Публичная презентация Применение проектно-исследовательской технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС


Публичная презентация
результатов педагогической деятельности Умурзаковой М.А. ,
учителя биологии МОУ «СОШ №23» г. Воркуты
«Применение проектно- исследовательской технологии
на уроках биологии и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»
«… Откройте своим слушателям глаза,
но не перегружайте их мозг.
Достаточно заронить в него искру,
огонь сам разгорится там,
где для него есть пища.»
(А. Франс)
На сегодняшний день перед учителями стоит серьезная задача. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире. Чем «новый мир» отличается от «старого»? Какого гражданина мы должны воспитывать сегодня? На что он должен ориентироваться, чтобы не потеряться в стремительно меняющейся среде? В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции и  возможности овладения ими.
Методов  и способов формирования ключевых компетенций школьников существует много, но собственная исследовательская практика ребёнка, на мой взгляд, один из самых эффективных.
А ведь дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.
Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится повышение качества образования,  использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Считаю, что моя задача при этом – помочь своим ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.  Основополагающая цель, которую я ставлю перед собой – это развитие способностей учащихся на основе формирования интереса к проектной и исследовательской деятельности. Актуальность проектно- исследовательской технологии в том, что она направлена на создание или исследование продукта, имеющего значимость для других. В реализации поставленных целей и задач мне помогают курсовые подготовки, проводимые Государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования КРИРО и ПК ««Особенности преподавания естественных дисциплин в школе в условиях перехода на ФГОС второго поколения» (2011год), «Особенности реализации ФГОС общего образования» (2014 год); изучение опыта коллег, активно применяющих в своей работе данную технологию и диагностика собственной деятельности.
Направления работы.
- классно – урочная деятельность. Урок остается главной формой организации учебного процесса. Из собственного опыта работы могу сказать, что любой урок можно оживить совместным созданием какого- либо мини- проекта или проводить небольшие исследования в рамках изучаемой темы. Так же считаю, что тема мини- проекта должна быть выполнима, так как только в таком случае сам процесс его выполнения и полученные результаты будут интересны всем и принесут участникам работы реальную пользу.
Обычно мы с моими учениками работу над проектом начинаем на уроке: определение темы, постановка целей и задач работы. Под руководством учителя в рабочем кабинете проводится и практическая часть. А вот работа с литературными источниками, оформление проекта переходит в разряд домашнего задания. На следующем уроке ребята демонстрируют презентации полученных результатов. При обсуждении проектов, как правило, никто не остается в стороне: каждому ребенку есть что сказать и есть о чем спросить.
Учащимся уже в 5 классе предлагаю задания, предполагающие выполнение проектов, мини- исследований. Например, дома самостоятельно проводят исследования по теме «Плесневые грибы и дрожжи».
Предполагаемая гипотеза данной работы – плесневые грибы живут повсеместно, отличаются особым строением, имеют положительное и отрицательное значение в жизни человека. Для того , чтобы проверить и подтвердить её, учащиеся ставят несложные опыты, наблюдают за развитием плесени на продуктах питания (на хлебе, лимоне, чае и т.д.) и обязательно находится хотя бы один ребенок, который постарается создать условия, препятствующие жизнедеятельности мукора. Вот где открываются возможности для пытливого ума
современного «самого обычного» школьника. Итогом выполнения всех форм и методов данного исследования являются презентации, созданные в группах и разработка памятки для хранения продуктов.
Почти каждый урок биологии в 8 классе (раздел «Анатомия человека») предполагает мини – проект или исследование. Например, когда проходим тему «Витамины», класс в группах работает с источником информации (учебник, Интернет), создают свой мини – проект «Витамины и их роль в обменных процессах организма». Находят и фиксируют информацию о суточной потребности в данном витамине, о заболеваниях, развивающихся при гипо-, гипер- и авитаминозах, в каких продуктах содержатся. Предлагают свои рекомендации для сохранения витаминов в продуктах питания. При прохождении темы «Система органов кровообращения» дети исследуют влияние внешних факторов на частоту сердечных сокращений.
В старшем звене подход к исследовательской деятельности становится более традиционной. Это тщательно подбираемые творческие домашние задания. В ходе каждого урока проводится контроль, коррекция деятельности учащихся. После проделанной работы ребята защищают учебно – исследовтельский проект на занятии, лучшие работы представляются на школьном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Как я уже упоминала, на уроке невозможно уделить все время практической составляющей. При этом решению данной проблемы способствует внеурочная деятельность по биологии.
Внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность по биологии допускает варьирование различных форм и методов, позволяет посвятить занятие только проведению наблюдений, постановке опытов, работе с дополнительными источниками информации. Так же исследовательская и проектная деятельность способствуют достижению метапредметных результатов – способности использовать знания учебной, познавательной и социальной практики. На практике я использую «Волновой метод» организации проектно – исследовательской деятельности: закладывание основных моментов работы начинается на занятии, затем в реализацию проекта включается как можно больше участников, заинтересованных в решении проблемы: школьное сообщество, родители. Когда ученик 10 класса Шруль Антон проводил исследовательскую работу на тему «Влияние суровых климатических и экологических условий на здоровье населения города Воркуты», он сотрудничал с большой группой учащихся нашей школы, также велось сотрудничество с профилакторием «Заполярье», с родителями, с городской детской поликлиникой и т.д. Данная работа стала победителем в VIII Всероссийском молодежном конкурсе «ЮНЭКО» и была отмечена знаком Серебряного креста. Здесь можно отметить социальный эффект от реализации работы: создание предпосылок для формирования умений работы над проектами; развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей; осознание ценности творческого открытия учащимися.
Знания, приобретенные учащимися в ходе проектно – исследовательской деятельности, оказываются более прочными и максимально осознанными . Как видно, данная деятельность дает возможность учащимся приобрести не только знания, но и умения, которые пригодятся в жизни , в выборе профессии. Среди моих выпускников есть учащиеся, продолжившие обучение по профилю предмета после успешного прохождения итоговой аттестации: Кировская государственная медицинская академия (Сыроватская Д., Погурец Ю., Рочева Н.), Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина (Гайцукевич И., Ахматбеков А.), Ярославская медицинская академия (Тюлькин С.), Российский национальный медицинский университет им. Н.И. Пирогова (Гочелашвили П.), Балтийский федеральный университет им. И. Канта (Севостьянова О.), Санкт- Петербургский государственный аграрный университет Институт агротехнологий почвоведения и экологии (Зайнуллин Р.), Северо- Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (Ванешина А.). Есть благодарственное письмо директора института агротехнологий почвоведения и экологии.
«В целях реализации ФГОС для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно – технического творчества и проектно – исследовательской деятельности». Хочу отметить не только высокую активность, но и результативность исследовательской деятельности своих учеников и как применение проектно- исследовательской технологии способствует повышению интереса у школьников к изучению биологии как предмета.
Год Наименование мероприятия Уровень Ф.И. участника, тема работы Итоги участия
2010-2011 уч. год. VIII Всероссийский молодёжный конкурс «ЮНЭКО»
(очный этап) РФ Шруль Антон, «Влияние суровых климатических и экологических условий на здоровье населения города Воркуты» Победитель
Знак Серебряного креста
2011-2012 IX международная научно- практическая конференция «Освоение минеральных ресурсов Севера, проблемы их решения» «Влияние суровых климатических и экологических условий на здоровье населения города Воркуты», Шруль Антон Диплом участника
2012-2013 Муниципальный этап олимпиады Муниципальный Аршинов Я.(7 кл)
Сыровтская Д.(10кл)
Иванова П.(10кл) 1 место
1 место
2 место
Региональный этап олимпиады Республиканский СыровтскаяД.(10кл) Сертификат участника
XVI Научно- практическая конференция «Отечество- Земля Коми» Муниципальный Иванова П. «Антропогенная нагрузка на тундровый ландшафт…» 2 место
Научно- практическая конференция «Отечество- Земля Коми» Республиканский Иванова П. «Антропогенная нагрузка на тундровый ландшафт. Особенности анализа бытовых отходов и их переработки» Сертификат участника
2013-2014 Муниципальный этап олимпиады
Международный интеллектуальный марафон
«ЭДУКОНец»
Международный блиц- турнир проекта «Новый урок»
Международный конкурс проекта «Новый урок»
Всероссийская занимательная викторина для учащихся 1-7 классов «Самый- самый»
Муниципальный
Международный
Международный
Международный
Международный Сыровтская Д.(11кл)
Вереина Д.(7кл)
Аршинов Я. (8кл)
Погурец Ю. (11кл)
Середа Дана
Гриценко Клара
Шамшурина Юлия
Старцева Анастасия
Громадюк Нина
Григорьева Кристина
Старцева Анастасия 1 место
2 место
3 место
3 место
III место
Сертификат участника
Сертификат участника
I место
Сертификат участника
II место
2014-2015 Муниципальный этап олимпиады Муниципальный Аршинов Я. (9 кл)
1 место
Региональный этап олимпиады Республиканский Аршинов Я. (9 кл)
Сертификат участника
Всероссийская занимательная викторина для учащихся 1-7 классов «Усатый- полосатый»
V Всероссийская олимпиада по биологии «Вот задачка»
Научно- практическая конференция «Молодые исследователи- Республике Коми» Всероссийский
Всероссийская
Республиканский Гузеева Мария
Кабылова Валерия
Решетникова В. «Редис на грядке»
I место
Диплом победителя II степени
Сертификат участника
Научно- практическая конференция «Юный исследователь» «СОШ №23» Решетникова В. «Редис на грядке»
Ширяева А. «Парниковый эффект» Грамоты победителя
XIII Всероссийский молодёжный конкурс «ЮНЭКО»
(очный этап) РФ Ширяева Анна «Роль дождевого червя Lumbricus terresris в рециклизации отходов и повышении плодородия почвы» Победитель
Знак Серебряного креста

На накопление мною определенного опыта работы и наличие высоких результатов в области применения проектно – исследовательских технологий в своей педагогической деятельности указывает наличие грамот, дипломов :
Дипломом Министерства образования и науки РФ за подготовку победителя VIII Всероссийского конкурса «ЮНЭКО», 2010-2011уч. год
Дипломом Центра развития одаренности за активное участие во Всероссийском «Молодежном биологическом чемпионате», 2012 г.
Благодарственным листом МОУ «СОШ №23» г. Воркуты за подготовку победителя Научно- практической конференции «Юный исследователь» 2014 г.
Благодарственным листом Центра поддержки талантливой молодёжи за организацию и проведение IV Всероссийских предметных олимпиад, 2014 г.
Свидетельством Министерства образования Республики Коми, удостоверяющее высокий уровень руководства исследовательской деятельностью молодежи при подготовке научных работ, 2015 г.
Благодарностью Министерства образования Республики Коми, за подготовку участника регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, 2015г.
Золотой сертификат за подготовку к участию в конкурсе «Международный интеллектуальный марафон «ЭДУКОНец» учащихся, ставших призерами, 2014г.
Благодарность за активное участие в работе проекта для учителей «Инфоурок» 2014 г.
Дипломом Министерства образования и науки РФ за подготовку победителя VIII Всероссийского
Конкурса «ЮНЭКО», 2015-2016уч. год
И в заключении хочу сказать, чтобы не оказаться позади, надо смотреть вперед, применять в работе любые инновации, в том числе и технологию проектно – исследовательской деятельности.