Выступление на на тему : ««Использование ИКТ на уроках мировой художественной культуры»
Выступление на РМО МХК
на тему : ««Использование ИКТ на уроках мировой художественной культуры»
учителя МБОУ Размазлейской ООШ Пановой Н.П.
(21 декабря 2012года)
Уважаемые коллеги! Цель моего выступления — ознакомить Вас с личным опытом использования ИКТ на уроках искуства.
Я веду предметы:
· ИЗО (7 класс);
Искусство (8 класс)
· МХК (9 класс);
Вопросом использования ИКТ в образовательном процессе занимаюсь давно (примерно с 2004 года):
За эти годы накоплен опыт использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности, в частности:
· собрана коллекция электронных образовательных ресурсов (CD-диски);
· создан ряд методических разработок и дидактических материалов для использования на уроках в виде презентаций, комплектов раздаточных материалов, наглядных пособий;
· сформированы цифровые коллекции иллюстративного материала по различным темам, а так же — цифровые коллекции детских работ.
Конечно, компьютеризированное рабочее место, которое стимулирует качество и результативность учительского труда, в моем кабинете отсутствует ,но расписание построено таким образом, что на все уроки нам предоставлен кабинет информатики. : 8 компьютеров , принтер и мультимедиапроектор . Современные тенденции в образовании, накопленный личный опыт и специфика предметов искусства уже не позволяют подготовить и провести качественный урок без использования ИКТ!
Уроки искусства – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Уроки ИЗО и МХК это самые замечательные, самые интересные проекты, это уроки путешествия в мир кино и мультипликации, в мир музыки и живописи, в мир художественного слова и мастеров театра. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный материал.
Использование ИКТ на уроках МХК позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, алгоритмов, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.
На уроках МХК применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку.
Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучениеминформационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач.
ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.
Изложение нового материала иногда представляет трудность. Как изложить то, что пока неизвестно учащимся, понятно, доступно, интересно, чтобы уходя с урока, они смогли самостоятельно продолжить поиски ответов на поставленные вопросы. Я делаю это так: первый путь: озвучиваю цель урока, создаю проблемную ситуацию, а пути решения дети ищут самостоятельно, например: находят в сети Интернет материал по теме, определяют в каком ключе рассматривается поставленная проблема; находят произведения художника, которые отражают основные этапы его творчества; выписывают все изученные и вновь вводимые понятия; составляют вопросы. Второй путь включения информационно-коммуникативных технологий во время объяснения нового материала я применяю в случае, если учебный материал является сложным и, чтобы сделать учащихся активными участниками получения новой информации я предлагаю следующие задания: оживить материал с помощью иллюстрированного ряда или озвучить тему с помощью музыкальных фрагментов. Закрепление материала с помощью информационно-коммуникативных технологий стимулирует мыслительную активность учащихся, заставляет их творчески осмысливать новый материал. Я использую варианты заданий, например: подобрать к уже изученному материалу эпиграф – музыкальный или поэтический фрагмент. Обосновать свой выбор; составить интервью с художником, музыкантом, скульптором; подобрать лирические произведения к музыкальным сочинениям изучаемого композитора; подобрать иллюстрированный материал на тему определенного эмоционального состояния, возникшего в ходе изучения.
Если говорить о результатах использования компьютерной техники — это значительно повышает результативность урока во всех отношениях (подача материала — скорость и качество, мотивация интереса учащихся к учебному процессу и т. д.).
Тем не менее, хотелось бы ответить на вопросы:
· В чем, все-таки, полезность и эффективность использования ИКТ на уроках эстетического цикла?
· Что изменилось, и каковы результаты использования ИКТ на моих уроках?
Итак,
1. Проблема иллюстративной поддержки уроков.
Как известно, на уроках ИЗО и МХК необходимо показывать огромное количество репродукций. Порой, чтобы подтвердить всего лишь один постулат в истории искусства, необходимо продемонстрировать десяток изображений произведений искусства.
Благодаря использованию электронных образовательных ресурсов, Интернета, сканера, проектора решаются проблемы:
· отсутствия достаточного количества наглядных пособий в качественном полиграфическом исполнении;
· отдаленности от музеев и выставочных залов, где хранятся известные мировые шедевры изобразительного искусства.
2. Раздаточный материал — эта та область полиграфической продукции, которая практически отсутствует, не предусмотрена в качестве методического обеспечения на уроках искусства. Учителю приходится изготавливать материал самостоятельно, т. к. необходимость в этом существенная. Ребенок пользуется раздаточным материалом на протяжении всего урока, неоднократно обращается к нему. Раздаточный материал играет важную роль в формировании умений и навыков на уроках искусства.
Решить обозначенную проблему помогают сканер, принтер, ксерокс.
3. Методические пособия, например, презентации.
Кроме иллюстративного ряда, презентации, в зависимости от своей структуры и назначения, помогают решать конкретные задачи на уроке. Они могут сопровождать объяснение учителем новой темы, могут являться алгоритмом действия, могут быть помощником в написании опорного конспекта, в выделении ключевых мыслей и т. д.
4. Конспект урока в электронном виде обеспечивает удобство работы с текстом (корректировка, дополнения, изменения), а так же возможность тиражирования и использования материала для различных мероприятий (проекты, конкурсы и т. п.). Так же, эстетический вид распечатанного конспекта или плана урока, к которому учитель обращается на уроке в случае необходимости, несомненно выигрывает в сравнении с рукописным.
5. Электронные образовательные ресурсы (CD-диски) можно использовать для переработки и создания на основе них собственного продукта. Так же, бывает удобно пользоваться предложенной навигацией и даже привлекать учащихся на уроке к самостоятельному поиску заданной информации, выполнению какого-либо теста и т. д.
6. Интернет. Вне урока — для поиска информации, на уроке — это оперативный доступ в реальном режиме времени к огромному информационному полю, а в определенных обстоятельствах — это организация сетевой работы на уроках.
7. Из технических средств отдельно выделю мультимедиапроектор, т. к. для предметов искусства он играет колоссальную роль! Это средство коммуникации позволяет транслировать информацию и обеспечивать крупный, качественный показ материала целому классу ребят одновременно, без потери драгоценного времени на уроке! В отличие, например, от демонстрации той же репродукции из книги!
Подводя итог, можно сказать следующее!
Образовательный процесс, обеспечиваемый предметами искусства, существенно отличается от традиционного учебно-воспитательного процесса. Его значимость и специфика определяются задачей формирования и развития эмоционально-образной сферы, связанной с ценностным отношением к действительности, а так же первичным опытом творческой деятельности обучающихся.
Учитывая, что на изучение предмета отводится всего 34 часа в год , то за это короткое время учитель должен оптимально использовать все возможные технологии для того, чтобы ребенок прикоснулся, проникся, осознал и полюбил эту наиважнейшую область из всех областей человеческой деятельности!
На своих уроках благодаря использованию ИКТ я обнаружила следующие результаты:
· у детей значительно повысился интерес к различным областям искусства, они стали больше задавать вопросов;
· очень часто ребята самостоятельно дома, в Интернете или в печатной литературе находят дополнительную информацию и приносят на урок;
· проявляют инициативу и активно выступают с найденным материалом;
· повысилось качество творческих работ (из-за доступного иллюстративного и информационного материала);
· к ребятам приходит осознание глобальности и значения искусства в их личной жизни, и многие начинают мечтать об экскурсионных поездках в разные страны мира, чтобы увидеть то, о чем узнали на уроке!
Таким образом, использование ИКТ позволяет проектировать мне, как учителю, грамотный, профессиональный, технологичный урок! А это, в свою очередь, позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, т. е. целостную систему универсальных знаний, умений и навыков!
И, последнее. Всем, кто сочтет предлагаемую технологию завышенной по отношению к своим возможностям, можно ответить: необходимо понять, что общество уже несколько лет живет в другом столетии и даже тысячелетии и, что нельзя развиваться, ничего не меняя в себе!
СПАСИБО!
Современные учителя и ученики в своей деятельности сталкиваются с необходимостью найти ответы на вопросы, от решения которых зависит результат их совместной работы – успехи и знания учеников. Здесь, в различных ссылках, Вы сможете найти для себя много интересной и полезной информации.
Вот сайты, которые я почти постоянно использую на уроках:
http://www.world-art.ru/painting/ – классическая музыка (раздел «Записи»);
www.fondcultura.ru – сайт методической поддержки учителей МХК (раздел «Коллекция»);
www.poezia.ru – фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»;
http://www.world-art.ru/painting/ – галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, мифологии (раздел «Живопись»)
http://www.world-art.ru/painting/ - World Art - мировое искусство.
Коллекция электронных образовательных ресурсов по мировой художественной культуре
(в помощь учителям и учащимся)
http://www.fondcultura.ru/index.htm – нормативные документы, программы, тематическое и поурочное планирование, контроль знаний по МХК.
http://www.artclassic.edu.ru/ – коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю).
http://www.school.edu.ru/catalog(мировая художественная культура)
Энциклопедии и библиотеки
http://ru.wikipedia.org/- обширная энциклопедия с множеством сведений и изображений на большом количестве языков мира. http://www.artprojekt.ru- энциклопедия искусства – галереи, история искусства.http://www.smirnova.net/- гид по музеям мира и галереям.http://mifolog.ru/- подробная энциклопедия по мифологии с текстами. http://fashion.artyx.ru/- «Иллюстрированная энциклопедия моды». http://100oper.nm.ru/- книга «100 опер». http://www.encspb.ru- энциклопедия Санкт-Петербурга. http://www.greekroman.ru- электронная энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии. http://www.cbook.ru/peoples/- электронная энциклопедия «Народы и религии мира».http://witcombe.sbc.edu/ARTHLinks.html- сайт с ресурсом ссылок по истории искусства.http://www.huntfor.com/arthistory/- обширная англоязычная энциклопедия по истории изобразительных искусств с большим количеством изображений.http://www.rsl.ru/— сайт российской государственной библиотеки.http://notes.tarakanov.net/— нотная библиотека.http://www.eart.by.ru— иллюстрированный словарь по искусству. http://www.artcyclopedia.com— иллюстрированная энциклопедия по искусству.http://www.most-spb.ru/- Мосты Санкт-Петербурга.
Коллекции
http://www.erarta.com/gallery/about-gallery/ - сайт музея Эрарта - самого крупного негосударственного музея современного искусства в России.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ed38401-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66/35/- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке (русской и зарубежной). http://jivopis.ru/gallery/- 15 картинных галерей и биографии русских художников. http://leit.ru/- история и культура Японии.http://onfoot.ru/- сайт посвящен достопримечательностям Москвы.http://www.artrussia.ru/russian/- галерея русских и современных русских художников. http://rusarh.ru/- «Архитектура России».http://www.artlib.ru/- сборник галерей живописи – русские художники от Иванова до Поленова.http://art.rin.ru/- «Изобразительное искусство и фотография».http://www.art-education.ru/AE-magazine/- электронный журнал «Педагогика искусства».http://www.art-education.ru/- официальный сайт института художественного образования РАО. http://sobory.ru/- «Народный каталог православной архитектуры».http://www.if-art.com/- галереи живописи, фотографии и скульптур конца XIX – XX вв.http://www.artwoman.info/- на сайте представлена скульптура и живопись, посвященная, по мнению авторов, женской красоте. http://www.wonder.moost.ru/- «Семь чудес света».http://midiclassic.narod.ru/- «Классическая музыка» - портреты, биографии, термины.http://www.classical.ru/r/- архив классической музыки в формате Real Audio. http://www.maestroes.com/- тексты о композиторах XX века.http://www.archi-tec.ru- статьи по истории архитектурных стилей, произведения (города, памятники, современные постройки, монастыри, храмы, дворцы и усадьбы) – по России, новости и события в архитектуре, архитектурные термины.http://www.belcanto.ru- сайт посвящен оперному искусству. http://www.classic-music.ru- бесплатная музыка в mp3 и биографии композиторов и исполнителей. http://www.world-art.ru- коллекция живописи. http://e-project.redu.ru/mos/- материалы по Москвоведению, фотографии Московских памятников архитектуры, архитектурный словарь, небольшие статьи по архитектурным стилям и московским архитекторам.http://www.wco.ru/icons/- «Виртуальный каталог икон». http://www.museum-online.ru- online-музей живописи. Биографии и коллекции картин. http://www.castles.narod.ru- сайт посвящен эпохе средневековья. http://www.impressionism.ru- сайт посвящен импрессионизму от предпосылок во французском искусстве XIX века до постимпрессионизма.
http://www.arthistory.ru/- история изобразительного искусства от ренессанса до модерна. http://www.sgu.ru/rus_hist/- «Русская история в зеркале изобразительного искусстваhttp://www.wm-painting.ru- «Современная мировая живопись» - коллекции современной живописи по жанрам, тематике и регионам, коллекция шедевров мировой живописи. http://www.middleeast.org.ua/— информационный центр "Ближний Восток” (история и культура Ближнего Востока). http://www.visaginart.narod.ru/— галерея ИЗО по эпохам и стилям. http://www.ethnology.ru/— сайт предоставляет доступ к Интернет-ресурсам по этнографии России. http://www.hellados.ru/— мифология Древней Греции (сюжеты, герои, керамика, художественная галерея). http://www.abash.netfirms.com/— абашевская игрушка (история, каталог, образцы). http://www.wga.hu/— интернет-ресурсы живописи и скульптуры готики, ренессанса и барокко. http://www.artnet.com/— ссылки на сайты галерей всего мира, каталог художников. http://www.tvkultura.ru/— сайт телеканала "Культура”.
http://www.russianculture.ru/— портал "Культура России”.
http://www.cultradio.ru/— сайт радио "Культура”.
http://www.cultcorp.ru/— Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Культура”.
http://www.guelman.ru/culture— информационное агентство "Культура”.
http://www.rosculture.ru/— сайт Федерального агентства по культуре и кинематографии. http://www.gramma.ru/— культура письменной речи.
http://www.smallbay.ru/— галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, мифология, библиотека, фото. http://www.culturemap.ru/— культура регионов России.
http://www.celtic.ru/— портал сайтов по культуре кельтов в России.
http://www.mify.org/— мифология древней Греции.
http://www.opera-class.com/— "Классическая опера” (либретто, биографии композиторов, музыкальные термины). http://www.flamenco.ru/— сайт, посвященный фламенко (история танца и гитары, техника танца, техника игры на гитаре, исполнители). http://www.hypermusic.ca/— история классической музыки, история джаза, музыкальные инструменты. http://www.musicals.ru/— сайт, посвященный мюзиклу (история жанра, популярные мюзиклы, их постановки, фото). http://www.wroubel.ru/- сайт, посвященный творчеству Михаила Врубеля. http://www.bocsh.org.ru/index.html- сайт, посвященный творчеству Иеронима Босха.http://daliworld.narod.ru/- сайт, посвященный творчеству Сальвадора Дали.
Электронные ресурсы, используемые на уроках МХК
World Art - мировое искусство: кино, живопись, скульптура, литература, архитектураИз фондов культуры. Лаборатория учителяEuropean Network of Cultural Administration Training Centres - Европейская сеть культурных центров подготовки администрацииНародное творчество РоссииПортал "Культура России""Мир культуры"Музеи РоссииМузей актуального искусстваКоллекция "Мировая художественная культура" Российского общеобразовательного порталаМузыкальная коллекция общеобразовательного порталаПортал "Архитектура России"Энциклопедия древнегреческой и римской мифологииИстория архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектураВсеобщая история искусствВ мире оперыКлассическая музыкаВиртуальная картинная галерея Александра ПетроваВиртуальный каталог иконВиртуальный музей живописиВиртуальный музей ЛуврГосударственная Третьяковская галереяГосударственный Русский музейГосударственный ЭрмитажЗамки ЕвропыИмпрессионизмИстория изобразительного искусстваМузей Московского КремляМосковский Кремль: виртуальная экскурсияНароды и религии мираСовременная мировая живопись