Игра – тест «Переоценка ценностей»

Кудрявцева Фаина Олеговна
Преподаватель немецкого языка, ГАПОУ ПО ПМПК ОТДХ, г.Пенза.
Игра – тест «Переоценка ценностей»
Анатация: данная игра-тест может быть использован во внеурочной работе, как с учащимися 10-11 классов, так и со студентами 1-2 курсов колледжей. Материал
может быть использован на классных часах или внеурочных занятиях.
Цель: формирование у студентов ценностных представлений и убеждений, определение источника этих убеждений и критическая оценка ситуаций.
Ход игры:
Возраст участников: с 16 лет.
Материалы: Рабочий листок «Переоценка ценностей».
Продолжительность: примерно 90 минут.
Преподаватель: Я хочу предложить вам упражнение, в ходе которого вы сможете понять, какими ценностными представлениями вы руководствуетесь в разных сферах жизни и от кого вы эти представления переняли.
Студент 1: Мы самостоятельно открываем какие-либо ценности крайне редко. В ходе своей жизни мы перенимаем их от других людей когда видим, как те ведут себя, что думают или говорят. Некоторые из этих ценностей, воспринятые нами в детстве, сохраняются навсегда, помогая нам идти по жизни и быть счастливыми. Другие оказываются менее применимыми. Тогда такой ценности мы постепенно придаем меньше значения или полностью от нее отказываемся.
Студент 2: Мама учила меня быть всегда скромным и не важничать. При такой установке я стремлюсь оставаться незаметным и ставить желания и интересы других людей выше своих собственных. В детстве я получаю за это признание, так как не мешаю другим, но с таким ценностным представлением крайне сложно стать взрослым, способным построить хорошие партнерские отношения, вырастить детей и добиться профессионального успеха. Я думаю, вы понимаете, что я имею в виду.
Преподаватель: Сейчас я раздам вам Рабочие листки «Переоценка ценностей», который для начала надо просто просмотреть. А теперь заполните первую колонку, над которой написано: «Мое основное убеждение относительно...».
Для каждой из заданных областей приведите основное убеждение, выработанное вами в ходе жизни. Другими колонками пока не занимайтесь. У вас есть 10 минут.
Теперь присмотритесь, с кем из участников вы хотели бы объединиться в группу из шести человек. Соберитесь в группы и расскажите друг другу о том, что вы написали. Обсудите совпадения и различия в ваших убеждениях. На это у вас есть цолчаса.
Продолжайте работу поодиночке и заполните теперь вторую и третью колонки. Укажите, у кого вы переняли определенное убеждение, например, у отца, у матери, у старшего наставника или у друга. Если вы к какому-то убеждению пришли сами на основе опыта, укажите это. Затем в третьей колонке отметьте, каким образом вы переняли каждую ценность: была ли она вам привита авторитетным лицом, была ли она присуща тому, с кого вы брали пример, или вы случайно либо осознанно, но самостоятельно пришли к этому убеждению. На это вам отводится 15 минут. Прочтите теперь молча ваши ответы и посмотрите, не бросается ли вам что-то в глаза. В этом вам могут помочь следующие вопросы:
Кто больше всего повлиял на формирование моих убеждений?
От кого исходят убеждения, в которых я сегодня сомневаюсь или которые я не принимаю?
Существуют ли значимые для меня люди, от которых я не перенял ни одного из перечисленных убеждений?
Напишите эти вопросы так, чтобы они были всем видны. Потратьте 5 минут на то, чтобы обдумать и проанализировать ответы во второй и третьей колонках. Теперь у вас есть 15 минут на обсуждение ваших выводов в своей подгруппе, после чего мы снова соберемся все вместе для подведения итогов.
Подведение итогов: Насколько мне понравилось это упражнение?
Узнал ли я что-то новое о себе?
Что было для меня особенно важно?
Хотел бы я в будущем делать что-то иначе?
Что бы я хотел еще сказать?
Рабочий листок
Переоценка ценностей
Мое основное убеждение относительно...
От кого исходят эти убеждения? Каким образом они
сформировались у меня?
Денег
Любви
Времени
Сексуальности
Религии
Политики
Работы
Друзей
Счастья
Выбери и запиши в таблицу одно из ключевых слов:
Авторитет: Эта ценность была мне привита.
Пример: Я взял с кого-то пример.
Наивный выбор: Я сам выбрал эту ценность спонтанно.
Осознанный выбор: Я выбрал ее после тщательного обдумывания.





15