Проект по ОРКСЭ НА ТЕМУ Православные праздники


БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии
Кафедра дошкольного и начального образования
Курсовой проект
на тему
Православные праздники

Работу выполнила
Андреева Светлана Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №55» г.Чебоксары
Научный руководитель:
Бычков Вениамин Иванович,
кандидат пед. наук, доцент

Чебоксары – 2017
Проблема:   дети с большей радостью отдают предпочтение праздникам «западным», теряя связь с русской культурой, поэтому утрачено понимание сущности православных праздников.
Цель: формирование целостного представления о культуре православного праздника в русской национальной традиции.
Задачи:
1. Дать общую характеристику православным праздникам.
2. Разработка плана маршрутного листа внеурочной деятельности по православным праздникам.
Ожидаемый результат: повышение профессиональной готовности педагога к организации духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Конечный продукт:
Примерное планирование маршрутного листа внеурочной деятельности по православным праздникам.

Содержание
Введение
Глава 1. Духовное развитие человека
Глава 2. Христианство
2.1.История христианства
2.2.Православные праздники
Глава 3. Примерное планирование маршрутного листа внеурочной деятельности по православным праздникам.
Заключение
Список литературы
Введение
Современные дети не совсем верно представляют себе суть православных праздников: зная обрядовую сторону события, не осознают его «внутренний», духовно-нравственный смысл. К сожалению, дети с большей радостью отдают предпочтение праздникам «западным», теряя связь с русской культурой. Православные праздники же являются неотъемлемой частью многовековой культуры России.
Актуальность данного проекта определяется потребностью общества в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
Цель исследования заключается в том, чтобы проследить историю возникновения и становления некоторых православных праздников.
Задачи исследования: дать общую характеристику народных праздников православных славян; выяснить, какие традиции сохранились до наших дней, а также способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.
Глава 1. Духовное развитие человека
Проблема духовного развития - одна из важнейших проблем человечества. Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов, выражающихся в экологических, демографических, нравственных переменах. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Подтверждением тому могут стать события, происходящие в мире: вспышки актов терроризма, возникновение разного рода конфликтов и т. п. Все это говорит о духовном дефиците человечества.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Православная культура вновь возвращается в нашу жизнь. И её возвращению способствуют проводимые в нашей школе уроки по курсу «ОРК и СЭ», модуль «Основы православной культуры», цель которого познакомить подрастающее поколение с многообразным, чудесным и, в то же время, строгим и нравственно возвышенным миром Православной культуры, с её значением в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека.
Самым захватывающим и запоминающимся у детей остаётся, конечно, православный праздник. У каждого праздника есть своё «лицо», своя идея, своя идеология. Праздник есть своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка. Праздник напоминает о связующих всех людей узах: семьи, школьного коллектива, общества. Давно известно: ребёнок познаёт мир, играя. Игра как обязательный компонент праздника побуждает детей к творчеству «взаправду». Ребёнок везде должен быть самим собой. И на празднике тоже. Поэтому сочинять и проводить праздники надо по правилам детской игры. А ещё праздники любят за необычность личного самовыражения, установку на творчество, образность, обрядность, импровизацию, народный колорит, эмоциональность и т. д. и т. п. В православных праздниках заложен мощный воспитательный заряд. Праздник по содержанию и форме явление коллективистское (коллективизм как радость «на миру»), поэтому дети любят праздник за новизну человеческих отношений. Например, возможность побыть с родителями вместе как бы на равных и подольше. Уже поэтому праздник для детей – премьера важного события! Дети любят праздники за голоса истории, звучащие в них.
Православный праздник - сочетание идеального и реального, художественный тест и его язык, музыка, пластические образы относятся, с одной стороны, к духовному миру, с другой - к конкретным объектам.
Значимость православных праздников для младших школьников при изучении «Основ Православной Культуры» невозможно переоценить, ибо они, во-первых, часть духовного наследия народа, его чистейших родников творчества. Во-вторых, праздники – сфера разностороннего сотрудничества детей между собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника. В-третьих, праздничные дни – ярчайшие события жизни. В-четвёртых, праздники – пространство «роскоши» человеческого общения. В-пятых, православные праздники – своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка.
Восстановление в правах православных праздников – это восстановление нашего прошлого во имя настоящего и будущего. Опыт восстановления православных праздников пока недостаточен. Известно и значимо то, что дети были полноправными и активными участниками всех православных празднеств. Дети были значимыми людьми в пространстве всех народных праздников, которые закладывали изначальную духовность юных людей.
Подготовка и проведение любого православного праздника – это повод ещё раз обратиться к национальной культуре, её истокам. Православные праздники – не просто дань прошлому. Участвуя в них, дети переживают великие события евангельской и церковной истории, проходят, таким образом, целую школу духовного возрастания.
Праздники занимают важное место в христианской жизни. В церковных календарях нет ни одного дня в году, в который не отмечалось бы то или иное событие, связанное с именем Иисуса Христа, Богородицы, святых, чудотворных икон, креста. Каждое число каждого месяца, каждый день года посвящается или воспоминанию особых событий, или памяти особых лиц, - говорится в одном из православных изданий. - В честь этого события или лица установлены особые песнопения, молитвы и обряды, которые вводят еще новые особенности в неизменный ход ежедневной службы - особенности, изменяющиеся с каждым днем. От этого образуется круг годового богослужения.
Глава 2. Христианство
2.1. История христианства
Христиа́нство (от греч. Χριστός - «помазанник», «мессия») - монотеистическая религия, вместе с иудаизмом и исламом входит в группу авраамических религий. Наряду с исламом и буддизмом входит в число трёх мировых религий.
Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий Завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый Завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.
Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле. Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис "нет не еллина, ни иудея" провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ. Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.
Следующим шагом в развитии понятия "церковь" стала идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.
Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры - краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.
Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом Божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и Боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".
Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: ”принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие таинства - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.
Основы : - Вера в единого всемогущего всеведущего Бога единого в Троице.
- Вера в абсолютную благость Бога и любовь Его ко всем людям.
Все православные праздники ранжируются по торжественности богослужения, когда важную роль играет красота ритуала, а также зависят от характера богослужения. Согласно этому, православные праздники подразделяются на великие, средние и малые православные праздники. Главным праздник христианства, является Пасха, или светлое Воскресение Христово. Православные праздники, относимые к великим, так же являются одними из самых главных в церковном календаре праздников. Таинства: Церковные таинства – это священные действия, призванные сообщить верующим Божью благодать. Вообще таинств всего семь - крещение, миропомазание, причащение, елеосвящение, исповедь, брак, священство. Считается, что крещение и причащение были установлены самим Иисусом Христом.
2.2. Православные (великие) праздники
Пасха
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства Диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.
Воскресение Христово - это основа и венец христианской веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.
Слово «Пасха» значит с еврейского «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства Диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью.
Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим зело рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника.
Православные христиане подготавливаются к этому величайшему празднику Великим Постом, который длится 40 дней. Потом есть целая серия праздников связаны с Воскресением Христовым и все они отсчитываются от него.
Праздник Пасхи установлен уже в апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, или Пасха страданий, и Пасха воскресная, т. е. Пасха Воскресения. После Никейского собора (325 г.) эти наименования считаются вышедшими из употребления и вводится новое название - Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.
В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы не приходилось это число. А Западная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два различных обычая существовали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресение после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.
Рождество Христово
Рождество - праздник тихий, домашний, спокойный. Это праздник духовный. За столом собираются только члены семьи и самые близкие друзья.
Согласно ветхозаветным пророкам, Христос родился в городе Вифлееме. Первыми о его рождении узнали пастухи. Приняв всем сердцем эту весть, они отправились поклониться младенцу. Восточные мудрецы - волхвы, также уверовавшие во Христа, предприняли трудный путь к месту его рождения. Но были и такие, как царь Ирод, пожелавший смерти ему. Когда он понял, что его замысел найти младенца не осуществился, приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых будет и Богомладенец, в котором видел претендента на царский престол. Так было погублено 14000 младенцев. Они считаются первыми мучениками за Христа.
Рождество Христово является одним из самых красивых и торжественных христианских праздников. Во всем христианском мире, в том числе и на Руси, Рождество всегда отмечалось с особым благоговением. В этот день повсюду стоят украшенные елки, символизируя евангельское древо, горят свечи, подобно тем, которые горели в вифлеемском хлеву. Во многих странах в рождественские ночи дети выходят на улицы с пением песен-колядок. Канун рождества именуется «сочельником». Вечер 6 января назывался также «коляды». Сочельник - это заключительный день Рождественского поста. Церковный устав предписывает в этот день строгий пост с полным воздержанием от пищи "до первой звезды", символизирующей рождественскую звезду, возвестившую волхвам рождество Христа. Название «сочельник» от слова «сочиво», так именовалось ритуальное блюдо, обязательное в этот вечер. Оно приготовлялось из макового или миндального «молока» смешанного с медом, и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы. Туда добавлялись целые или измельченные ядра грецких орехов, сладкого миндаля, растертого мака. Этим блюдом начиналась трапеза как в Рождественский, так и в Крещенский сочельник.
Сочельник в христианском мире считается исключительно семейным ужином. В этот день в доме царят покой, любовь и согласие. В старину стол посыпали сеном, затем постилали скатерть, в центре стола ставилось блюдо с сочивом и другие блюда. Достаточно было и напитков, как прохладительных, так и крепких. В храмах в эти праздничные вечерние часы шло торжественное богослужение.
В старые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Ведь считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное. Но желания обязательно должны быть добрыми. Следующий день после Рождества посвящается Матери Христа Спасителя Пречистой Деве Марии. От собрания верующих в храм для прославления и благодарения Ее, этот день называется Собором Пресвятой Богородицы. Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января). Пост в эти дни отменяется. Святки - это не только радость и веселье. Наши благочестивые предки на святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36).
Вербное воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим
Вербное воскресенье - великий двунадесятый переходящий праздник. Он празднуется за шесть дней до предания Иисуса Христа на крестную смерть и страдания. Праздник Вход Господень в Иерусалим в народе называется Вербным воскресеньем. Этот праздник христианская Церковь ввела в IV веке, а у нас на Руси он начал отмечаться в X веке. Этим праздником завершается Великий пост. Перед Вербным воскресеньем, в субботу, Иисус воскресил Лазаря, которого очень любил: однажды, когда Иисус был далеко от Вифании, две сестры Лазаря, Марфа и Мария, послали сказать Иисусу, что Лазарь тяжело заболел. Узнав об этом, Иисус сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Иисус пришел в Вифанию через два дня, зная, что Лазарь уже умер. Сестра Марфа пошла на встречу Ему и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Иисус ответил: «Воскреснет брат твой». Когда они пришли в Вифанию, Иисус подошел к пещере, в которой был похоронен Лазарь, и велел отвалить камень. Камень отвалили, и Иисус возвел очи к небу и воскликнул: «Отче! Благодарю Тебя, что ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Сказав это, Иисус воскликнул: «Лазарь, иди вон!» И умерший тотчас поднялся из гроба и вышел из пещеры. (Иоанн, гл. 11)
На праздник Пасхи Христос со своими учениками пошел в Иерусалим. Сначала они шли пешком, но когда дошли до селения Виффагия, Иисус подозвал к себе двух учеников и сказал им: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами, и тотчас найдите ослицу привязанную и молодого осла с нею. И взявши приведите ко мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу». Ученики привели ослицу и осленка и положили на них свои одежды. Иисус сел на осленка и поехал в город предшествуемый толпой с пальмовыми ветвями в руках. Когда Он подъезжал к Иерусалиму, Его вышло приветствовать множество народа. Одни постилали пред Ним свои одежды, другие срезали ветви деревьев и устилали ими дорогу. Весь народ славил Иисуса и восклицал: «Осанна сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Когда Иисус въехал в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: «Кто это?» Народ же отвечал: «Это Иисус, Пророк из Назарета Галилейского». Ученики Христа стали громко прославлять Бога за все чудеса, которые они видели. Фарисеи сказали Иисусу, чтобы Он запретил им это. Но Иисус ответил: «Сказываю вам, что если умолкнут, то камни возопиют». Услышав это, фарисеи и книжники искали, как бы погубить Иисуса, но не смели, потому что народ с восторгом внимал Ему и прославлял Его. Иисус же сказал народу: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода. Ныне суд миру сему. И когда я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Сказав это, Иисус Христос дал народу знать, какой смертью он умрет (Матфей, гл. 21, Иоанн, гл. 12, Лука, гл. 19).
На Руси верба ассоциировалась с пальмовыми ветками, которыми толпа людей встречала и приветствовала въезжавшего Иисуса Христа в Иерусалим. На праздник принято освещать вербу и хранить ее дома весь год в переднем углу за иконами. Считается, что верба имеет свойство наделять здоровьем людей и скот, предостерегать от болезней и от нечистой силы. Существует много обычаев и поверий на целебные свойства вербы.
Один из древних обычаев обогащает детей здоровьем: родители, придя из церкви с освященной вербой, начинали стегать ею своих детей, при этом приговаривая: «Верба – хлест, бьет до слез, верба красна, бьет не напрасно». Также, в народе кроме детей хлыстали освещенной вербой и себя, чтобы пополнить себя здоровьем, при этом приговаривая: «Не я бью, верба бьет». Освещенной вербой еще постегивали и новобрачных или молодых девушек, для того, чтобы у них родилось немало здоровых детей.
В Вербное воскресенье был еще обычай стегать вербными ветками скотину, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». Верили, что это добавит скоту здоровья и обережет от нечистой силы. Вербу давали съесть скоту перед первым выгоном на поле и веточки освещенной вербы клали в сараи и хлева.
Еще было поверие, что верба обладает целебной силой и люди брали с освещенных веток вербы по девять шишечек и съедали их. Считая, что это обережет их от лихорадки. А во время грозы брали освещенную вербу стоящую рядом с иконой и ставили на подоконник, так верили, что это спасет от попадания в дом молнии.
Праздник «Входа Господень в Иерусалим» используется церковью для того, чтобы еще раз напомнить верующим о спасителе человечества, о его «великой миссии», еще раз убедить христиан о божественности Христа.
Глава 3. Примерное планирование маршрутного листа внеурочной деятельности по православным праздникам.
1 класс
№№ Тема Форма
1. Великий православный праздник – Пасха.
Что такое Пасха?
Посещение театра или выставочного центра
Праздник в классе «С великой Пасхой»

 Пасхальный перезвон на Светлой седмице  Беседа
Экскурсия
Творческая мастерская (изготовление поделки, игры, конкурсы)
Посещение церкви (колокольни)
2 класс
2. Рождество Христово
Когда наступает праздник Рождества? А что такое Рождество?
Изготовление поделок
Рождественские игры Беседа
Творческая мастерская
Спортивные игры на стадионе
3 класс
3. Масленица
Масленица – Православный праздник?
Посещение библиотеки (школьной или детской)
Подготовка и проведение веселого гуляния «Гори, гори ясно!»
Конкурс рисунков «А вот и Масленица»
Беседа
Тематическое занятие
Театрализованная программа (игры, конкурсы, чаепитие с блинами)
Творческая мастерская
4 класс
4. Вербное воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим
Великий пост и Вербное воскресенье – есть связь?
Посещение церкви на Великий праздник.
Что нового я узнал (услышал, увидел)?
Подготовка презентации
Мини-конференция
Заключение
Главной нашей целью является формирование целостного представления о культуре православного праздника в русской национальной традиции, воспитание грамотного, творчески активного человека, ориентированного на духовное и нравственное развитие. На таких мероприятиях происходит постепенное присоединение детей и родителей к прошлому опыту, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее.
Я взяла эту тему «Православные праздники» с целью обобщения целостного представления о культуре православного праздника в русской национальной традиции. Для реализации этого проекта были взяты такие праздники как Рождество, Пасха, Масленица и Вербное воскресенье и расписаны на 4 года обучения. В нынешнем учебном году у меня 3 класс, и три мероприятия из этого списка совместно с родителями уже проведены. Я думаю, можно еще внести изменения, и они, скорее всего, будут. Работа в этом направлении обязательно продолжится.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. / Министерство образования и науки. Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.-31с.
2. Алмазов С., Питерский П. Праздники православной церкви. М., 1962.
3. Белов А. Когда звонят колокола. М., 1977.
4. Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н. Основы религиоведения. - М.: Высш. шк., 2006.- 368 с.
5. «Введение во храм слова». Книга для чтения с детьми в школе и дома. С.Ф.Иванова, Москва 2006г. И.: «Отчий дом».
6. «Великие православные праздники». Составитель: О.Глаголева. Москва «ОЛМА-ПРЕСС», 2002г.
7. Гордиенко Н. Православные святые: кто они? Л., 1979.
8. Емелях Л. Происхождение христианских таинств. М., 1978.
9.«Закон Божий». Основы православной веры в изложении для детей. С.Куломзина, Москва.
10. Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность: Учебное пособие. - М.: Юридический институт МИИТа, 2006. - 252 с.
11. Исаева Е.Л. Православные праздники. - М.: РИПОЛ классик, 2008 - 64 с.
12. Косидовский 3. Библейские сказания. - М., 1968.
13. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. - 384 с.
14. Настольная книга православного человека. Советы священника/ Отец Вадим. - 2007. - 512с.: ил.
15. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. - М.: Центр, 2005.- 240 с.
16. Энциклопедия для детей. Том 6. Религии мира. Часть 2. Религии Китая и Японии. Христианство. Ислам. Духовные искания человечества в конце XIX – XX вв. Религия и мир. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.
17. http://ru.wikipedia.org