ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Программа для 1‒4 классов
Пояснительная записка
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по формированию экологической культуры, безопасному образу жизни, укреплению физического и духовного здоровья обучающихся. Выпускник начальной школы должен выполнять ≪правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни≫.
Программа ≪Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни≫ (далее – Программа) представляет собой комплекс мер по формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников, а также правильного взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Программа охватывает основные направления здоровьесберегающей деятельности в начальном общем образовании. Она позволяет пробуждать в детях желание заботиться о своем здоровье, относиться к нему как к ценности, следовать правилам здорового питания, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать рекомендуемый врачами режим дня, а также развивает способность осознавать негативное влияние, которое оказывают на здоровье инфекционные заболевания, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества.
У детей формируются:
• умение избегать рискованных ситуаций, наносящих вред собственному здоровью и здоровью окружающих;
• потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
• готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
• навыки взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья в случае интегрированного обучения (форма обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками).
Данная Программа предназначена для работы с детьми 6,5–11 лет и направлена на организацию образовательного процесса по формированию экологической культуры, здорового образа жизни младшего школьника. Обучение по Программе рассчитано на четыре учебных года, по одному занятию в неделю.
Программа реализуется в учебной деятельности (как ведущая для этого возрастного этапа) и внеурочной деятельности, также значимой для эмоционально-творческого развития младших школьников. Базовыми в образовательной концепции стали ценности человеческой жизни и здоровья.
Организация занятий по Программе исключает критику, негативные оценки, прямое указание ошибок младших школьников, предусматривает подчеркивание положительных действий школьника, его возможностей и способностей. Созданию атмосферы доброжелательности способствуют некоторые игры и упражнения, направленные на выявление, передачу и восприятие положительной информации.
Учитывая, что Программа предусматривает освоение основных, культурных и этикетных норм, учителю вместе со школьниками необходимо выработать определенные правила поведения на весь период проведения занятий.
Цели Программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому и безопасному образу жизни; использование полученных знаний на практике с целью улучшения собственного здоровья, ознакомление с по-нятием ≪экологическая безопасность≫.
Задачи Программы: формирование у детей и их родителей ответственного отношения к экологической безопасности, здоровому и безопасному образу жизни; сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста; воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье; позитивное отношение младших школьников к лицам с ОВЗ.
Работа по данной Программе строится на принципах гуманистической педагогики и психологии, выраженных правилом трех П: понимание, принятие, признание. Учет индивидуальных особенностей, уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности, комплексный подход, систематичность и последовательность, интеграция, наглядность – важные принципы реализации Программы.
При этом содержание разделов основано на принципах дидактики:
• научность – предлагаемый материал соответствует представлению современной науки о культуре здорового образа жизни;
• доступность – содержание информации и ее объем соответствуют возрастным возможностям усвоения знаний детей младшего школьного возраста (предлагаемый детям для усвоения материал должен быть доступным для понимания и усвоения, теоретический материал должен быть подкреплен практическими действиями и демонстрациями; предусматриваются организация и проведение сюжетно-ролевых игр, имитационных действий, поиск информации и проектная деятельность обучающихся);
• наглядность – познание осуществляется с использованием современных дидактических средств;
• занимательность – материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит информацию, полезную для практической деятельности;
• адаптивность – создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей, реализующей идеи приоритетности самоценного детства и обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка;
• актуальность – отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями, обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной информацией о гигиене;
• психологическая комфортность – психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
• обучение в деятельности – организация детской деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни, умения самостоятельно добывать новые знания, правильно применять их на практике;
• целостность содержания образования – выделение основных этапов и блоков, логическая преемственность с уроками разной целевой направленности;
• сознательность и активность – проявление активности в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих;
• опора на предшествующее развитие – связь с предшествующим спонтанным, самостоятельным, ≪житейским≫ развитием и воспитанием;
• принцип минимакса – учитель дает содержания много, а каждый ученик у ваивает по своим возможностям;
• социализация личности – формирование представления о социальном и предметном мире как о едином и целостном.
Использование воспитательных технологий и технологий обучения и развития, обеспечивающих формирование позитивного социального опыта у учащихся
Наименование
технологии Формы воспитательной
деятельности Компетенции и УУД,
на формирование которыхнаправлено использование
технологий в воспитатель-
ной работе
1 2 3
Технология воспитания общественного творчества в формах коллективной творческой деятельности И.П. Иванова Дежурные команды по системе И.П. Ива-нова со сменными поручениями (группы санитаров, группы чистоты, группы порядка) Общекультурные, социально-трудовые компетенции
Технология деятельностного метода Работа в парах, группах при освоении новых знаний Способность к саморазвитию и самоизменению, к рефлексии; умение организовывать, планировать, анализировать
Технология дифференцированного обучения Индивидуальный подход Умение ставить цель и организовывать ее до-
стижение, умение пояснить свою цель
Технология проблемного обучения Выдвижение и доказательство гипотез, работа в парах, группах. Умение строить диалог Учебно-познавательные компетенции: умение
дать самооценку своей учебно-познавательной
деятельности
Информационно- коммуникационные технологии Индивидуальная работа, работа в парах и малых группах. Создание презентаций, видеороликов, фото-коллажей. Организация выставок Информационные компетенции: владение навыками использования информационных устройств. Умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее
Групповая проблемная работа Диспуты, дискуссии, обсуждение ситуации, разработка проектов по предметам Учебно-познавательные, ценностно-смысловые компетенции
Технология свободного воспитания Предоставление свободы выбора и самостоятельности Информационные, учебно-познавательные, ценностно-смысловые, здоровьесберегающие компетенции
Личностно ориентированные технологии воспитания КВН, шоу, викторины, конкурсы, позволяющие обеспечить комфортные, бесконфликтные условия развития личности и реализацию ее природных потенциалов Креативные, коммуникативные, культуровед-ческие, общекультурные компетенции
Технология правового и патриотического воспитания Кружок ≪Правовое воспитание от А до Я≫ Формирование социального здоровья. Развитие толерантности, правовой грамотности. Коммуникативные, информационные компетенции; компетенции личностного самосовершенствования и самопознания
Технология здорового, раскрепощенного развития детей в учебно-познавательном процессе (В.Ф. Базарный) Физкультминутки. Хоровое пение Личностные компетенции: поведенческие, эмо-циональныеФизкультурно-оздоровительные технологии: ≪Ритмическая мозаика≫ А.И. Бурениной,
≪Детская аэробика≫ С.В. Колесниковой Уроки физической культуры, физкульт-минутки, внеклассные мероприятия, закаливание Личностные компетенции, направленные на физическое развитие
Экологические технологии: цвето-терапия, флора-дизайн Кружки, внеклассные мероприятия Личностные, исследовательские компетенции
Технология звуковой психо-регуляции дыхания М.Л. Лазарева Музыкальные занятия Здоровьесберегающие компетенции
Методика игрового обучения С.С. и Е.С. Железновых Кружки, внеклассные мероприятия Личностные компетенции, направленные на физическое развитие
Массаж биологически активных зон по А.А. Уманской Занятия в группах Личностные компетенции, направленные на физическое развитие, повышение сопротивляе-мости организма
Пальчиковые игры Уроки физической культуры, физкульт-
минутки, внеклассные мероприятия Речевые и коммуникативные компетенции
Арт-технологииУроки ИЗО, музыки, технологии, внеклассные мероприятия Личностные компетенции, направленные на развитие эмоционального восприятия
Игровые технологии Дидактические, сюжетно-ролевые игры на любых этапах уроков и внеурочной деятельности Личностные компетенции, направленные на социализацию личности ребенка, развитие творческих способностей
Слово ≪компетенция≫ в переводе с латинского языка означает ≪круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом≫. Результатом освоения Программы является наличие компетенций как умений, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья человека. К таким компетенциям относятся: понимание ценностей собственной жизни и жизни окружающих людей, способность контролировать свою деятельность, умение вовлекать эмоции в процесс деятельности, готовность и способность обучаться самостоятельно, способность к рефлексии, уверенность в себе, самоконтроль, адаптивность, исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов по сохранению и укреплению своего здоровья, настойчивость в реализации здорового образа жизни, отношение к правилам и нормам здорового образа жизни как указателям желательных способов поведения, способность принимать решения, способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих.
Ценностно-смысловые компетенции по здоровьесберегающему направлению предполагают наличие сформированных у младших школьников следующих универсальных учебных действий:
• умения формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к собственному здоровью и сферамдеятельности по здоровьесбережению;
• владения способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
• умений принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;
• умения осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
• умения осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Учебно-познавательные компетенции по здоровьесберегающему направлению формируются следующими универсальными учебными действиями:
• способностью ставить цель и организовывать ее достижение, умением пояснять свою цель;
• умением осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
• умениями ставить вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
• умениями ставить и решать познавательные задачи по сохранению и укреплению собственного здоровья;
• проявлением желания проводить здоровьесберегающие действия (закаливание, проветривание помещения, по-движные и малоподвижные игры и т. д.).
Коммуникативные компетенции можно сформировать следующими универсальными учебными действиями:
• владением способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;
• умением задать вопрос, корректно вести диалог;
• владением разными видами речевой деятельности: монолог, диалог, чтение, письмо;
• владением способами коллективной деятельности, приемами действий в ситуациях общения;
• умением искать и находить компромиссы;
• наличием положительных навыков общения в многонациональном, многоконфессиональном обществе, основанных на знании истории и традиции различных национальных общностей и социальных групп.
Информационные компетенции формируют у младших школьников следующие универсальные учебные действия:
• владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, ат-ласами, картами, определителями, словарями, энциклопедиями, каталогами, Интернетом;• умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения задач информацию, организовывать, преобразовывать и сохранять ее;
• ориентирование в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое;
• умение осознанно воспринимать информацию из средств массовой информации;
• владение навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, теле-фона, факса, принтера, мультимедийного оборудования, интерактивной доски;• использование для решения учебных задач информационных и телекоммуникационных технологий: аудио- и видео запись, электронную почту, Интернет.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции младших школьников формируются следующими универсальными учебными действиями:
• знанием духовно-нравственных основ жизни человека и общечеловеческой культуры;
• знанием культуры, традиций и обычаев своего народа;
• наличием представления о родном крае, его природе, занятиях людей и т. д.;
• использованием опыта ориентации и экологической деятельности в природной среде;
• владением эффективными способами организации своего свободного времени;
• знанием и применением правил поведения в экстремальных ситуациях;
• позитивным отношением к своему здоровью;
• владением способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и са-моконтроля;
• знанием и применением правил личной гигиены, умением заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;
• владениям навыками оказания первой медицинской помощи;
• владением элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
• умением использовать многообразие двигательного опыта в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
• умением подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
Весь этот перечень дополнят следующие универсальные учебные действия:
• способность к работе в группе ради достижения цели;
• самоконтроль;
• отсутствие чувства беспомощности;
• способность слушать других людей и принимать во внимание сказанное ими;
• способность решать конфликты и смягчать разногласия;
• умение контролировать свою деятельность;
• умение абстрагировать;
• терпимость к различным вероисповеданиям, стилям жизни окружающих;
• самостоятельность мышления, креативность и оригинальность;
• вовлечение эмоций в процесс деятельности;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• умение строить диалог;
• готовность индивидуально решать сложные вопросы, поставленную задачу;
• готовность и способность обучаться самостоятельно;
• отношение к правилам как указателям желательных способов действия;
• персональная ответственность за порученное дело;
• поиск и использование обратной связи;
• способность принимать решения и отвечать за их результат;
• уверенность в себе.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения под здоровьем понимают полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Начальное общее образование обеспечивает формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся через уроки здоровья, урочную, внеурочную и внешкольную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и способностей каждого ребёнка. Большое внимание уделяется построению и реализации здоровьесберегающего, безопасного для здоровья ребенка учебного процесса. При этом каждый ребенок уже в начальной школе, если с ним вместе обучается ребенок с ОВЗ, должен понимать и позитивно принимать принципы инклюзивного образования:
• ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
• каждый человек способен чувствовать и думать;
• каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
• все люди нуждаются друг в друге;
• подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
• все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
•для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
• разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Учитель начальных классов организует просветительскую работу с учащимися и их родителями.
В своей педагогической деятельности учитель формирует положительную мотивацию младших школьников к усвоению знаний и представлений об экологической культуре, о здоровом и безопасном образе жизни и гигиенические навыки. Необходимо учитывать, что ребёнок, изучая себя , особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье. Методика работы с детьми строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование, исследовательскую деятельность, поисковую активность младших школьников.
Содержание курса
1 класс (33 ч.)
Дружи с водой: Советы доктора Вода. Здоровье. Закаливание. Гигиена. Свойства воды. Друзья Вода и Мыло. Правила доктора Вода.
Правила гигиены: Забота о глазах. Глаза- главные помощники человека. Роль зрения в жизни человека. Уход за ушами. Чтобы уши слышали. Слух- большая ценность для человека. Уход за зубами. Почему болят зубы? Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку красивой? Уход за руками и ногами. «Рабочие инструменты» человека. Забота о коже. Зачем человеку кожа? Свойства кожи. Надежная защита организма. Если кожа повреждена.
Здоровое питание: Как следует правильно питаться? Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи.
Твоё настроение и режим дня. Режим дня. Сон- лучшее лекарство. О пользе дневного сна. Настроение в школе. Действия, которые могут испортить настроение человека. Настроение после школы. Я пришёл из школы.
Я-ученик. Поведение в школе. Нормы и правила поведения в школе. Школьная этика.
Вредные привычки. Что мы относим к вредным привычкам? Нравственное и духовное здоровье человека. Здоровый образ жизни. Классификация вредных привычек.
Организм человека. Скелет-наша опора. Мышцы, кости и суставы. Осанка-стройная спина. Как закаляться? Обтирание и обливание. Если хочешь быть здоров. Микробы и условия их размножения. Как правильно вести себя на воде? Правила безопасности на воде. Игры и упражнения на воде. Обучение плаванию.
Народные игры. Русская народная игра «Городки». Русская народная игра « Лапта». Детские игры на воздухе. Подвижные игры.
Защита проектов. Мониторинг физического здоровья. Сдача норм ГТО.
2 класс (34 ч.)
Почему мы болеем. Окружающая среда. Экологическое равновесие. Причины болезни. Как здоровье?
Кто и как предохраняет нас от болезней. Как организм помогает себе сам? Здоровый образ жизни. Кто нас лечит? Прививки от болезней.
Что нужно знать о лекарствах. Какие лекарства мы выбираем ? Домашняя аптека.
Как избежать отравлений. Отравление лекарствами. Пищевые отравления.
Безопасность при любой погоде. Если солнечно и жарко. Если на улице дождь и гроза.
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. Опасность в нашем доме. Как вести себя на улице? Правила безопасного поведения на воде. Вода – наш друг. Правила общения с огнём. Чтобы огонь не причинил вреда. Как уберечься от поражения электрическим током? Чем опасен электрический ток? Как уберечься от порезов, ушибов и переломов? Травмы. Как защититься от насекомых? Укусы насекомых.
Предосторожности и оказание первой помощи. Предосторожности при обращении с животными. Что мы знаем про кошек и собак? Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом. Отравления ядовитыми веществами. Отравление угарным газом. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. Как помочь себе при тепловом ударе? Как уберечься от мороза?
Первая помощь при травмах. Растяжение связок и вывих костей. Переломы. Если ты ушибся или порезался. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак, кошек.
Сегодняшние заботы медицины. Расти здоровым. Воспитай себя. Я выбираю движение. Движение « Готов к труду и обороне»
3 класс(34 ч.)
Учимся быть Человеком. Чего не нужно бояться? Как воспитывать в себе уверенность и бесстрашие? Добрым быть приятнее чем злым, завистливым и жадным. Учимся думать. Спеши делать добро. Почему мы говорим неправду. Поможет ли нам обман? Почему мы не слушаем родителей? Надо ли прислушиваться к советам родителей? Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
Вредные привычки. Надо уметь сдерживать себя. Все ли желания выполнимы? Как воспитать в себе сдержанность? Как отучить себя от вредных привычек.
Как относиться к подаркам. Я принимаю подарок. Я дарю подарок.
Как следует относиться к наказаниям. Права и обязанности детей. Наказание. Правила поведения и необходимости их соблюдения.
Правила поведения. Одежда и ее назначение. Как правильно одеваться? Как вести себя с незнакомыми людьми? Как вести себя, если что-то болит? Как вести себя за столом? Сервировка стола. Правила поведения за столом. Как вести себя в гостях? Ты идёшь в гости. Как вести себя в общественных местах? Как вести себя в транспорте и на улице? Как вести себя в театре, кино, школе? Нехорошие слова. Недобрые поступки. Умеем ли мы вежливо общаться? Умеем ли мы разговаривать по телефону?
Ты и школа. Что делать, если не хочется идти в школу. Помоги сам себе. Чем заняться после школы? Умей организовать свой досуг.
Как выбирать друзей? Что такое дружба? Можно ли научиться дружить? Кто может считаться настоящим другом? Обязательства в дружбе. Можно ли дружить с родителями? Как доставить родителям радость?
Спеши делать добро. Как оказать помощь больным и беспомощным? Если кому-нибудь нужна твоя помощь.. Спеши делать добро. Эгоизм равнодушие к чужой боли. Духовная жизнь человека. Качества человека: доброта. Зависть, отзывчивость, жадность, щедрость, человеколюбие, ненависть.
Путешествие в страну здоровья. Огонёк здоровья: конкурсы, викторины, защита проектов. Закаляйся как сталь. Участие в движении « Готов к труду и обороне». Культура поведения. Экология вокруг нас. Путешествия в природу.
4 класс (34 ч.)
Наше здоровье. Что такое здоровье? Физическое, психическое, духовное и социальное здоровье. Что разрушает здоровье человека? Что такое Эмоции? Чувства и поступки. Смех и здоровье человека. Стресс. Поступки, вызывающие стресс.
Как помочь себе сохранить здоровье. Учимся думать и действовать. Способы выхода из стрессового состояния. Учимся находить причину и прогнозировать последствия событий. Умей выбирать. Ответственное поведение. Продуманные и непродуманные действия. Что зависит от моего решения? Принимаю решение. Я отвечаю за своё решение.
Злой волшебник-табак. Что мы знаем о курении? Правила Здорового и безопасного образа жизни. Экология и здоровье.
Почему некоторые привычки называются вредными. Зависимость. Инфекционные заболевания. Чужое влияние. Манипулирование другими людьми. Экология, поведение в природе. Нравственное и безнравственное поведение человека. Умей сказать «нет». Наркомания-знак беды. Шантаж. СПИД- страшная болезнь. Химия в быту. Гиподинамия. Зависимость от компьютера и Интернета. Почему вредной привычки ты скажешь «нет»? Я умею выбирать. Преодоление психологического давления сверстников или более старших детей.
Помоги себе сам. Волевое поведение. Злой волшебник – алкоголь. Сделай правильный выбор. Оценивание поведения литературных героев. Установка на сохранение собственного здоровья и здоровья близких людей. Злой волшебник – наркотик. Наркотические вещества. Дети- инвалиды. Болезни, связанные с принятием наркотиков и химических веществ.
Мы – одна семья. Мальчишки и девчонки. Такие одинаковые и разные. Социальная роль мужчин и женщин. Моя семья. Дружба. День здоровья. День ГТО.
Умеем ли мы правильно питаться и соблюдать гигиену? Я выбираю кашу. Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули? Чистота и порядок. Будем делать хорошо и не будем – плохо. Наше здоровье. Я здоровье сберегу – сам себе я помогу. Будьте здоровы. Здоровье – самая главная ценность человека.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса.
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
•ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих людей;
•стремление вести здоровый образ жизни, мотивация к здоровьесберегающей деятельности и ГТО;
•способность оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников по умению вести здоровый образ жизни;
•сопричастность к решению экологических проблем своей малой родины;
• толерантное отношение к родственникам;
•потребность в здоровом образе жизни
Метапредметные результаты
Обучающие научатся:
•владеть навыками групповой работы с большими массивами информации, практического применения этой информации;
•признавать права каждого человека на собственное мнение;
• воспринимать и логически перерабатывать информацию, поступающую из различных источников знаний;
• самостоятельно ставить цель, формулировать её в устной или письменной речи;
•владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
• принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;
• владеть эффективными способами организации своего свободного времени;
• применять правила поведения в экстремальных ситуациях;
• позитивно относиться к своему здоровью;
•владеть способами физического самосовершенствования;
• владеть способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
•применять правила личной гигиены, заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;
• владеть навыками оказания первой медицинской помощи;
• владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
• использовать многообразие двигательного опыта в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
• подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
Планирование и содержание деятельности учащихся 1-4 классов по курсу «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни младших школьников»
Конечный результат 1-го года работы по программе курса
Творческие конкурсы:
•конкурс рисунков по темам программы ( «Мы здоровье бережем», «Будущие Олимпийцы», «Если хочешь быть здоров);
• конкурс песен;
• конкурс поделок;
• конкурс пословиц и поговорок о здоровье человека.
Фотовыставки («Семья на отдыхе», «Тропинки здоровья», «Солнце, воздух и вода», «Подвижные игры».Подготовка из защита проекта «Здоровая и вредная пища».
Просмотр телепередач. Посещение поликлиники и аптеки. Экскурсии.
Конечный результат 2-го года работы по программе курса
Творческие конкурсы:
•конкурс стенгазет;
• конкурс сказок о докторах природы;
• конкурс фотоколлажей о летним отдыхе;
• конкурс рассказов на тему «В здоровом теле здоровый дух».
Подготовка и защита проектов «Где вы, витамины?», «Роль витаминов для организма ребёнка».
Конечный результат 3-го года работы по программе курса
Творческие конкурсы:
•конкурс авторских загадок;
• конкурс фотоколлажей «зимние забавы детей»;
•конкурс презентаций «Здоровый образ семьи».
Подготовка и защита проекта «Лекарственные Растения родного края».
Конечный результат 4-го года работы по программе курса
Творческие конкурсы:
• конкурс на лучший репортаж на тему «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»;
•конкурс презентаций «Экология и человек».
Подготовка и защита проекта «Они ядовиты!»
Совместная деятельность учащихся, учителя. Родителей, библиотекаря, работника медицинской службы в течении четырех лет обучения в начальной школе:
• составление атласа-определителя детских болезней, в том числе инфекционных;
• составление атласа- определителя лекарственных растений;
• участие в конкурсе «Папа, мама, я – здоровая семья»;
• проведение экскурсий, организация однодневных походов;
• организация подвижных игр на свежем воздухе;
• сбор растений для гербария;
• съемка видеороликов по охране и безопасности здоровья ребёнка;
• организация встреч с людьми разных профессий , связанные с охраной и безопасностью здоровью детей.
Ежегодные мероприятия по проблеме «Будем здоровы, дети»
Экскурсии в парк, в лес, к водоёму.
Конкурсы, лекции, викторины:
• «В здоровом теле, здоровый дух»;
• «Если хочешь быть здоров»;
• «Дружи с водой. Уроки Мойдодыра»
• «Азбука здоровья. Режим дня»
• «Откуда берутся грязнули»;
• «Личная гигиена»;
• «Праздник чистоты»;
• «Твой внешний вид»;
• «Зелёная аптека»;
• «Как вести себя за столом»
• «Знайте правила движения как таблицу умножения»;
• «Мы - пешеходы. Путешествие в страну дорожных знаков»;
• «Будь вежлив»;
• «Что вокруг нас может быть опасным?»;
• «Осторожно, огонь! Осторожно, вода!»;
• «Правильное питание – залог здоровья».
Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, походы, выставки, защита проектов, презентации, викторины, просмотры видеофильмов, КВН, конференции, беседы, шоу, обсуждение видеороликов и телепередач, обсуждение детских книг и журналов, микрогрупповые соревнования, занятия по скоростному овладению информацией, составление правил поведения и режима, занятия, посвященные детским воспоминаниям, коллективное рисование на одном листе бумаги, занятия по составлению кроссвордов и ребусов, урок творчества, урок – путешествие, урок – игра, урок – сказочное путешествие, моделирование.
Формы деятельности обучающихся: коллективная, групповая, работа в парах, индивидуальная.Формы работы: с пользованием компьютера, Интернета, создание презентаций, социально значимых проектов, исследовательская и экспериментальная деятельность и др.
Продолжительность работы научного общества учащихся: один раз в недель в неурочное время, частично на уроках разной целевой направленности, всего клубных занятий в 1 классе – 33 часа, во 2 классе – 34 часа, в 3 классе – 34 часа, в 4 классе – 34 часа.
Тематическое планирование 1 класс
№ п/пКол-во часов Тема Дано
план факт
1. 1 Дружи с водой. Советы доктора Вода. 2. 1 Свойства воды. Друзья вода и Мыло. 3. 1 Забота о глазах. 4. 1 Уход за ушами. 5. 1 Уход за зубами. Почему болят зубы? 6. 1 Чтобы зубы были здоровыми. 7. 1 Как сохранить улыбку красивой? 8. 1 Уход за руками и ногами. 9. 1 Забота о коже. Зачем человеку кожа? 10. 1 Свойства кожи. 11. 1 Надёжная защита организма. Если кожа повреждена 12. 1 Как следует питаться 13. 1 Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища 14. 1 Как сделать сон полезным 15. 1 Настроение в школе 16. 1 Настроение после школы 17. 1 Поведение в школе 18. 1 Нормы и правила поведения в школе. Школьная этика 19. 1 Вредные привычки. Что мы относим к вредным привычкам? 20. 1 Нравственное и духовное здоровье человека. Здоровый образ жизни 21. 1 Мышцы, кости и суставы. Скелет - наша опора. 22. 1 Осанка- стройная спина 23. 1 Как закаляться? Обтирание и обливание 24. 1 Как правильно вести себя на воде 25. 1 Игры и упражнения на воде 26. 1 Обучение плаванью 27. 1 Народные игры 28. 1 Русская народная игра «Городки» 29. 1 Русская народная игра «Лапта» 30. 1 Детские игры на воздухе 31. 1 Подвижные игры 32. 1 Доктора природы 33. 1 Сдача ГТО Тематическое планирование 2 класс
№ п/пКол-во часов Тема Дано
план факт
1. 1 Почему мы болеем. Окружающая среда 2. 1 Экологическое равновесие. Причины болезни. 3. 1 Как здоровье? 4. 1 Кто и как предохраняет нас от болезней? Как организм помогает себе сам? 5. 1 Здоровый образ жизни. 6. 1 Кто нас лечит? 7. 1 Прививки от болезней 8. 1 Прививки от болезней 9. 1 Что нужно знать о лекарствах? 10. 1 Какие лекарства мы выбираем? Домашняя аптечка 11. 1 Как избежать отравлений. 12. 1 Отравление лекарствами. Пищевые отравления. 13. 1 Безопасность при любой погоде. 14. 1 Если солнечно и жарко. Если на улице дождь и гроза. 15. 1 Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. 16. 1 Опасность в нашем доме. Как вести себя на улице? 17. 1 Правила безопасного поведения на воде. Вода – наш друг. 18. 1 Правила общения с огнём. Чтобы огонь не причинил вреда. 19. 1 Как уберечься от поражения электрическим током? Чем опасен электрический ток? 20. 1 Как уберечься от порезов, ушибов и переломов? Травмы. 21. 1 Как защититься от насекомых? Укусы насекомых. 22. 1 Предосторожности и оказание первой помощи. Предосторожности при обращении с животными. 23. 1 Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом. 24. 1 Отравление угарным газом. 25. 1 Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. 26. 1 Как помочь себе при тепловом ударе? Как уберечься от мороза? 27. 1 Первая помощь при травмах. Растяжение связок и вывих костей. 28. 1 Переломы. 29. 1 Если ты ушибся или порезался. 30. 1 Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. 31. 1 Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак, кошек. 32. 1 Сегодняшние заботы медицины. 33. 1 Расти здоровым. Воспитай себя. 34. 1 Я выбираю движение. Движение « Готов к труду и обороне» Тематическое планирование 3 класс
№ п/пКол-во часов Тема Дано
план факт
1. 1 Чего не нужно бояться? Как воспитывать в себе уверенность и бесстрашие? 2. 1 Добрым быть приятнее чем злым, завистливым и жадным. 3. 1 Учимся думать. Спеши делать добро. 4. 1 Почему мы говорим неправду. 5. 1 Поможет ли нам обман? 6. 1 Почему мы не слушаем родителей? Надо ли прислушиваться к советам родителей? 7. 1 Надо уметь сдерживать себя 8. 1 Все ли желания выполнимы? Как воспитать в себе сдержанность? 9. 1 Не грызи ногти,не ковыряй в носу 10. 1 Как отучить себя от вредных привычек. 11. 1 Как относиться к подаркам. 12. 1 Я принимаю подарок. Я дарю подарок. 13. 1 Как следует относиться к наказаниям. Права и обязанности детей. 14. 1 Одежда и ее назначение. Как правильно одеваться? 15. 1 Как вести себя с незнакомыми людьми? 16. 1 Как вести себя, если что-то болит? 17. 1 Как вести себя за столом? 18. 1 Сервировка стола. Правила поведения за столом. 19. 1 Как вести себя в гостях? Ты идёшь в гости. 20. 1 Как вести себя в общественных местах? 21. 1 Как вести себя в транспорте и на улице? Как вести себя в театре, кино, школе? 22. 1 Нехорошие слова. Недобрые поступки. 23. 1 Что делать, если не хочется идти в школу. Помоги сам себе. 24. 1 Как выбирать друзей? Что такое дружба? 25. 1 Кто может считаться настоящим другом? Обязательства в дружбе. 26. 1 Можно ли дружить с родителями? Как доставить родителям радость? 27. 1 Как оказать помощь больным и беспомощным? Если кому-нибудь нужна твоя помощь. 28. 1 Эгоизм равнодушие к чужой боли. Духовная жизнь человека. 29. 1 Качества человека: доброта. 30. 1 Зависть, отзывчивость, жадность, щедрость, человеколюбие, ненависть. 31. 1 Путешествие в страну здоровья. 32. 1 Огонёк здоровья: конкурсы, викторины, защита проектов. 33. 1 Закаляйся как сталь. Участие в движении « Готов к труду и обороне». 34. 1 Экология вокруг нас. Путешествия в природу. Тематическое планирование 4 класс
№ п/пКол-во часов Тема Дано
план факт
1. 1 Наше здоровье. Что такое здоровье? 2. 1 Физическое, психическое, духовное и социальное здоровье. 3. 1 Что разрушает здоровье человека? Что такое Эмоции? 4. 1 Смех и здоровье человека. Стресс. Поступки, вызывающие стресс. 5. 1 Как помочь себе сохранить здоровье. Учимся думать и действовать. 6. 1 Способы выхода из стрессового состояния. 7. 1 Учимся находить причину и прогнозировать последствия событий. Умей выбирать. 8. 1 Что зависит от моего решения? 9. 1 Принимаю решение. Я отвечаю за своё решение. 10. 1 Злой волшебник-табак. Что мы знаем о курении? 11. 1 Почему некоторые привычки называются вредными. Зависимость. 12. 1 Инфекционные заболевания. Чужое влияние. 13. 1 Манипулирование другими людьми. Экология, поведение в природе. 14. 1 Нравственное и безнравственное поведение человека. 15. 1 Умей сказать «нет». Наркомания-знак беды. Шантаж. СПИД- страшная болезнь. 16. 1 Помоги себе сам. Волевое поведение. 17. 1 Злой волшебник – алкоголь. Сделай правильный выбор. 18. 1 Оценивание поведения литературных героев. 19. 1 Установка на сохранение собственного здоровья и здоровья близких людей. 20. 1 Злой волшебник – наркотик. Наркотические вещества. 21. 1 Дети- инвалиды. Болезни, связанные с принятием наркотиков и химических веществ. 22. 1 Мы – одна семья. Мальчишки и девчонки. 23. 1 Такие одинаковые и разные. Социальная роль мужчин и женщин. Моя семья. 24. 1 Дружба. 25. 1 День здоровья. 26. 1 День ГТО. 27. 1 Умеем ли мы правильно питаться и соблюдать гигиену? 28. 1 Я выбираю кашу. 29. 1 Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули? 30. 1 Чистота и порядок. 31. 1 Будем делать хорошо и не будем – плохо. 32. 1 Наше здоровье. 33. 1 Я здоровье сберегу – сам себе я помогу. Будьте здоровы. 34. 1 Здоровье – самая главная ценность человека.