Обобщение опыта работы на тему: «Использование образовательного потенциала музея на уроках мировой художественной культуры и во внеурочное время с целью достижения метапредметных результатов»
Обобщение педагогического опыта по теме:
«Использование образовательного потенциала музея
на уроках мировой художественной культуры и во внеурочное время
с целью достижения метапредметных результатов»
В 2014 году Государственному Эрмитажу исполнилось 250 лет. Каждый день в этом музее почти 8 000 посетителей. Среди разноликих групп иногда увидишь и школьные: у кого-то обзорная экскурсия – эти ученики впервые в Эрмитаже; некоторые школьники приходят сюда всем классом несколько раз в год – у них цикл занятий, поэтому каждая экскурсия посвящена определенной теме; вот группа воспитанников художественной школы – они пришли во всемирно известный музей рисовать…
И я здесь со своими школьниками уже в пятнадцатый раз.
С учениками мы были в Москве, Великом Новгороде, Кунгуре, Екатеринбурге, Ишиме…
Чем привлекает меня как педагога и моих учеников Эрмитаж и другие музеи нашей страны?
Известный русский просветитель и музейный деятель М. В. Новорусский называл музей «могучим образовательным орудием». Действительно, музей обладает большим образовательным потенциалом.
В XIX веке появляется понятие «музейная педагогика».
В ХХ веке исследованием проблем использования образовательного потенциала музея занимались такие ученые и музейные деятели как А. В. Бакушинский, Н. Д. Рева, Б. А. Столяров, М. Ю. Юхневич и другие.
Мне как педагогу-практику близки идеи С. А Троянской, которая рассматривает музейную педагогику как способ реализации компетентностного подхода в образовании.
К сожалению, несмотря на огромный образовательный потенциал музея, современная школа ограничивается, в большинстве случаев, лишь бессистемными экскурсиями, до которых не проводится подготовительная работа и после которых нет рефлексии и использования тех знаний и умений, которые учащиеся получили во время посещения музея. При таком положении дел музей, конечно, «могучим образовательным орудием» не является.Поэтому тему работы, связанную с использованием образовательного потенциала музея с целью достижения метапредметных результатов, считаю актуальной, ведь в данном случае используется образовательный потенциал музея при решении задач, продиктованных не только новыми стандартами в образовании, но и потребностями современной жизни.
Цель работы: способствовать достижению метапредметных результатов посредством использования образовательного потенциала музея на уроках мировой художественной культуры и во внеурочное время.
Итак, методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который связан с компетентностным – эти два подхода взаимодополняют друг друга.
Реализацией компетентностного подхода в обучении занимаюсь с 2008 года. С этого же времени мое профессиональное саморазвитие неразрывно связано с музейной педагогикой, которая в моей работе является частью интегрированного обучения, полихудожественного развития школьников.
После обобщения накопленного опыта по теме: «Использование образовательного потенциала музея на уроках МХК и во внеурочное время с целью достижения метапредметных результатов» пришла к выводу, что он обладает определенной новизной, т. к. в монографиях по музейной педагогике и в статьях учителей-практиков образовательный потенциал музея не рассматривается в качестве средства достижения метапредметных результатов.
Работу по использованию образовательного потенциала музея с данной целью можно разделить на 3 этапа: подготовительный этап; экскурсия; рефлексия, работа с накопленной информацией.
Подготовительный этап (перед экскурсией).
Экскурсионные маршруты с обучающимися разрабатываем совместно, учитывается:
- какие музеи или экспозиции представляют интерес для ребят;
- как тематически связаны экскурсии в рамках программы (если экскурсионная программа состоит из посещения нескольких музеев);
- как экскурсионная программа связана с учебным материалом;
- соответствует ли это возрастным и индивидуальным особенностям учеников-туристов.
После составления программы пребывания в каком-либо городе или посещения одного музея ребята самостоятельно находят информацию о музеях, экспонатах и т. д., чтобы интеллектуально и эмоционально быть готовыми к восприятию новой информации. Учитель на данном этапе поддерживает мотивацию, корректирует полученные учениками знания, оказывает помощь в работе с источниками.
Перед экскурсией проводится собрание, на котором присутствуют ученики и их родители. Данное мероприятие преследует не только организационные цели, но и обобщающие: систематизируется найденный материал о том месте, которое планируется посетить. Собрание дает возможность родителям увидеть, что экскурсионная поездка – это отдых и интеллектуальный труд одновременно, поэтому многие родители впоследствии сами становятся участниками таких экскурсий.
На данном этапе учащиеся осваивают регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Проведение экскурсии.
Самый запоминающийся этап – экскурсия (или комплекс экскурсий).
В это время ученики достигают метапредметных результатов через анализ увиденного и услышанного; через постановку вопросов экскурсоводу – умение адекватно строить речевое высказывание; через сравнение и т. д.
Примеры проводимых учениками сравнений во время экскурсий:
- экскурсия по Кремлю (Великий Новгород) – сравнение с Тобольским Кремлем (март 2013);
- экскурсия в Голышмановской библиотеке по экспозиции «Пятое время года» (творчество Е. В. Корнильцева-Быстринского) – сравнение импрессионизма и «фантастического реализма» - стиля Е. В. Корнильцева-Быстринского (октябрь 2013);
- экскурсия по Земляновскому музею им. А. С. Пушкина – сравнение литературного и художественного музея (февраль 2014).
3. Рефлексия. Работа с накопленной информацией (после экскурсии).
Данный этап самый продолжительный, предполагает работу разных видов на уроках МХК и во внеурочное время, в ходе которой происходит достижение метапредметных результатов:
- учебно-исследовательская и проектная деятельность – создание обучающимися исследовательских работ и проектов в сотрудничестве с музеями: «Меншиков и его семья в годы опалы» (сотрудничество с музеем «Большой Меншиковский дворец» в г. Ораниенбаум, районным краеведческим музеем в п. г. т. Березово);
- проведение фрагментов занятий на основе музейного материала для одноклассников и обучающихся других классов;
- творческая деятельность – написание отзывов, создание фотоколлажей и т. д.;
- подготовка и участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах;
- работа в рамках кружка «Восхождение к культуре».
Ведущим становится освоение познавательных действий.
Данные этапы могут быть менее продолжительными при включении их в урок, причем экскурсия в рамках занятия может быть виртуальной (работа с сайтом музея), составленной учениками на уроке или дома и проведенной на уроке (например, на тему: «Элементы ордерной системы в архитектуре Голышманово») и т. д.Использование образовательного потенциала музея возможно в рамках любого предмета, во внеурочной деятельности.
Целенаправленную работу по достижению обучающимися метапредметных результатов посредством использования образовательного потенциала музея веду на уроках МХК и во внеурочное время с 2012 года.
В октябре 2013 – 2014 учебного года в 10 А (экспериментальный) и 10 Б (контрольный) классах проведена входная диагностика, на основе результатов сделан вывод, что у обучающихся обоих классов уровень сформированности универсальных учебных действий невысокий.
В декабре 2014 – 2015 учебного года проведена исходящая диагностика, которая продемонстрировала эффективность использования образовательного потенциала музея с целью достижения метапредметных результатов. Гипотеза, выдвинутая в начале работы (2013 - 2014 учебный год), подтвердилась.
Поскольку методы работают эффективно, в перспективе – дальнейший поиск и дополнение найденных. В настоящее время вышеуказанные методы и приемы использую при работе со всеми классами на уроках МХК и во внеурочное время, применяю на уроках русского языка и литературы в 5-х классах. Опытом работы по использованию образовательного потенциала музея делюсь с коллегами на школьных и районных заседаниях методобъединения учителей технологии и искусства, на открытых уроках школьного, муниципального и регионального уровня и мастер-классах.
Мое методическое портфолио по теме: «Использование образовательного потенциала музея на уроках МХК и во внеурочное время с целью достижения метапредметных результатов» представлено вниманию учеников, родителей, коллег в сети Интернет (публикации разработок уроков на сайте InfoUrok.ru, блог «Дорога за горизонт» (социальная сеть «ВКонтакте»), личный сайт.