Решение математических задач с экологическим содержанием


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ СОВЕТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №10
ГОРОДА СОВЕТСКА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининградская область
город Советск
МАОУ лицей №10 г.СоветскаЭкологический урок
в рамках Недели энергосбережения
Решение математических задач с экологическим содержанием
Комелькова Ольга Олеговна,
учитель математики,
стаж – 16 лет,
высшая квалификационная категория
Советск
2015-2016 учебный год
Решение математических задач с экологическим содержанием
Место проведения: МАОУ лицей №10 г.СоветскаДата проведения: 10 ноября 2015 года
Организатор: Комелькова Ольга Олеговна, учитель математики
Участники: обучающиеся 6-в класса (24 человека)

Фотоотчет
- проведенного урока математики: https://goo.gl/hOvuZo
- проведенной акции «Школьная клумба»: https://goo.gl/VkCA6J
В настоящее время общее образование находится на этапе модернизации и обновления системы и содержания образования. Особые требования к результатам, содержанию и условиям выдвигает и реализуемый ФГОС ООО и ФГОС СОО. Это касается, в частности, и экологизации образования. Современный подход к обучению требует формирования нового миропонимания и нового подхода к деятельности, основанного на формировании гуманитарных и экологических ценностей. Математика является одним из предметов, который пока недостаточно связан с экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются.
Обобщая имеющийся в регионах опыт работы по данному направлению, можно сказать, что в основном экологическое воспитание на уроках математики носило несистемный эпизодический характер.
Продвижение в этом направлении и участие в акции потребовало решения следующих задач:
изучение научно-методической, педагогической литературы и учебных пособий по экологическому воспитанию;
разработки, систематизации и формирования банка математических задач с экологическим уклоном;
привлечение к совместной деятельности коллег.
Цели развития экологической культуры личности в процессе обучения математике должны быть достигнуты в той степени, чтобы выпускник мог и желал их самостоятельно реализовывать в трудовой деятельности, быту и повседневной жизни, имел устойчивую потребность и навыки самостоятельной рациональной практико-экологической деятельности и поведения в природе.
Формирование экологической культуры на всех этапах познавательной деятельности должно идти постепенно, в процессе изучения отдельных разделов математики. Экологизация курса математики будет «работать» как на реализацию целей и задач экологического образования, так и улучшение качества математического образования за счет повышения интереса к изучению математики. Отсюда следует, что задачи экологизации математики должны согласовываться с общими принципами экологического образования (междисциплинарность, целостность окружающей среды, единство глобального мышления и локального действия).
Жизнь настойчиво требует введения учащихся в мир практических задач, выработки умения решать простейшие из них. Эта нелегкая педагогическая проблема нуждается в должном методическом обеспечении. Прикладная задача ставит проблему формирования умений, необходимых для ее решения. По существу, изучение практически любой темы школьного курса математики заканчивается построением некоторой математической модели, причем для этом используются как индуктивные, так и дедуктивные методы. Получая в результате рассуждения некоторый продукт проектной или учебно-исследовательской деятельности: формулу, схему, график, чертеж, таблицу, алгоритм и т.д.
На уроках математики (и не только) необходимо обращать внимание учащихся на экологические проблемы через решение задач с практическим содержанием [1], которые не только требуют математических знаний, но и несут в себе определенную информацию, связанную с экологией окружающей среды, с использованием статистики России, региона, своей местности.
Учитывая метапредметность проблемы, мы рассматриваем вопросы экологии как одну из универсальных тем, к решению которых подключаются учителя всех образовательных областей.
Так, к участию в акции «Всероссийский экологический урок» подключились учителя математики, русского языка и литературы, классные руководители и инженер по охране труда (не столько по роду деятельности, сколько по направлению собственных интересов).
Ребята с интересом относятся к задачам с экологическим содержанием, любят составлять их самостоятельно.
А роль экологии и трудовой деятельности в воспитании личности, в работе классного руководителя трудно переоценить.
Литература:
Добровольцева З. А., Кириллова С. В. Сборник задач по математике для учащихся 5-6-х классов (задачи с витально-экологическим содержанием). // Учебное пособие. - Н. Новгород, 2004.
Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа, 2002.-128 с.
Потапова Л.М. Детям о природе. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, К.: Академия Холдинг, 2000. – 224 с.
Фадеева Г.А. Международные экологические акции в школе 7–9 классы. Волгоград: “Учитель”, 2004. – 123 с.
Экологическая этика в детском творчестве: концептуальные идеи и методы гуманитарного экологического образования. / Под ред. Вагнер И. В. - Москва, 2008.

План проведения акции «Всероссийский экологический урок»
№ Основные этапы Хронометраж Методические (и другие) пособия, инвентарь, материально-техническое обеспечение
1 Подготовительный (пропедевтический) этап:
- в домашнее задание по математике и литературе были включены вопросы: Что такое экология? Какие основные проблемы экологии решаются сегодня в России? Что могут сделать школьники для стабилизации экологической ситуации?
- заранее было объявлено о проведении экологической акции «Школьная клумба» с целью привлечения внимания к экологическим проблемам, подготовки соответствующего инвентаря и формы одежды. за 2 дня до акции Подготовить инструменты для работы на пришкольном участке
2 Дополнительное объявление о проведении акции и задание распределиться на 3 группы для выполнения заданий по математике Накануне акции 3 Проведение урока русского языка (развития речи) на материале экологического содержания. 9.25-10.10 Мультимедийное оборудование, мебель для проведения групповых занятий, школьные принадлежности
4 Урок математики «Решение математических задач экологического содержания» 11.25-12.10 5 Экологическая акция «Школьная клумба» 13.20 – 14.10 Ножницы для садовых работ, лопаты, тара для упаковки клубней, перчатки
6 Оформление отчета об участии, публикация материалов и фотографий В день проведения акции Компьютерная техника, фотоаппарат
План проведения урока «Решение математических задач экологического содержания»
Цель урока: совершенствование навыка решения математических задач разного типа, в том числе практико-ориентированного характера.
Задачи урока:
- создать условия для применения на практике правил выполнения действий с обыкновенными дробями, формул, нахождение части от целого, процента от числа, учитывая практическую направленность предложенных заданий;
- применить знания при решении задач экологического содержания;
- продолжить формирование навыков анализа, исследования, умения делать выводы;
- развить умение ориентироваться в нестандартной ситуации, в ситуации решения проблемной задачи;
- создать условия для формирования умений проводить учебно-исследовательскую деятельность;
- воспитывать экологическое мышление, экологическую культуру;
- создать условия формирования коммуникативных навыков, навыков работы в группе, само- и взаимоконтроля.
Методы обучения: передача информации с помощью практической деятельности; получение информации самостоятельно из различных источников, в том числе сети Интернет; создание ситуации успеха; постановка проблемной ситуации; решение учебно-исследовательской задачи.
Формы организации урока:
-фронтальная;
-работа в парах;
-групповая.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, видеосюжеты экологического содержания, мультфильм экологического содержания.
Предметные умения: умеют демонстрировать знание основных понятий, применять полученные зная и информацию для решения основных и качественных задач, контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
метапредметные умения: умеют ставить цель при решении учебной исследовательской задачи, составлять план ее решения и придерживаться его, осуществлять текущий контроль решения задачи и производить необходимую корректировку, анализировать полученные данные и делать выводы;
личностные умения: умеют оценивать собственные силы, реагировать на замечания, учитывать мнение одноклассников, работать в группе.
Универсальные учебные действия:
познавательные: проводят сравнение, классификацию по заданным критериям; умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки; делать выводы, производить анализ полученных данных;
регулятивные: умеют самостоятельно планировать пути достижения цели, вносят необходимые коррективы в действия по ходу их выполнения или по завершению на основе учета характера сделанных ошибок, осуществляют самоанализ и самоконтроль;
коммуникативные: умеют организовать учебное сотрудничество; учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в коммуникации;
личностные: осознают важность и необходимость изучения предмета, проявляют способность к эмоциональному восприятию математических (и других) объектов, задач, решений, суждений.
№ Основные этапы урока Хронометраж, мин
1 Актуализация знаний учащихся при фронтальной работе с классом.
Ответы на проблемные вопросы домашнего задания:
Что такое экология?
Какие основные проблемы экологии решаются сегодня в России?
Что нужно «защищать» в природе?
От кого нужно защищать природу?
Что могут сделать школьники для стабилизации экологической ситуации?
Просмотр мультфильма «Как мусор уничтожил мир» 3
2 Мотивация к деятельности
Просмотр мультфильма «Как мусор уничтожил мир» (http://экоурок.рф )3
3 Учебно-познавательная деятельность. Решение задач экологического содержания.
Работа в парах (Приложение 1) 2-3
4 Учебно-познавательная деятельность. Решение учебно-исследовательской задачи.
Работа в группах (Приложение 2) 20-21
5 Физкультминутка 1
6 Презентация результатов работы в группах 10
Домашнее задание записывается учителем по ходу урока в Электронный дневник (Приложение 3) 7 Итоги урока. Рефлексия 3
8 Просмотр мультфильма «Енот и Гиена» - акция «Сделаем вместе!» (http://экоурок.рф )Мотивация проведения экологической акции «/Школьная клумба» - уход и уборка клумбы на пришкольном участке; уход и уборка на зиму клубней георгинов 2
Приложение 1
Задачи экологического содержания.
Работа в парах
Носороги-млекопитающие, находящиеся под большой угрозой вымирания; рог носорога весит 245кг. Браконьеры убили 500 носорогов. Полиция их поймала, но обнаружила у них только 1000 кг рогов. Сколько кг рогов браконьеры все же успели продать?
В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, то каково количество оставшихся? В чем состоит основная причина их гибели?
(Задача ЕГЭ-11). Известно, что есть сорта гороха, которые могут расти даже в зоне тайги с коротким летом. Содержание белка в них составляет 30%. Сколько белка содержится в 500 кг гороха?
Весной очистка свалки была закончена за три дня. В первый день очистили 35% всей площади, во второй 33%, а в третьей день остальную. Найдите площадь участка свалки, если в третий день очистили на 0,6 га меньше, чем в первый?
97% воды планеты – океан, остальное – пресная вода. ¾ пресной воды – это ледники. Сколько процентов воды остается на озера, реки, подземные и почвенные воды?
В Африке раньше леса занимали 60% территории, в настоящее время – только 17%. На сколько млн. км? Сократились площадь лесов Африки, если ее территория 30310 млн км?
Приложение 2
Учебно-исследовательские задачи экологического содержания.
Работа в группах
Группа 1.
Проведите мини-исследование.
Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник “Математика. 6 класс” С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, М: “Просвещение», 2014? А сколько, чтобы издать полный тираж учебника?
Этапы работы над задачей:
1. Вычислить площадь одной страницы учебника (измерить длину и ширину).
2. Умножить результат на количество страниц в учебнике (посмотреть количество страниц).
3. Умножить на тираж учебника (посмотреть тираж).
3. Выразить результат в квадратных метрах.
4. Найти в Интернете (например, на сайте Российского экологического центра http://www.rusecocentre.ru) или в справочной литературе, сколько требуется вырубить леса, чтобы получить 1000 м2 бумаги. Вычислите, сколько вырубили леса, чтобы создать тираж учебника?
Сделайте вывод из полученных данных. Предложите ряд мер по экологии лесных угодий.
Группа 2.
Проведите мини-исследование.
Группой школьников было проведено мини-исследование: они прошли после уроков по школе и собрали весь бумажный мусор. Взвесили его и получили результат, что за день школьники выбрасывают 548г бумаги. Продолжим их исследование.
Сколько в нашем лицее остается бумаги на столах за день после уроков? Сколько за месяц (учебных дней в октябре – 27)?
Сколько всего общеобразовательных школ в нашем городе? (6)
Сколько может быть оставлено бумаги в школах нашего города за день? За октябрь месяц?
Известно, что в нашей стране бумаги производится около 6000 тонн в год. Посчитать, какая часть будет потрачена впустую.
Сделайте вывод из полученных данных. Предложите ряд мер по экологии лесных угодий.
Группа 3.
Проведите мини-исследование.
Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник “Финансовая грамотность. 10-11 класс” Ю.В.Брехова, А.П.Амосов и др, М: “ВИТА-пресс», 2015? А сколько, чтобы издать полный тираж учебника?
Этапы работы над задачей:
1. Вычислить площадь одной страницы учебника (измерить длину и ширину).
2. Умножить результат на количество страниц в учебнике (посмотреть количество страниц).
3. Умножить на тираж учебника (посмотреть тираж).
3. Выразить результат в квадратных метрах.
4. Найти в Интернете (например, на сайте Российского экологического центра http://www.rusecocentre.ru) или в справочной литературе, сколько требуется вырубить леса, чтобы получить 1000 м2 бумаги. Вычислите, сколько вырубили леса, чтобы создать тираж учебника?
Сделайте вывод из полученных данных. Предложите ряд мер по экологии лесных угодий.
Приложение 3
Домашнее задание
Реши ребус: расшифруй высказывание об экологии