Статья Работа социального педагога с детьми с ОВЗ


Работа социального педагога с детьми с ОВЗ
В России олигофренопедагогика получила развитие в конце 19 –начале 20 века. В православной Руси умственно отсталых детей не уничтожали, как в Древнем Риме. Их считали «детьми Бога», «божьими детьми», их окружали ореолом святости, в них усматривали божественных прорицателей. Еще на Руси слабоумные призревались в Киево- Печерской Лавре.
В истории отечественной социальной педагогики, следует обратится к опыту «школы –санатория», созданной В.П. Кащенко в 1908 году в Москве. Это было лечебное и воспитательное учреждение для нервных, неуспевающих, трудных, ленивых, истерических, вялых детей от 4 до 16 лет. В школу не принимали только идиоты, дети глубоко отстающие в развитии и эпилептики.
В 1908 году в Москве был открыт при Ольгинско- Пятницком городском училище вспомогательный класс для умственно отсталых детей. В 1912 году в 70 городах России было создано 120 учреждений, частных кружков, летних колоний для слаборазвитых детей.
На современном этапе: долг родителей- успокоить ребенка, облегчить его переживания, создать в семье атмосферу спокойствия. В этом может помочь социальный педагог. Должно быть доверие к ребенку и требовательность, которая должна проявляться в привлечении детей к ответственным, серьезным работам, к выполнению серьезных поручений (содержать в порядке инструменты, ложки, вилки, порядок в своей комнате, на кухне, покормить кошку, и т.д.)
Обучение должно чередоваться разумно с лечебными мероприятиями (массаж, гимнастика, игры, прогулки, плавание) и различные воспитательными мероприятиями)Семья с детьми инвалидами: Учитывая, что эти дети плохо ориентируются в жизни, плохо знают то, что их окружает, социальный педагог выделяет ряд проблем, которые ребенок решает только с ним. Составляются программы, которые бы включили ребенка в окружающий мир. Часть из них относится к личности ребенка и его поведению.
Работа социального педагога направлена на то, чтобы помочь ребенку приобрести умения и навыки общения в окружающей его среде.
Для преодоления трудности общения детей- инвалидов со здоровыми детьми, педагог составляет программу, по которой ребенок подготавливается к такому общению. Это может быть конкурс, обсуждение книг и фильмов, участие в днях рождения.
Включение детей –инвалидов в трудовую деятельность ( фото, швейное дело,
Ремонт по дереву) также ложится на плечи социального педагога. Здесь надо не только подготовить и заключить договоры, но и научить ребят профессии, дать необходимые умения и навыки. Важно, чтобы они участвовали во всех производственных процессах, разбирались в вопросах экономики, планировании труда, умели содержать инструменты в надлежащем виде.
В работе социального педагога с детьми-инвалидами полезно обратится к опыту лечебной педагогике А.А. Дубровского который так формулирует основные направления работы социального педагога с больными детьми:
Проведение этических бесед
Организация детского самоуправления
Обязательное участие детей в труде; занятие гимнастикой
Помочь заняться творчеством
Организовать отдых
Проводить часы размышлений
Проводить занятия по психотерапии и аутогенной тренировке
Играть с ребенком всем
Сотрудничество детей и взрослых