Урок по русскому языку Знаки препинания и интонация в сложносочинённых предложениях
Тема. Знаки препинания и интонация в сложносочиненных предложениях
Цель: углубить знания учащихся о сложном предложении; научить учеников расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении, изучить интонирование ССП; развивать навыки синтаксического разбора; воспитывать культуру речи. Оборудование: учебник, раздаточный материал.
ХОД УРОКА Docendo discimus. — Обучая, мы учимся. Сенека
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Чтение эпиграфа, работа с ним. III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 1. Проверка домашнего задания. ролевая игра «учитель-ученик». Одни учащиеся задают вопросы по таблице «Виды сложносочиненных предложений», составленные дома, другие отвечают на вопросы, иллюстрируя свои ответы примерами из домашнего задания.
2. Работа по карточкам.
Карточка № 1 Расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, составьте схему предложения. Устно сделайте синтаксический разбор предложения.
То вода уже очищалась от льдин то они опять появлялись устремлялись к океану.
Карточка № 2 Расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, составьте схему предложения. Устно сделайте синтаксический разбор предложения.
Дорогу уже нельзя было разобрать но соломинки валявшиеся на ней чуть светились белым огнем и их было еще хорошо видно.
Карточка № 3 Расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, составьте схему предложения. Устно сделайте синтаксический разбор предложения.
Полощется и трепещет и хлопает парус беспокойно отыскивая ветер.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1. Работа со статьей учебника. (можно предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Слово учителя. Два простых предложения, входящих в состав сложносочиненного, НЕ РАЗДЕЛЯЮТСЯ запятой, если имеют: 1) общий второстепенный член (чаще обстоятельство места или времени); 2) общее вводное слово; 3) общее придаточное предложение, относящееся к обоим предложениям, скрепленным соединительным или разделительным союзом.
Например: 1) Кое-где виднелись небольшие леса и вились овраги. (обстоятельство места кое-где является для обоих предложений общим членом). 2) Кажется, не осталось в руках силы и топор затупился. (кажется — общее для обоих предложений вводное слово). 3) Ветер стих и дождь перестал, когда мы были уже в пути. (когда мы были уже в пути — придаточное обстоятельственное времени, общее для обоих предложений, связанных сочинительной связью).
В многочленных сложносочиненных предложениях с повторяющимися союзами запятая между частями ставится: За рекой и трава была гуще, и воздух свежее. (при общем второстепенном члене — обстоятельстве места запятая разделяет части сложносочиненного предложения, так как они связаны повторяющимся соединительным союзом и).
Если во второй части сложносочинительного предложения есть значение неожиданности или противопоставления, то вместо запятой ставится тире. Упали две, три крупные капли дождя — и вдруг блеснула молния.
Сложносочиненные предложения так же, как и предложения с однородными членами, широко распространены в произведениях художественного стиля и используются в различного рода описаниях, а также в повествовании.
Сложносочиненные предложения придают повествованию простоту и выразительность. Сочинительные союзы служат не только средством объединения двух или нескольких предложений в единое целое, но и вносят в тексты ощущения напевности, ритмической организованности.
Повторение сочинительных союзов в тексте придает описанию особую музыкальность, а иногда взволнованность и приподнятость.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 1. Работа с учебником. (Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Анализ языковых явлений. Запишите предложения, распределяя их в четыре колонки, расставляя знаки препинания; обозначьте общий второстепенный член, общее вводное слово, общее придаточное предложение.
Предложения с общим второстепенным членом Предложения с общим вводным словом Предложения с общим придаточным предложением Многочленные сложные предложения
1) Ночью шумел лес да стояла глухая тьма. 2) Изредка хрустнет ветка под ногой или пролетит пестрый дятел. 3) Во тьме тревожно вспыхивали молнии и гремел гром. 4) Днем ветер усилился и небо нахмурилось и дождь пошел. 5) Как уже сообщалось погода была чудесная и урожай был убран вовремя. 6) Тверда его рука и ясен ум. 7) Здесь на юге сияло высокое синее небо цвела сирень и пахло летом. 8) И только что землю родную завидит во мраке ночном опять его сердце трепещет и очи пылают огнем.
3. Лингвистическое конструирование. Прочитайте выразительно предложения; объясните постановку тире в предложениях. 1) Еще одно последнее сказанье — и летопись окончена моя. 2) Как дымкой даль полей закрыв на полчаса, прошел внезапный дождь косыми полосами — и снова глубоко синеют небеса над освеженными полями. 3) Еще напор — и враг бежит. 4) Тут раздался легкий свист — и Дубровский умолк.
• По данному началу составить сложносочиненные предложения.
1) Взмах дирижерской палочки — и ... 2) Первые аккорды — и ... 3) Мгновенье — и ...
4. Стилистическое редактирование. Исправьте ошибки, связанные с неправильным построением сложносочиненных предложений. Определите характер ошибки: неправильное употребление союза; неоправданное повторение одного союза; соединение не сочетающихся по смыслу предложений; нарушение порядка следования простых предложений в сложносочиненном; неоправданный отрыв части сложного предложения.
1) Выпал первый снег, и земля покрылась белой пеленой. И повеяло морозцем. И еще больше нахохлились воробьи. 2) Внезапно подул ветер, а листья, сорванные им, покрыли дорожки парка. 3) Пришла ночь, и затихли и звуки, и шаги, и голоса, и только иногда раздавался гудок проходящего поезда. 4) Наступил погожий осенний вечер, однако птицы еще не улетели в теплые края.
5) Он был хорошим хоккеистом, зато Сережа не умел прыгать через планку.
5. Лингвистическое исследование. Выразительно прочитайте предложения; выясните, каковы смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений с союзом и; расставьте знаки препинания.
1) Был сентябрь и вечернее солнце пахло осенней пылью. 2) Конечно, я был кругом виноват и все же кара наложенная на меня была как мне кажется слишком суровой. 3) Шевельнул гонец уздою шпорою прикольнул и помчался конь стрелою к избам завернул.
(Союз и, употребленный в сложных предложениях, придает им различные смысловые отношения: причинно-следственные, противительные, результативные, одновременности или последовательности действий.)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа с учащимися. 1) Какие предложения называются сложносочиненными? 2) Какими союзами связываются части сложносочиненного предложения? 3) Какие смысловые значения можно выразить в сложносочиненном предложении с соединительными союзами (разделительными, противительными)? 4) Как обособляются части, входящие в сложносочиненное предложение? 5) Когда запятая не ставится в сложносочиненном предложении? 6) Когда ставится тире в сложносочиненном предложении?Вывод. Сложносочиненными называются такие предложения, в которых части могут быть равноправными по смыслу и связываться сочинительными союзами.
В зависимости от значения и скреп сложносочиненные предложения делятся на три группы: 1) с соединительными союзами (перечисляются явления, которые следуют одно за другим); 2) с разделительными союзами (указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких); 3) с противительными союзами (одно явление противопоставляется другому).
Части сложносочиненного предложения отделяются запятыми. Два простых предложения, входящих в состав сложносочиненного, не разделяются запятой, если имеют нечто общее: второстепенный член, вводное слово, придаточное предложение. В многочленных сложносочиненных предложениях с повторяющимися соединительными и разделительными союзами запятая разделяет все простые предложения в составе сложного.
Если во второй части сложносочиненного предложения есть значение неожиданности или противопоставления, то вместо запятой ставится тире.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал. 2. Выполнить из учебника упражнение по выбору учителя.