Методическое пособие для преподавателей по проведению соревнования с элементами деловой игры по дисциплине «Информатика»
Федеральное государственное казённое образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Ломоносовский морской колледж Военно-Морского Флота»
Министерства обороны Российской Федерации
Рассмотрено и одобрено:
на заседании П М К
_________________________
(подпись)
Протокол № ___
от «___» ____ 2014 г.
Председатель ПМК
__________________
(подпись) «Утверждаю»
Начальник цикла (ООД)
_________________________
(подпись)
Матузко М.В
«___» ______2014 г.
Методическое пособие
для преподавателей по проведению соревнования с элементами деловой игры по дисциплине «Информатика»
Тема: Практическое применение знаний и навыков по дисциплине «Информатика»
Составлено преподавателем цикла (ООД)
Крахмальной Н.П.
г. Ломоносов
2014 год
Учебная цель:
Формировать умения и навыки к дисциплине.
Творчески применять полученные знания и умения.
Научить приемам самоконтроля.
Стимулировать поисково-познавательную деятельность. Показать, что информатика сложна только для тех, кто не хочет и не желает вообще ничего делать.
Воспитательная цель:
Повысить интерес, увлечь учащихся предметом, привить любовь к информатике через совместную деятельность.
Развивать навыки коллективной работы.
Выявить творческий потенциал и способности любого обучающегося, независимо от оценок по предмету.
Задача данного методического пособия оказать помощь преподавателю при разработке соревнования с элементами деловой игры или деловой игры, внеся свои коррективы, по дисциплине «Информатика».
Тема: Практическое применение знаний и навыков по предмету «Информатика».
Девиз соревнования: «Знать, чтобы жить свободно» (И.Кант).
Цели:
В соревновательной форме развивать возможности творческого мышления личности и коллективной работы команды.
Отразить связь предмета «Информатика» с другими предметами цикла, специальными дисциплинами в будущей специальности.
ПЛАН
Организационное время2 мин
Сообщение темы и плана соревнования
Введение – связь с предметами цикла5 мин
Просмотр видеофильма об истории создания
компьютеров 13 мин
Разминка – конкурс «Эрудит»5 мин
Решение кроссворда «Устройства компьютера» 5 мин
Конкурс «Отгадай слово»5 мин
Выполнение практического задания на компьютере10 мин
Конкурс «Лингвист» 5 мин
Конкурс «Решение ребусов»10 мин
Выступление членов команд25 мин
Подведение итогов соревнования,
объявление победителей5 мин
90 мин
Перечень наглядных и учебных пособий
Компьютеры
Проектор
Видеофильм «Музей компьютерной истории»
Раздаточный материал для конкурсов «Эрудит» и «Лингвист»
Ребусы
Задание для выполнения задания на компьютере (эскиз)
Схема кроссворда
Таблица для подведения итогов на классной доске
Организационное время
Команды занимают свои места и оформляют свой стол эмблемой команды. Команда состоит из пяти человек, один из которых выбирается капитаном команды.
Введение
Сегодня мы проводим соревнование с элементами деловой игры по информатике, целью которой является развитие ваших знаний, умений, творческих способностей при решении конкретных заданий по информатике.
Предмет «Информатика» тесно связан с другими дисциплинами цикла.
При написании реферата, доклада, курсового проекта или дипломной работы вам необходимо не только строго придерживаться требований стандарта на выполнение документов, но и знать, с помощью каких программ удобнее создавать эти документы. Это могут быть многостраничные текстовые документы, созданные в Microsoft Word; различные табличные расчеты и графики в Microsoft Excel; презентации в Microsoft PowerPoint; оформление чертежей и конструкторской документации в NanoCad.
Например, судомеханик должен уметь изготовить простые детали непосредственно на судне и установить их. Сложные детали изготавливают в ближайших ремонтных базах по эскизам, которые выполняет судомеханик на компьютере.
Эти навыки мы закрепляем на уроках информатики выполнением лабораторных и практических работ.
Таким образом, информатика вместе с другими дисциплинами цикла (ООД) и специальными дисциплинами является основой вашей профессиональной подготовки, а значит, и успешной работы.
Просмотр видеофильма «Музей компьютерной истории»
Музей был создан в 1996 году в городе Маунтин-Вью штат Калифорния на основе экспонатов Компьютерного музея Бостона. Первоначально коллекция находилась в Moffett Air Field (Калифорния) и была западным филиалом Компьютерного музея Бостона. В 1999 году музей в Бостоне закрылся и его коллекция была разделена между Музеем науки в Бостоне и музеем в Маунтин-Вью. В 2001 году музей получил свое современное название — Музей компьютерной истории. В 2002 году он приобрел свое нынешнее здание, которое ранее принадлежало фирме Silicon Graphics и в июне 2003 года открылся для широкой публики на новом месте.
Конкурс «Эрудит»
Командам предлагается за 5 минут отгадать наибольшее количество слов, содержащих аббревиатуры ПК и ДОС.
Команда, отгадавшая наибольшее количество слов, получает 5 баллов; остальные команды по количеству отгаданных слов получают – 4, 3, 2 и 1 балл соответственно. Набранные командой баллы вписываются в итоговую таблицу.
Конкурс «Отгадай слово»
В этом конкурсе командам предлагается отгадать компьютерный термин или понятие информатики.
Ведущий по очереди читает определения для загаданного термина. Отвечает та команда, представитель которой первый поднимет руку. За каждый верный ответ команде присуждается 1 балл, за каждый неверный – снимается 1 балл.
Кроссворд
В задании используются наиболее общие понятия и определения предмета «Информатика». Данное задание предполагает коллективную работу всей команды при решении кроссворда, т.е. в выполнении задания участвуют все члены команд во главе с капитанами. Ставится задача - оценить коллективную работу команды.
Каждая команда получает карточку – кроссворд на листе формата А4. Перед началом работы объявляется время на выполнение задания – 10 мин. и максимальный балл – 6 баллов (5б. за правильность + 1б. за время выполнения). Кроссворд можно решать в течение всего отведенного времени.
Кроссворд содержит 10 вопросов по горизонтали и один (проверочный) вопрос по вертикали. Как только задание будет готово, капитан сдает его жюри.
При оценивании задания учитывается:
а) правильность ответов – за 10 правильных ответов- 5 баллов;
б) скорость выполнения задания- 1 дополнительный балл.
Оценка выполнения задания проводится жюри. Результат заносится в итоговую таблицу.
Выполнение практического задания на компьютере
От участников требуется самостоятельно выбрать средства рисования и выполнить рисунок по заданию преподавателя на компьютере
Задание на компьютере выполняется одним участником команды, которого выберут другие члены команды. Задача команды объективно оценить свои знания, умения и навыки и выбрать наиболее подходящую кандидатуру для выполнения задания. Члены команды могут подсказывать своему товарищу, но решение о выборе того или иного средства рисования принимает выполняющий задание.
Задание оценивается в 10 баллов.
Конкурс «Лингвист»
Командам дается слово, например, ИНФОРМАТИКА, из которого надо составить наибольшее количество слов. Конкурс оценивается в два балла.
Побеждает команда, составившая больше слов, чем остальные команды. Слова из большего количества букв оцениваются выше.
Конкурс «Решение ребусов»
В аудитории вывешивается плакат с ребусами. По мере отгадывания, вывешиваются все новые и новые ребусы. На отгадывание одного ребуса отводится 30 секунд, каждый ребус оценивается в 1 балл.
Команды пишут свои по порядку ответы на листке и по завершении конкурса капитаны сдают листки с ответами жюри. Оценка выполнения задания проводится жюри. Результат заносится в итоговую таблицу.
Выступление членов команд
Выступление членов команд проводится между этапами соревнования во время подведения промежуточных итогов. За хорошо подготовленное выступление команде присуждается два балла. Дополнительный балл можно присудить за творческий подход к выступлению.
Тема выступления оговаривается заранее. Курсант, выделенный командой для выступления, выбирает материал для своего сообщения в библиотеке или получает его у преподавателя.
По желанию, курсант может оформить свое выступление в виде презентации. Для этого нужно согласовать с преподавателем количество слайдов презентации, версию Microsoft PowerPoint и представить презентацию за день до соревнований.
Опыт публичных выступлений очень полезен, т.к. позволяет курсантам приобретать навыки разговорной речи, общения с аудиторией, а также развивает ответственность за порученное дело перед товарищами по команде.
Подведение итогов соревнования, объявление победителей.
После проведения последнего соревнования и заполнения таблицы полученных баллов на отдельных этапах подводится общий итог баллов, набранных каждой командой по сумме всех состязаний.
Объявляется команда-победительница и команды, занявшие 2, 3, 4 и 5 места.
В заключительном слове ведущий поздравляет победителей, отмечает курсантов, работавших наиболее активно и увлеченно, капитанов команд, которые сумели оптимально организовать работы своего коллектива.
Здесь уместно отметить хорошую поддержку со стороны болельщиков, если такая была. Допустимо присуждать дополнительные очки команде за организованную поддержку болельщиков, их активное участие в проведении соревнования. Возможно проведение конкурсов для болельщиков.
Большое значение для педагога имеет оценка проведенного мероприятия со стороны курсантов. Свободный обмен мнениями преподавателей и курсантов позволит выделить наиболее интересное и учесть замечания и пожелания при проведении новых соревнований с элементами деловой игры.
Используемая литература:
И.Д. Агеева "Занимательные материалы по информатике и математике"
Дополнительные источники:
http://festival.1september.ruhttp://www.videouroki.nethttp://www.youtube.comhttp://info436.narod.ru