Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО.
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО.
В начальной школе Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования реализуется уже пятый год. Основой Стандарта является системно-деятельностый подход в обучении. Поэтому в своей работе наряду с технологией продуктивного чтения, проблемным методом обучения, использую метод проекта. Цель проектов – формирование интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощенных в качественный продукт, воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
В связи с этим целью моей деятельности является создание условий для развития активной творческой личности школьников.
Задачи:
а) формировать творческий потенциала личности разнообразными методами во внеурочной деятельности в рамках ФГОС;
в) приобщать учащихся к творческой работе;
д) развивать навыки созидания, самореализации;
е) поддержать и развивать творчество учащихся в разнообразных его проявлениях;
В начальной школе можно выделить следующие виды учебных проектов:
- по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, творческие;- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные, внеурочные;
- по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходящие за рамки школьного общения);
- по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Соответственно и работа в начальной школе значительно отличается от работы с учащимися в средней и старшей школе.
Требования к проектированию, в общем, должны быть самые простые, и главное из них – исходи из ребенка. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя).
Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе я успешно реализую:
Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: сочинение рассказов, сказок, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты, праздники, системы иллюстраций, сказки.
II. Исследовательские проекты (3-4 класс) – по структуре напоминают подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, презентации.
Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети, в рамках внеурочной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.
Этапы работы над проектом на примере внеурочного проекта по окружающему миру «Летательные аппараты. Парашют»
Этап 1. Разработка проектного задания
Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
1. Выбор темы. Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается. Возможно, на помощь придут следующие вопросы: Что мне интересно больше всего? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
2. Формулировка темы проекта. Тема проекта: «Летательные аппараты. Парашют»
3. Определение цели проекта.
Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач. Формулировка цели – это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект? Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».Цели проекта: познакомиться с историей создания парашюта; выяснить от чего зависит скорость снижения парашюта; разработать и создать модель парашюта.
4. Постановка задач проекта.
Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели. В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.
Задачами проекта были:
1. Изучить историю создания парашюта;
2. Изучить виды парашютов;
3. Моделирование парашюта, проведение эксперимента;
4. Сделать вывод: от чего зависит скорость снижения парашюта.
5. Высказать одну или несколько гипотез.
Гипотеза (греч.) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …». Гипотеза: возможно, что чем больше площадь купола парашюта, тем медленнее он опускается.
Этап 2. Разработка проекта
Задачи этапа – сбор и уточнение информации. Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи. Учитель наблюдает и консультирует.
6. Работа с информацией. Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чём - либо. Постараться узнать как можно больше о предмете исследования. Учащийся совместно с родителями вел сбор информации об истории парашюта, о видах парашюта. Собранную информацию, я совместно с учеником обрабатывала и выбирала нужные данные.
Нами был выбран метод исследования эксперимент – это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо. Учащийся изготовил модели парашюта из бумаги с одинаковым лёгким грузом, но разные по размеру. Провел эксперимент. С высоты 2 м опускал парашюты. В итоге получилось, что большой парашют опускался за 5 секунд; средний парашют опускался за 4 секунд; маленький парашют опускался за 2 секунды. Сделал вывод: чем больше площадь купола парашюта, тем медленнее он опускается.
Этап 3. Оценка результатов
Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий. Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.
Этап 4. Защита проекта. Презентация
Задача этапа – коллективная защита проекта. Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.
7. Защита проекта. Теперь проект нужно оформить и представить публично, то есть показать, ознакомить с ним других. Но ведь вы не только продемонстрируете, покажете, представите собравшимся свою работу. Вы будете рассказывать, чтобы всех убедить: ваши исследования верные, ваши выводы правильные. Вы будете защищать то, что сделали.
Презентация творческого продукта осуществлялась по плану защиты проекта
Тема проекта.
Цель проекта.
Задачи.
Гипотезы.
Методы и средства исследования.
Актуальность проекта.
Этапы работы.
Полученные результаты.
Выводы.
8. Самоанализ выступления.
Самоанализ – анализ, оценка своих собственных поступков и переживаний. Сделайте анализ своего выступления после защиты проекта. Ответьте кратко на вопросы мини - анкеты.
Довольны ли вы своим выступлением?
Что вам особенно понравилось и запомнилось?
Что вам не понравилось?
Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях?
Что вы посоветовали бы друзьям и одноклассникам?
В своей работе по организации проектной деятельности я всегда стараюсь подходить творчески, применяю информационные технологии. Считаю, что продукт деятельности учащихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и учителю.
В настоящий момент, работаю с учащимися над проектами «Их именами названы улицы города Липецка. Улица Водопьянова» и «Что в имени тебе моем?»