Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе
План-конспект открытого урока ИЗО в 6-м классе
Тема: "Объемные изображения в скульптуре"
Цели:
Познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного изображения, видами скульптурных изображений, связью объёма с окружающим пространством , художественными материалами, применяемыми в скульптуре;
Учить создавать объёмные изображения животных, используя пластилин;
Воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству.
Оборудование:
Презентация по теме урока (Приложение 1).
Пластилин, ткань для протирки рук, подкладочные салфетки, ножи для пластилина, стеки.
Демонстрационные таблицы «Приёмы лепки». (на партах)
Словарь: скульптура, лепка.
План урока
Организационный момент. ( Стихотворение)
Сообщение темы урока.
Изучение нового материала: сообщения подготовленных учащихся, презентация по теме урока .Постановка художественной задачи. Практическая работа.
Выставка детских работ. Обобщение полученных знаний.
Итог урока. Оценивание.
Домашнее задание.
Ход урока.
Организационный момент. Проверка готовности рабочего места. Здравствуйте, дети. Садитесь.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Сообщение темы урока.
«Тот и не был скульптором. Кто скажет вам: мне все равно: можно ту вещь исполнить и в мраморе, можно и в бронзе», - писал русский скульптор И.Ефимов- Ребята, посмотрите и скажите, произведения какого вида искусства вы видите на доске? (Скульптуры.)
- Как вы думаете, случайно ли они попали сюда? (Нет, не случайно.)
- О чём же пойдёт речь сегодня на уроке? (О скульптуре.)
Учитель: - правильно о скульптуре.
- Слово «скульптура» нам известно уже давно, но вот какими выразительными возможностями обладает объёмное изображение, какие виды скульптурных изображений существуют, мы познакомимся сегодня на уроке. Кроме того, вы сами побываете в роли скульпторов и научитесь создавать объемные изображения .- А вот кого мы будем создавать вы уже наверно догадались. Когда вы входили в класс вы выбирали фигурки животных не случайно, сегодня вы будете работать в группах. Кроме того за работу на уроке будете зарабатывать фишки, чем больше тем лучше оценка.
3. Изучение нового материала.
(Сообщения учащихся сопровождаются показом слайдов и комментариями учителя.)
Учитель: - Скульптура – древнейший вид искусства, возникший на заре существования человечества.
- А кто мне скажет ,что же представляет собой скульптура и чем она отличается от других видов искусства? (Слайд 1.)
Скульптура, в отличие от живописи, реальный, а не изображённый объём. Круглую статую можно обойти и увидеть со всех сторон, оценив разные точки зрения. К скульптуре можно прикоснуться рукой, ощутить шероховатую или гладкую поверхность камня, округлость формы. Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твёрдых материалов. Впоследствии этим понятием обозначались и произведения, создаваемые посредством лепки.
Учитель : - и сегодня вы подготовили экспресс – сообщения.
1-й ученик: Что изображает скульптура.
- Основной предмет изображения в круглой скульптуре – человек, хотя иногда скульпторы изображают животных и птиц, а ещё реже – неодушевлённые предметы. (Слайд 2.)
Возможности скульптуры существенно отличаются от возможностей живописи. В круглой скульптуре весьма сложно воспроизвести картины природы, нельзя показать особенности воздушной атмосферы. Изображая в основном только человека, скульпторы, тем не менее, умеют выразить в его телесной форме любые идеи – от лирических, задушевных до самых грандиозных и величественных. (Слайд 3.)
2-й ученик: Скульптура – не копия натуры.
- Подобно любому из художников, скульптор должен уметь верно передавать натуру (т. е. собственно то, что является предметом изображения). Он должен хорошо знать строение человеческого тела, его пропорции, мускулатуру, уметь достоверно показывать движение. (Слайд 4.) но скульптор вовсе не стремится точно копировать то, что видит в жизни. Если сделать точную копию человеческого лица или фигуры, получится нечто весьма неприглядное – застывший, неживой двойник. Для того чтобы получилось произведение искусства, отражающее чувства и раздумья скульптора, необходимо отображать самое важное, существенное, убрать ненужные детали, а что-то выделить, подчеркнуть, преувеличить. Скульптор не копирует, он творит, создаёт новую форму. (Слайд 5.)
3-й ученик: Где можно встретить скульптуру.
- Скульптура создаётся в мастерской скульптора, а встречается она повсюду – на улицах и площадях городов, среди зелени парков, на фасадах зданий, в тишине музейных залов и в комнатах современных квартир. Скульптор создаёт своё произведение в расчёте на определённое окружение. Место, где будет стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она будет изготовлена, и художественные особенности её формы. (Слайд 6.)
Учитель: - А какие вы знаете виды скульптур?
4-й ученик: Виды скульптуры.
- Существует несколько видов скульптуры (Слайд7). Монументальная скульптура. (Слайд 8, 9.)
Монументальная (от латинского moneo – «напоминаю») скульптура – это памятники, воздвигнутые в честь исторического события или изображающие выдающегося человека. В них проявляется способность скульптуры воплощать в обобщённых образах великие идеи. Чем грандиознее замысел, там больше ваятель должен проявить творческой фантазии, чтобы добиться ясности и выразительности пластических форм.
5-й ученик: Парковая скульптура. (Слайд 10, 11.)
- Мраморные и бронзовые статуи часто встречают нас на аллеях старинных парков, украшают фонтаны. Такая скульптура обычно не выражает больших, значительных идей. Она служит для украшения природной среды: искусная рука ваятеля словно соревнуется с природой в создании совершенных форм.
6-й ученик: Скульптура малых форм. (Слайд 12, 13.)
- Скульптура может быть предназначена для жизни в интерьере. Это так называемая скульптура «малых форм». Такие статуэтки созданы для долгого рассматривания. «собеседования» с хозяевами дома. Их выполняют особенно тщательно, уделяя особое внимание мелким деталям и подробностям. У мелкой пластики чаще всего нет постамента, лишь иногда – небольшая подставка.
Материалы скульптора. (Слайд 22, 23, 24, 25, 26, 27.)
Учитель: - А кто мне скажет какие материалы применяют скульпторы при создании своих произведений? (ответы детей)
- Правильно. Все материалы скульптора можно разделить на мягкие и твёрдые.
Мягкие материалы – это глина, пластилин, воск. Работая с этими материалами, скульптор, собственно говоря, занимается лепкой – он вылепливает, постепенно наращивая объём будущей статуи.
Твёрдые материалы – различные камни – мрамор, известняк, песчаник, а также дерево и слоновая кость.
Металл – особняком среди материалов скульптора стоят металлы: бронза, медь, чугун и золото. Способ изготовления металлических скульптур особый – сначала создаётся модель будущего произведения, а затем с неё делают металлическую отливку.
ФИЗМИНУТКА (Приложение 3)
4. Постановка художественной задачи. Практическая работа.
- Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора и выполнить фигуру животного из пластилина.
Правила работы с пластилином: (на партах правила работы с пластилином).
1.Подготовь рабочее место, надень нарукавники, застели стол клеёнкой, положи дощечку для лепки.
2.Начинай работу только с разрешения учителя.
3.Не клади куски пластилина на стол, работай только на дощечке.
4.Все остатки пластилина складывай аккуратно в свои отделения по цвету.
5.Перед работой хорошо разогрей пластилин в руках.
6.Стеки - опасные предметы. Не размахивай ими, резких движений с ними в руках не делай, близко к глазам не подноси.
7.Наводи порядок в коробке с пластилином сразу после работы.
8.Храни пластилин отдельно от книг и тетрадей.
9.После работы вытри руки сухой тряпочкой и вымой тёплой водой с мылом.
Учитель: - Работа будет успешно вами выполнена, если вы будете соблюдать следующие правила:
Правила работы в группе
1.Выслушивайте мнение всех, с кем работаете в группе, не перебивайте друг друга, говорите по очереди.
2.Находите общее решение и умейте договариваться.
3.Работайте тихо, дружно, помогайте друг другу
4.Слушайте того, кого сами выбрали ответственным за свою группу (своего командира).
Учитель: Работать в группах вы будете под таким девизом, давайте все вместе его произнесем. (слайд)
«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»
Учитель: - Обратите внимание, у вас у каждой группы есть технологическая карта, где показана последовательность выполнения работы.
Учитель: Желаю творческих успехов!
Самостоятельная работа детей. (Работа по схемам – таблицам).
5. Выставка детских работ. Обобщение полученных знаний. (Слайд 28.)
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Понравился ли вам урок?
- Что получилось, а что было трудным?.6. Итог урока. Оценивание.
- Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня вы все потрудились на славу. Благодарю вас за сотрудничество.
7. Домашнее задание.
- Подготовить экспресс – сообщения об известных скульпторах, картинки их произведений ? В. А. Ватагин, Е. И. Чарушин.П. К. Клодт, Е. А. Лансере, И. С. Ефимов и др.