Статья Использование видеоматериалов на уроках мировой художественной культуры / из опыта работы/

Использование видеоматериалов
на уроках мировой художественной культуры
(Из опыта работы)

Специфика урока художественной культуры, необходимость решения задач, сформулированных в действующей учебной программе, актуализировали проблему использования видеоматериалов на уроках художественной культуры.
Значительный вклад в исследование проблемы применения технических средств обучения сделали С. Архангельский, Ю. Бабанский, Б.Бенедиктов, В.Безпалько, Е.Белкин, А.Деттерер, И.Дрыга, М.Ляховицкий, А.Молибог, Л.Пресман, Л.Цесарский и другие. В научной литературе существует ряд работ по методике применения кино-, теле- и видеоматериалов (Н.Бичкова, Л.Иванова, В.Прокофьева, А.Шадрин, И. Щербакова, Е.Щукина), накоплен значительный опыт работы с визуальными средствами обучения, описано способы их применения (Г.Городилова, М.Дубровин, К.Карпов, И.Кошман, Т.Кузьмичова). Однако анализ научно-методической литературы свидетельствует, что некоторые актуальные для этой отрасли вопросы остаются без внимания методистов, в частности проблема использования видеоматериалов на уроках художественной культуры.
Актуальность этой проблематики определяется следующими положениями:
- урок художественной культуры должен опираться на принципы и методы педагогики искусства, что определяет особенности методики его преподавания;
- главной в методике преподавания становится не информативная основа подачи материала, а развитие способностей учащихся к восприятию и пониманию языка искусства, его роли в жизни человека;
- на первый план выходит задача развития художественно-образного мышления учащихся в процессе раскрытия перед ними закономерностей развития художественной культуры;
- преподавание предмета не может обойтись без звучание музыки, литературных текстов, без большого объема различных иллюстративных материалов: репродукций картин, художественных альбомов, фотографий скульптур и архитектурных сооружений, видеофильмов, аудиозаписей, слайдов и другое;
- основным источником информации в сфере художественной культуры является произведение искусства, ценное своим познавательным, духовным, морально-эстетическим воздействием на человека, обогащая его опыт, развивая эмоции, интуицию, воображение.
Перед учителем художественной культуры возникают вопросы: как сделать урок интересным, как организовать продуктивное сотрудничество учащихся на уроке, чтобы оно вызывала восхищение? Как организовать урок, чтобы на нем царило искусство и в то же время ученики получали знания, необходимые для осознанного восприятия ценностей?
По мнению учителей, для эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса по курсу художественной культуры надо уделять внимание аудиовизуальным средствам обучения, которые помогают создать эмоциональный фон урока, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, росту интереса к предмету, углубленному и качественному усвоению учебного материала, создают условия для непосредственного общения с произведениями искусства.
Технические средства обучения (ТСО) - это средства, состоящие из экранно-звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация. Экранно-звуковые средства делятся на звуковые - грамзаписи, магнитные записи, радиопередачи; экранные - «немые» фильмы, диафильмы, слайд-шоу; экранно-звуковые - звуковые кинофильмы, телепередачи и другие.
Комплексное использование аудиовизуальных средств обучения должно соответствовать определенным требованиям:
- учет возможности применения различных методических приемов, направленных на художественно-эстетическое развитие учащихся;
- учет закономерностей познавательной деятельности учащихся, их подготовленности к восприятию и усвоению учебного материала аудиовизуальными средствами;
- обеспечение органического сочетания со словом учителя, а также с другими средствами обучения;
- соответствие содержания учебно-воспитательным задачам урока.
Рассмотрим методические приемы использования видеоматериалов на уроках курса «Мировая художественная культура».
Ученые пришли к выводу, что для успешного психолого-педагогического воздействия важно, чтобы в процессе восприятия школьников участвовало как можно больше видов восприятия. На первом месте по важности и эффективности в условиях использования ТСО должны быть комбинированные зрительно-слуховые виды восприятия, следующими являются зрительные и, наконец, слуховые.
«Золотое правило дидактики», сформулированное Я. Коменским, утверждает: «... все, что только возможно давать для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом; запахи - носом; то, что имеет вкус - вкусом; доступное осязанию - через прикосновение. Если какие-то предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу воспринимаются несколькими чувствами ... »
Понятно, что для усвоения курса художественной культуры недостаточно только просмотреть или прослушать. Нужен анализ, выделение основного и существенного для восприятия и усвоения. Педагогический опыт и проведенные наблюдения во время преподавания художественной культуры свидетельствуют: взаимодействие слова учителя и видео визуальных средств является существенным условием целенаправленного, эффективного усвоения учебной информации. Во время подготовки учителя к уроку, исходя из содержания учебной темы и возможностей ученического коллектива, надо определить, что именно следует использовать, с какой дидактической целью и когда (на каком этапе урока) обратиться к тому или иному видео средству или их сочетанию, продумать возможности перехода от одних методических приемов (по материалам визуальных средств) к другим (рассказ, беседа, организация самостоятельной работы учащихся и т.д.).
Во время демонстрации или прослушивания целесообразно провести с учениками беседу по содержанию пересмотренной или прослушанной части или фрагмента на основе полученных представлений, предложить учащимся ответить на вопрос, сделать самостоятельные выводы, решить определенную проблему и многое другое. Итак, демонстрации всегда сочетается со словом, что обеспечивает органическое единство видеоинформации с содержанием урока, активизирует восприятие и усвоение знаний. Перед просмотром видеофильма учителю желательно поставить перед учениками определенные задания, задать вопросы, над которыми учащиеся должны обдумывать, просматривая отрывок.
Видеоинформацию можно использовать по-разному, в зависимости от этапов и форм обучения:
В начале урока:
- для создания проблемной ситуации;
- для создания эмоционального настроения урока (фильмы, которые демонстрируют определенную эпоху, страну);
- для актуализации знаний предыдущего урока.
При изучении нового материала:
- для самостоятельного освоения нового материала;
- во время эвристической беседы;
- в ходе урока, посвященного творчеству художника с параллельным показом фрагментов видеофильма;
- для решения творческих задач.
Во время закрепления нового материала:
- работа в группах (например, при изучении темы «Художественная культура Китая» учащимся можно предложить посмотреть в / ф «Китайская живопись» и ответить на вопрос: О каких особенностях китайской живописи вы узнали? Рассмотрите некоторые живописные произведения китайских мастеров. Какие мысли и чувства они вызывают лично у вас? Почему так часто художники обращались к изображению окружающей природы? Почему китайскую живопись называют символичной?);
- демонстрация видеофильма без звука в процессе беседы учителя с учениками по теме урока (д/ф «Искусство Японского сада», вопрос: Что объединяет японскую поэзию, живопись и искусство создания сада? Найдите соответствие в настроениях, которые выражены в пейзаже и стихах , попробуйте передать свои впечатления. Обратите внимание на строки из трактата Ван Вэя «Тайна живописи»: «далекие фигуры - все без ртов, далекие деревья - без ветвей, далекие вершины - без камней. Они, как брови, тонкие, неясные. Далекое течение - без волн. Они в высоте с облаками на равне. Такое в этом откровения » д/ф « Народы солнца» - майя, ацтеки, инки).
На итоговых уроках. Например, проводя итоговый урок в форме
конференции «В чем секрет популярности группы «Битлз»?», ученикам 11-го класса стоит предложить подготовить краткие выступления:
1. Судьба группы «Битлз» в кинематографе.
2. Стилевые особенности музыки - проявление популярности коллектива.
3. Музыкальные произведения битлов в переводе на русский язык.
4. Мировой триумф творчества группы «Битлз».
Выступления учащихся можно чередовать с просмотром отрывков художественных и документальных фильмов.
На уроке по теме «Изобразительное искусство ХІХ-ХХ века» в 11-м классе целесообразно рассмотреть следующие составляющие содержания курса:
1. Мастера живописи символизма - Гюстав Моро, Арнольд Беклин, Микалоюс
Чюрленис, Михаил Врубель.
2. Модерн в изобразительном искусстве - Густав Климт, Тулуз-Лотрек, Обри Винсент Бердсли, Николай Рерих.
3. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры.
4. Фовизм Анри Матисса.
5. Кубизм Пабло Пикассо.
6. Сюрреализм Сальвадора Дали.
7. Супрематизм Казимира Малевича.
На уроке предлагаем использовать фрагменты из д/ф «Казимир Малевич.
Черный квадрат», «Гауди», «Сальвадор Дали» и другие.
Для домашнего задания:
- во время работы над проектом для более глубокого понимания творческой манеры художника, музыканта, архитектора, кинорежиссера, эпохи, характерных особенностей различных видов искусств и т.п. (н/ф «Музыка и живопись», н/ф «Духовная музыка», «Искусственный отбор», «Музеи мира», «Кремли России», «Великие эпохи европейского искусства», «Шедевры мировой архитектуры», «Все о Ван Гоге» и другие на сайтах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
- для ознакомления с творческим и жизнью художника (видео энциклопедии «Дж.Верди», «Леонардо да Винчи», «Микеланджело», «Рафаэль» и другие);
- для «раскрытия тайны» произведения искусства (видеофильм «Рафаэль. Сикстинская Мадонна», «Клод Моне. Впечатления. Восход солнца» и другие);
- для ознакомления с различными трактовками художественных шедевров.
Характер опыта старшеклассников во время освоения искусства тесно
связан с такими способами эстетического реагирования, которые позволяют воспринимать, эстетически переживать и сопереживать, оценивать и интерпретировать произведения искусства. Идею использования эмоционального состояния в педагогической практике предложил Сухомлинский, который обратил особое внимание на потенциальные силы, заложенные в эмоциональных состояниях: «Эмоциональное состояние имеет большую обратную силу воздействия на умы. Тысячи факторов убеждают меня, что жизнерадостное восприятие мира, чувство власти над вещами, явлениями, истинами, уверенность в своих силах пробуждают новые источники памяти, мыслей, сообразительности».
Эстетическое восприятие проявляется в умении глубоко переживать и понимать произведения искусства. Это процесс многоаспектный и многоуровневый, который включает понимание, переживание и интерпретацию услышанного или увиденного.
Именно поэтому на уроке с использованием видеозаписей следует учитывать соотношение слова учителя и технических средств обучения:
- видео является источником новых знаний и представлений, а учитель руководит восприятием, помогает осознавать понятие;
- учитель подает основную информацию, а видеозаписи ее иллюстрируют, дополняют, уточняют;
- слово учителя и видео - равнозначные носители информации, выполняют функцию пособия.
Перед просмотром фильма важно вызвать у учащихся стремление воспринять и усвоить его содержание, объяснив, что это поможет во время беседы, ответы, исследование вопроса.
Таким образом, используя на уроках художественной культуры видео средства, можно достичь более глубокого усвоения учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, «погружение в эпоху», которую изучают; понять авторскую концепцию, скрытый смысл, обрабатывать информацию; создавать собственные комментарии к фильму и многое другое. Согласно психологической концепции развития личности каждое познания начинается с ощущений, чувственного восприятия. В учебно-воспитательном процессе при восприятии произведений с помощью ТСО учитель имеет возможность подключать различные органы чувств учеников - зрение, слух, осязание.
Использование аудиовизуальных средств имеет значительную педагогическую нагрузку и через комплексное целенаправленное воздействие на чувства и эмоции учеников обеспечивает высокую степень познания - к обобщениям и выводам. Следовательно, эти средства обучения повышают учебную и воспитательную эффективность уроков курса «Мировая художественная культура».


Давыдюк Ольга Николаевна,
учитель художественной культуры
15