Урок русского языка в 8 классе «Простое осложненное предложение»
Урок русского языка в 8 классе
«Простое осложнённое предложение»
УМК: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова
Тип урока: усвоение новых знаний
Цели как деятельность ученика:
-пользоваться учебником, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные: опознавать простые осложненные предложения в тексте, пунктуационно правильно оформлять простые осложненные предложения.
Метапредметные:
Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания
1.Оргмомент. Мотивация На доску проецируется текст: (без знаков препинания)
Вулкан, дремавший несколько столетий, пробудился. Почувствовав неладное, звери и птицы пустились подальше. Постепенно набирая силу, вулкан принялся ворчать, попыхивать своей трубкой, пускать дым, выбрасывать пепел. Наконец, извержение началось. Держись, все живое!
- какие предложения в тексте по количеству грамматических основ? (простые) Личностные результаты:
1.Интерес к изучению русского языка.
2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей
2.Пробное действие Учитель: А теперь запишите предложения и попробуйте объяснить, что выделено знаками:
1.причастный оборот
2.деепричастный оборот
3. деепричастный оборот, однородные члены предложения
4.вводное слово
5.обращение
- чем похожи данные предложения? (там есть обособленные члены предложения) Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
3.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока Учитель:
- что такое обособление? (выделение по смыслу членов предложения: в речи интонационно, а на письме- знаками)
- в каких предложениях (по количеству грамматических основ) происходит обособление? (в простых)-сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке
-прочитайте название параграфа (§ 39)
-запишите тему урока.
Выскажите свое предположение о значении слова «осложненное» Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
2. Определять цель урока
3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
4.Открытие нового знания 1. Чтение параграфа учебника ( с пометками)
2. Что нового вы узнали о простых осложненных предложениях?
3.Что показалось непонятным?
4. Что необходимо знать, чтобы точно установить, что это простое осложненное предложение? Познавательные УУД
1.Выделять главное
2.Анализировать, сравнивать, делать выводы
3.Пользоваться разными видами чтения
5.Развитие учебно-языковых и речевых умений Решение проблемной ситуации: (слайд)
1.Найдите грамматическую основу предложений и определите, чем оно осложнено:
1) Где-то далеко, нарастая, заворчал гром.
2) Богатый теплом, светом, зеленью и птичьими кликами восход обозначился за стеной.
3) Свечной фитиль упал в лужицу носка, ярко вспыхнул и погас.
4) В малой прессе была своя конкуренция, борьба за подписчика, за тираж.
5) В переднюю высыпала встречать его целая компания: двое мужчин, три дамы и гимназист.
6) К счастью, извозчик приехал вовремя.
7) Крики, однако, не умолкали.
8) Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось...
Три дня искали его.
2. Какое предложение было лишним и почему? (последнее, т.к. ничем не осложнено)
3.Словарная работа: конкуренция(лексическое и грамматическое значение слова, орфограмма). Можно использовать Интернет-Википедия, словарь С.И.Ожегова и т.д.
4. Цифровой диктант (записать номера предложений, осложненных обособленными распространенными определениями):
1)Взволнованная девушка не могла найти слов.2)Зеленая листва, изображенная на картине, впечатляет.3) Вулкан, дремавший несколько столетий, пробудился.4) Судя по свежей зелени, изображена весна. 5) Золотистые, розоватые, нежно-фиолетовые облака плыли по небу.
Проверка диктанта по эталону (на слайде ответы- 2,3). Самооценка
-В каком предложении и почему не обособили причастие? (взволнованная)
5.Работа в парах. Составить предложения по схемам.
1) [ и ].
2) [ , ].
3) [ , , ... ].
4) [ , | | ].
5) [ , | | , ].
Объяснить, чем осложнено каждое, обменяться информацией.
6.Творческая работа с использованием словарного слова конкуренция.. Составить текст из 4-5 предложений «Современная пресса», в котором описать свои соображения по поводу борьбы за подписчиков.
-использовать изученные виды простых осложненных предложений. Регулятивные УУД
1.Искать пути решения проблемы
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
6.Итоги Устный рассказ (Что вы узнали о простых осложненных предложениях? Чем они интересны? Что обособляется всегда? (деепричастные обороты, обращения, вводные слова). А причастные обороты? (зависит от того, где находятся по отношению к определяемому слову)
Коммуникативные УУД
1.Строить связное монологическое высказывание
Регулятивные УУД
Соотнести цели и результаты своей деятельности
7.Домашнее задание П.39, упр.223, правило
или написать небольшой текст, используя изученные виды простых осложненных предложений