Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО


«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
«Организация групповой работы в начальной школе
в рамках реализации ФГОС НОО»
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
И.Г.Песталоцци В последнее десятилетие многое изменилось в образовании. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет особые требования не к качеству образовательного процесса, а к условиям формирования этих знаний. Поэтому передо мной встала задача, как организовать учебный процесс, чтобы разные по уровню обучаемости, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными стандартами образования и при этом сохранили физическое и психическое здоровье.
Я работаю по программе «Гармония», которая дает мне возможность строить уроки с применением форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса, одной из которых является групповая работа.
Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.
Поэтому тема моего семинарского выступления «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО». Над ней я работаю недолго. Но хочу поделиться своим небольшим опытом работы с коллегами.
Целью групповой работы является: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
 К задачам групповой работы относятся:
1. Активизация познавательной деятельности.
2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение
ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение
предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать другдруга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
4. Совершенствование межличностных отношений в классе.
Эффективность использования групповых форм работы неоднократно доказывалась на практике. На сегодняшний день многие педагоги, используя в работе групповые формы обучения, вносят свои коррективы. Однако все, кто использует данную форму организации учебной деятельности, отмечают ее высокую эффективность.
1. Повышается учебная и познавательная мотивация.
2. Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и т.д.).
3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
4. Улучшается психологический климат в классе. Меняются отношения ко всему, укрепляется дружба, улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в коллективе.
Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи; порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.
5. Достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний.
6. Упрощается процедура проверки работ (вместо всех работ, нужно проверить около 6-7 отчетов групп.Говоря о групповой работе, необходимо сказать о некоторых трудностях.
Трудности комплектования групп - часто в одной группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая для всех участников группы оценка не будет отражать вклад определенного ученика, т. е. будет несправедливой;
Неодинаковыми по силе могут оказаться и группы в целом, и, хотя это можно скорректировать разными по сложности заданиями, тогда возникает проблема «весового» наполнения оценки, ее дифференцированности;
Учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах.
Трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.
Переходным этапом к реализации технологии работы в группах является работа в парах, которую начинаю с первых дней обучения в начальной школе. Дети учатся работать в парах «учитель-ученик». Знакомятся с правилами общения. Работу в парах можно организовать на любом виде и этапе урока. Если все пары выполняют одно и то же задание — работа единая, если разные — дифференцированная. Я использую парную работу при взаимопроверке классных самостоятельных работ, при повторении правил. Такая работа очень полезна: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища. А это способствует прочному усвоения знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки. При освоении работы в парах на должном уровне, начинаю использовать работу в парах сменного состава. Особенно эффективно использовать данный вид при обобщении изученного материала.

Образование групп.
Постепенно переходим к работе в группах.
Важный момент в организации групповой работы – это разделение класса на группы.
Я стараюсь комплектовать группы разными способами:
1) Назначаю организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
2) Назначаю лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.
3) Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.
4) Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.
5) Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д.
При изучении нового материала стараюсь объединять в пары ''сильного'' и ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''. При обобщении и закреплении материала желательно, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый. При проведении творческих работ разрешаю детям объединяться в пары по желанию.
В моей практике бывают случаи, когда ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе. Здесь принуждать нельзя. Разрешаю ему поработать индивидуально, но в следующий раз ему вновь предлагаю работать в группе. Или же ребенка не зовут в группу. Здесь нужно научить, как нужно попросить, чтобы приняли.
Распределение ролей внутри группы.
После распределения учеников по группам, даю им задание распределить роли в группе. Ученики обсуждают этот вопрос между собой и докладывают у кого какая роль в группе.
Возможны следующие ролевые функции членов группы:
Организатор (лидер) – организует работу группы.
Секретарь – оформляет решение группы.
Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
Докладчик – представляет результаты работы группы.
Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
Наблюдатель - наблюдает работу каждого члена своей группы и оценивает по соответствующим критериям, которые заранее отмечает учитель в карте оценивания.
Правила работы в группах
Выбранные группы должны взаимодействовать по определённым правилам. Лучше будет, если эти правила выработают вместе ученики, а не просто предложит учитель. Вот, например, какие правила установлены в нашем классе:
• перед работой нужно договориться, кто и что будет делать;
• быть внимательными друг к другу;
• не говорить всем сразу;
• учиться разговаривать вполголоса;
• не спорить зря, а доказывать, объяснять;
• прийти к единому решению;
• все члены группы отвечают за результат.
У нас приняты также знаковые сигналы, помогающие общению:
• Сигнал «Внимание» — учитель поднимает вверх руку.
• Сигнал «Вопрос от группы». Если у кого-то в группе есть вопрос, он сначала задаёт его всем членам группы. Если дети не могут помочь с ответом, то учитель видит всех участников группы с поднятыми руками.
• Сигнал «готовы» — все участники группы берутся за руки.
Приемов и методов групповой работы также множество:
Игра «Продолжи».
Охота за сокровищами.
Снежный ком.
Мозаичная группа.
Зигзаг.
Автобусная остановка.
Приведу некоторые примеры групповой работы, используемых мною на уроках. 1. Прием «Карусель».
Формулируются вопросы или задания по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы формата А3 с написанными на них вопросами или заданиями (по одному на каждом).
Приведу пример.
Тема урока русского языка «Части речи» (обобщение), вместе с детьми выделяются 3 группы (можно больше) в зависимости от цели и задач урока:
1 - я: «Имя существительное»
2 - я: «Имя прилагательное»
3 - я: «Глагол»
Каждая группа, работая коллективно, пишет свое сочинение.
1 - я: «Что я знаю об имени существительном?»
2 - я: «Что я знаю об имени прилагательном?»
3 - я: «Что я знаю о глаголе?»
По сигналу учителя листы передают по часовой стрелке другой группе. Ученики проверяют полученную информацию от другой группы, при необходимости дополняют информацию, передают следующей группе. В результате каждая группа получает свою работу с дополнениями, соглашается с ними, либо отвергает их и оформляет окончательный вариант работы. Далее представитель от каждой группы (докладчик) отчитывается за выполненную работу
2. Прием «Два, четыре, вместе».
Данный метод дает возможность каждому ученику высказать свою точку зрения, согласовать ее с мнением других и прийти к единому решению вопроса. Это один из способов научить ребенка общению, критически мыслить, формулировать собственные выводы, анализировать и сравнивать свои суждения с мнениями других учеников.
В основе приема «Два, четыре, вместе» концепции Маслоу и Брюннера о разработке методик общего кооперативного обучения, предполагающие совместную учебную деятельность, направленную на достижение определенного результата. Главным преимуществом коллективных форм организации учебной деятельности является сотрудничество, в результате которого формируются следующие качества:
Более высокие достижения и более высокая продуктивность учеников.
Более заботливые и чуткие отношения между детьми.
Большая социальная компетентность и самоуважение.
Стабильное психологическое состояние здоровья детей.
Положительная взаимозависимость.
Индивидуальная и групповая подотчетность.
Навыки межличностного общения и общения в небольших группах.
Усвоение новых знаний на основе анализа полученных данных в ходе сотрудничества.
Основные принципы методического приема
Чтобы эффективно освоить прием «Два, четыре, вместе» и развить у детей навыки общения в группе, умения убеждать и вести дискуссию, необходимо правильно организовать работу и действовать поэтапно:
Поставить перед учениками вопрос для обсуждения, дискуссии или анализа гипотетической ситуации.
После объяснения вопросов или фактов, касающихся данной ситуации, дать возможность индивидуально обдумать возможные ответы или решения в течение 1-2 минут.
Объединить учеников в пары и предложить обсудить свои идеи друг с другом, заранее предупредив о том, что каждая пара должна прийти к единому мнению относительно решения проблемы. На этом этапе учитель также выделяет время для обсуждения.
Объединить пары в четверки. В этом случае парам удобно развернуться парта к парте. Обсудить проблему уже вчетвером и снова прийти к согласию и единому решению вопроса.
В зависимости от количества учеников в классе можно объединить четверки в большие группы или обсудить проблему коллективно, чтобы выработать единое правильное решение проблемы. По истечению времени ученики определяют, кто будет озвучивать полученный в ходе обсуждения результат.
Предостережением к использованию этого метода является возможный рабочий шум и пассивность отдельных учеников. Тщательная подготовка к уроку с учетом особенностей класса  и потраченного количества времени при обсуждении позволит избежать данной проблемы.
Использование приема  «Два, четыре, вместе» особенно эффективно на начальных этапах обучения учеников работе в малых группах. Особенно важно использовать данный прием в младших классах для формирования навыков общения и взаимодействия учеников. С помощью этого приема можно достичь любой дидактической цели на любом этапе урока.
Положительные результаты применения метода
Учитель дает возможность ученикам формировать собственный взгляд на решение поставленной задачи.
Ученики могут спокойно высказаться по поводу решения проблемы.
Дети учатся выслушивать мнения других учеников.
Совместное принятие решения относительно лучшего ответа на поставленный вопрос.
Оформление результатов совместного обсуждения.
Право ученика на отстаивание собственной точки зрения решения проблемы.
Через интеграцию внедряю постепенно в свою практику методы или приемы других базовых технологий, т.к. это приемлемо к новым образовательным стандартам, которые требуют организации групповой работы.
Одним из таких методов является «Шесть шляп», (Эдвард де Боно), который эффективно можно использовать на уроках литературного чтения. Данный метод был продемонстрирован в прошлом году на показательном уроке участником конкурса «Учитель года 2016», учителем начальных классов Оксаной Ивановной Черемисиной.
Выводы
Уроки с применением выше перечисленных приемов дают возможность ученикам не бояться высказать собственное мнение и озвучить свой взгляд на решение проблемы. Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы, учатся взаимодействовать, принимать точку зрения других, соглашаться или отстаивать свое мнение, опираясь на свои знания и аргументы. Все это повышает мотивацию ученика, придает значимость его личности,  раскрепощает ребенка, вселяя уверенность в собственных силах.
Кроме этого урок становится более интересным, живым, активизирует мыслительную деятельность, дает возможность многократно повторять материал, помогает учителю постоянно контролировать знания у ребят всего класса. Это и есть деятельностный подход к организации урока.
Организуя на уроках групповую форму работы в начальной школе, у учащихся формируются такие универсальные учебные действия, как:
Личностные:
- определять свой поступок;
- уважать иное мнение;
- стремиться к взаимопониманию;
Регулятивные:
- определять цель учебной деятельности;
- составлять план выполнения задач, решения проблем;
- учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Познавательные:
- извлекать информацию;
- ориентироваться в своей системе знаний;
- добывать новые знания;
- перерабатывать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую;
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
- понимать другие позиции;
- договариваться с людьми, согласовывать с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща
Умение работать в группах позволило детям стать активнее, повысилось их участие в конкурсах, проектах, выставках.
Советы учителю.
В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:
разумеется, нет необходимости включать групповую работу в каждый урок.
нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
групповая работа должна занимать не более 10-15 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда.
нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
Работа по данной теме еще не закончена. Считаю, что в дальнейшем она расширит и углубит мой педагогический опыт, который будет полезен также коллегам - учителям начальных классов других школ.