного комплекса: знакомство с особенностями жизни животных,  взаимосвязи растений и животных друг с другом и со средой обитания;- умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных в неволе;- ответственное  и бережное  отношение  к домашним животным, растительному богатству нашего края;- воспитание отзывчивости и коммуникабельности, стремления сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту, уважительное  отношение к традициям своего народа;- формирование представлений о том, что человек – часть природных объектов, а их сохранность –   прямая  обязанность человека;- охрана и укрепление здоровья детей,  их  правильное  взаимодействие с природой; - формирование представлений о том, что состояние здоровья  человека зависит от состояния окружающей среды и собственного поведения.
9. Планирование работы на будущее.
1. Продолжить поиск новых источников и новых технологий по экологическому воспитанию.
2. Провести открытое мероприятие с активным участием родителей.
3. Разработать перспективное планирование по экологическому воспитанию в старших группа.
4. Разработка и внедрение проекта «В природе нет ничего лишнего».