Элективный курс «Решение расчетных задач по химии» для учащихся 9-х классов


Министерство образования науки РФ\
федеральное государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
(КГПУ им. В.П. Астафьева)
Институт дополнительного образования повышения квалификации
(ИДОиПК им.В.П. Астафьева)
Кафедра физиологии человека и методики обучения биологии
Выпускная квалификационная работа
Элективный курс «Решение расчетных задач по химии»
для учащихся 9-х классов
Работа выполнена обучающейся по ДПППГ
по преподаванию биологии и химии,
по направлению «Педагогическое образование»
Дьяконовой Татьяны Сергеевны_____________
Научный руководитель:
Т.В. Голикова к.п.н., доцент ________________
Рецензент:
Е.А. Галкина к.п.н., доцент ________________
День защиты 23.03.2015г.
Оценка______

Красноярск 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ  Введение………………………………………………………………………….…….. 1Глава I. К вопросу введения элективного курса в преподавании химии………..….. 2Глова II. Программа элективного курса «Решение расчетных задач по химии» для учащихся 9-х классов……………………………………………………………………6Выводы …………………………………………………………………………………19Список литературы ……………………………………………………………………20
Введение.
С 2001 года в школах РФ введено профильное обучение. Согласно этого подхода учащиеся в 10-11 классах получают углублиные знания, и по предметам общешкольного. В 9 класса школьники получают предпрофильное и профориентационную подготовку.
Поэтому цель нашей работы разработать и апробировать элективный курс по «решению расчетных задач по химии» для учащихся 9-х классов, направленную на углубленные знания учащихся по предмету.
  Задачи:
1) Изучить в психолого-педагогической и методической литературе особенности предпрофильной подготовки учащихся по химии.
2) Разработать элективный курс по химии направленный на формирование умений по решению расчетных задач.
Глава I. К вопросу введения элективных курсов в преподавании химии
Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. В школах, гимназиях, лицеях появляются профильные классы, в которых ведется углубленное изучение тех или иных предметов. В частности, в различных профилях существенно отличается и содержание уроков химии. Так, химико-биологический профиль предполагает существенное углубление знаний по этим предметам, что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление в вуз на соответствующие специальности. Для классов гуманитарного профиля характерна практическая направленность уроков химии: связь с повседневной жизнью, с искусством.   Элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения. В зависимости от способностей и интересов учащихся элективные курсы позволяют: - внести дополнения в содержание образования, т.е. учащиеся получают возможность более эффективно подготовиться к освоению программ профессионального, специального или высшего образования; - учащиеся имеют равный доступ к полноценному образованию, т.к. ввести элективные курсы технически легче, чем организовать профильный класс или класс с углубленным изучением предмета;  - учащиеся получают возможность широкого выбора в выстраивании индивидуальной образовательной траектории, что повышает их уровень самообразовательной деятельности; - учитель может реализовать индивидуальный интерес, творческие способности и проявить личностные качества; - школа может использовать свой имеющийся творческий опыт.  Элективные курсы в 9-м классе являются пропедевтическими и выполняют задачи практикоориентированной помощи в приобретении личного опыта выбора собственного содержания образования. Основная функция курсов по выбору – профориентационная. Причем профориентация здесь понимается более широко, нежели раньше. Это и ориентация на профиль обучения, и одновременно ориентация на определенную сферу деятельности, с которой связано успешное освоение содержания образования в рамках того или иного профиля, и ориентация на выбор будущей профессии.   Реализация курсов по выбору в предпрофильной и профильной подготовке предполагает использование следующих потенциальных возможностей повышения готовности учащихся к самообразовательной деятельности: самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы, а также иных источников информации; сочетание обзорных и установочных лекций с лабораторными работами, семинарами, дискуссиями, творческими встречами; информационная поддержка образовательной деятельности учащегося с помощью учебных видеофильмов, электронных тестов, телекоммуникационных средств; проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов, эвристических контрольных работ; включение в учебную деятельность экскурсий на предприятия и специализированные выставки; социальные и профессиональные практики на адаптационных рабочих местах; работу в третьем секторе экономики, волонтерство и др.   Требования к курсам по выбору: - Курсы по выбору в пределах конкретной образовательной территории должны быть представлены по всем имеющимся профилям. -      Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, тоесть по каждому профилю их количество должно быть избыточнымдля обеспечения реальной свободы выбора курсов учащимися. -        Содержание курсов также должно быть привлекательным для учащихся. Это не значит, что курсы должны превращаться в шоу, но научный по содержанию материал надо стремиться подать в интересной, занимательной форме с включением оригинальных, важных и интересных для учащихся сведений. - Курсы не должны быть длительными. Их продолжительность может варьироваться, но оптимальная находится в пределах 8-16 часов. Таким образом, создаются условия в организации учебного процесса, которые позволяли бы ученику менять «пакет курсов», по крайней мере, два раза за учебный год. (Однако не исключается и возможность проведения достаточно длительных курсов в течение полугодия объемом 34 часа). -      Подготовка программ и проведение занятий в рамках курсов по выбору  должны быть обеспечены учительскими кадрами высокой квалификации. -      Содержание курсов предпрофильной подготовки должно не тольковключать информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учеников со способами деятельности,связанными с обучением по программе того или иного профиля. -      Учебные занятия в рамках курсов по выбору должны проводитьсяпреимущественно в активной форме. -      Курсы по выбору должны быть предложены учащимся в конце учебного года, чтобы к следующему учебному году можно было дать информацию для учащихся о предлагаемых им курсах и сформироватьмуниципальную образовательную сеть. 
Глова II. Программа элективного курса «Решение расчетных задач по химии» для учащихся 9-х классов.

Программа элективного курса «Решение расчетных задач по химии» для учащихся 9-х классов. Программа рассчитана на 16 часов, 1 час в неделю.
( первое полугодие)
Инструментарий оценивания достижений учащихся: тестирование, лабораторные работы, срезовые работы, контрольная работа.
Методы и формы обучения: урок – лекция, лабораторное занятие, самостоятельное исследование.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Пояснительная записка.
Программа курса по выбору «Решение расчетных задач по химии» предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Данная программа курса по выбору относится к предметно – ориентированному виду программ.
Данный курс предполагает выход за рамки традиционных учебных программ: расширенный углубленный вариант методики решения расчётных задач. Этим курс по выбору отличается от базового курса программы по содержанию.
Одной из важнейших функций реализуемой при решении химических задач, является развитие мышления учащихся, происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приёмы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями.
Содержание курса поможет ученикам научиться решать расчетные задачи различными способами, получить реальный опыт решения задач и ответить на вопросы «Могу ли я?», «Хочу ли я?».
Цель курса:
создание условий для самооценки их подготовленности и желания углубленно изучать предмет в профильном классе или профильной школе,
обогащение познавательного и эмоционально – смыслового личного опыта восприятия химии путём расширения знаний, выходящих за рамки обязательной учебной программы.
Задачи курса:
Обучающие функции (их можно считать ведущими) обеспечиваются формированием важных структурных элементов знаний, осмыслением химической сущности явлений, умением применять усвоенные знания в конкретно заданной ситуации, создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения, развитие и укрепления интереса учащихся к химии.
Воспитывающие функции реализуются формированием мировоззрения, осознанным усвоением материала, расширением кругозора в краеведческих, политехнических вопросах. Учебные задачи являются действенным способом воспитания трудолюбия, настойчивости, воли, характера.
Развивающие функции проявляются в результате формирования научно – теоретического, логического, творческого мышления, развития смекалки учащихся, в будущем – изобретательности и ориентации на профессию химика или профессию, связанную с химией.
Учебно – тематический план.
№№ п/пНазвание темы курса Кол-во
часов Формы организации занятий
11 Основные типы расчётных задач по химии.
Химические, физические величины: обозначение, название, единицы. 1
Лекция
22 Расчёты по химическим формулам 2 Практич. занятие
23 Растворы 1
1
1 Практич. занятие
Лабораторное занятие
Лекция.
44 Вычисления по химическим уравнениям 1
1 Лекция
Практич. занятие
55 Задачи на вычисление массы (объёма) компонентов смеси 1
1 Практич. занятие,
лекция.
66 Вывод формул веществ. 1
1 Лекция
Практич. занятие.
77 Закономерности протекания химических реакций 1
1
1 Лекция
Практич. занятие.
Лаборат. работа
88 Итоговое занятие 1 Контрольн. Р.
Итого: 16 Содержание изучаемого курса.
Тема: Основные типы расчётных задач по химии. Химические, физические величины: обозначение, название, единицы. (1 часа)
Расчет количества вещества, массы или объёма исходных веществ и продуктов реакции. Расчет массы, объёма продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. Расчеты, связанные с использованием доли выхода продуктов реакции. Расчёты, связанные со скоростью химической реакции и химическим равновесием. Расчёты, связанные с концентрацией растворов, растворимостью веществ, электролитической диссоциацией. Расчёты, связанные с положением металлов в электрохимическом ряду напряжений металлов.
Основные количественные характеристики вещества: Массовая, объёмная доля вещества в смеси. Массовая доля элемента в соединении.
Количество вещества. Масса. Молярная масса. Число частиц. Постоянная Авогадро. Молярный объём газа. Объём. Плотность. Массовая доля. Объёмная доля. Относительная плотность газа.
Форма организации занятия: лекция, фронтальная беседа.
Тема: Расчёты по химическим формулам. (2 часа)
Количество вещества, относительная плотность газа, массовая доля вещества, объёмная доля вещества, объёдинённый газовый закон Бойля – Мриотта и Гей – Люссака, Уравнение Менделеева – Клайперона.
Формы организации занятий: практическое занятие, будет организована индивидуальная работа с учащимися по решению расчётных задач.
Тема: Растворы. (3 часа)
Массовая доля растворённого вещества. Масса раствора. Массовая доля растворённого вещества в смешанном растворе. Правило смешения «правило креста». рН раствора. Механизм процесса растворения.
Лабораторная работа: Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества. Работа учащихся в группах (эксперимент) и индивидуальная (решение задачи, оформление лабораторной работы)
Формы организации занятий: лекция, практическое занятие, лабораторная работа.
4. Тема: Вычисления по химическим уравнениям. (2 часа)
Закон постоянства состава. Закон сохранения массы веществ. Валентность и степень окисления атомов в молекулах простых и сложных веществ. Составление уравнений окислительно – восстановительных реакций и расчёты по ним. Классификация химических реакций. Закон объёмных отношений газообразных веществ. Избыток и недостаток. Выход продукта.
Формы организации занятий: лекция, практическое занятие.
5. Тема: Задачи на вычисление массы (объёма) компонентов смеси. (2 часа)
Чистые вещества и смеси. Активность атомов и ионов металлов.
Химические свойства простых и сложных веществ ( металлов, неметаллов, кислот, солей, оксидов, оснований, органических соединений).
Ряд активности металлов.
Практическое занятие по решению задач типа: задачи на вычисление массы (объёма) компонентов смеси.
Форма организации занятия: лекция, практическое занятие.
6. Тема: Вывод формул веществ.(2 часа)
Простейшая, или эмпирическая формула. Истинная, или молекулярная формула. Относительная плотность. Эквивалент. Закон эквивалента.
Практическое занятие по решению задач типа: вывод формул веществ.
Формы организации занятий: лекция, практическое занятие.
7. Тема: Закономерности протекания химических реакций. (3 часа)
Экзотермические, эндотермические реакции. Тепловой эффект реакции. Термохимическое уравнение реакции. Закон Гесса, стандартная энтальпия реакции. Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье.
Лабораторная работа: Изучение скорости химических реакций.
Практическое занятие по решению задач типа: закономерности протекания химических реакций.
Формы организации занятий: лекция, практическое занятие, лабораторная работа.
В конце 3 – го часа необходимо отвести 15 минут на обобщение и систематизацию знаний учащихся полученных при изучении курса по выбору, с целью подготовки ребят к проведению контрольной работы.
8. Тема: Итоговое занятие. (1 час)
Контрольная работа.
Контрольная работа проводится по индивидуальны карточкам – заданиям.
Тип урока – контрольный.
Методические рекомендации по проведению занятий.
Занятие № 3.
Лабораторная работа № 1: Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества.
Приготовление раствора поваренной соли.
Приготовьте 50 г раствора поваренной соли с массовой долей хлорида натрия 8%.
Расчётная часть.
1. Найдите массу хлорида натрия, которая необходима для приготовления 50г раствора. Для этого воспользуйтесь формулами:
m( соли) = m(р-р) • w (соли)
2.Найдите массу воды, которую необходимо взять для приготовления 50г раствора с массовой долей соли 8%.
m(воды) = m( р – р) - m (соли)
Плотность воды равна 1 г/мл, следовательно масса воды в граммах численно равна её объёму в миллилитрах.
m(воды) = V(воды) * p
Последовательность операций.
Взвесьте на весах требуемую навеску хлорида натрия и высыпьте её в стакан объёмом 100 мл.
Мерным цилиндром отмерьте рассчитанный объём воды и вылейте её в стакан с солью.
перемешайте стеклянной палочкой раствор до полного растворения вещества.
Занятие № 7
Лабораторная работа № 2. Изучение скорости химической реакции.
Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ.
Налейте в 2 химических стакана по 50 мл соляной кислота (1:2) и опустите в один из них 3 гранулы цинка, в другой – 3 гранулы свинца. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции. По какому признаку можно судить о скорости взаимодействия веществ?
Зависимость скорости реакции от температуры.
В две пробирки налейте по 2 мл раствора серной кислоты и добавьте по две гранулы алюминия, одну пробирку нагрейте. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции. По какому признаку можно судить о скорости взаимодействия веществ?
Задачи.
Занятие № 2.
Расчёты по химическим формулам.
1. Определите количество вещества воды массой 3,6 г. ( 0,2 моль)
2. Определите объём ( н,у) водорода количеством вещества 0,1моль. (2,24л)
3. Найдите объём (н,у), который займут 1,2 * 1024 молекул газа. Определите молярную массу этого газа и назовите его, зная, что вычисленный объём газа имеет массу 64 г. ( 44,8л; 32 г/моль; кислород)·
4. Определите массу фосфора, содержащегося в 40 г смеси, состоящей из 40% оксида фосфора(3) и 60% оксида фосфора (5). (19,5 г )5. Установите формулу кристаллогидрата сульфата железа (2), если известно, что массовая доля воды в этой соли составляет 45, 32%. (FeSO4 • 7 H2O)
6. Плотность газовой смеси, состоящей из водорода и кислорода, по водороду равна 7. Определите объёмные доли (%) газов в смеси. ( 40% О2 ; 60% Н2 )
7. Определите массу алюминия, входящего в состав оксида алюминия массой 153 г. (81 г)
Занятие № 3.
Растворы
В 280 г воды растворили 40 г глюкозы. Определите массовую долю глюкозы в полученном растворе. (12,5%)
Вычислите массу Na2SO4 в 5 л раствора ( p = 1, 075г/мл), если массовая доля сульфита натрия составляет 8%. (430 г).
3 . Из 700 г раствора с массовой долей серной кислоты 60% выпариванием удалили 200 г воды. Чему равна массовая доля серной кислоты в оставшемся растворе? (84%)
4. Из 10 кг раствора с массовой долей хлорида натрия 20% при охлаждении выделилось 400 г соли. Чему равна массовая доля хлорида натрия в охлаждённом растворе? ( 16,7%)
5. Какую массу раствора с массовой долей серной кислоты 30% надо прибавить к 300 г воды для получения раствора с массовой долей кислоты 10%. (150г)
Занятие № 4.
Вычисления по химическим уравнениям.
1. Определите массу соли и объём водорода (н,у) образующихся при взаимодействии алюминия с соляной кислотой, содержащей хлороводород количеством вещества 1,5 моль. ( 66,75 г ; 16,8 л)
2. Рассчитайте объём сероводорода, который расходуется на взаимодействие с раствором с массовой долей гидроксида натрия 6% ( р = 1,044 г/мл) объёмом 40 мл с образованием гидросульфида натрия. (1,4 л)
3. Образец магния, содержащий 3 * 1023 атомов металла, обработали раствором серной кислоты. Определите количество вещества и массу образующейся соли. ( 0,5 моль; 60 г)
4. Определите объём (н,у) водорода, необходимый для получения 1,8 * 1024 молекул воды. ( 67,2 л)
5. Вычислите массу карбоната кальция, необходимого для получения оксида кальция массой 224 т. (400 т)
Занятие № 5.
Задачи на вычисление массы (объёма) компонентов смеси.
При растворении в серной кислоте сплава цинка с магнием массой 10 г выделилось 5, 75 л водорода ( н.у). Вычислите массовую долю (%) каждого металла в сплаве. ( 60% цинка; 40% магния.)
2. При разложении смеси карбонатов кальция и магния массой 7,1 г выделилось 3,3 г оксида углерода (4). Определите массу каждой соли в смеси. ( 5 г карбоната кальция; 2,1г карбоната магния)
3. При сжигании смеси водорода и оксида углерода (2) массой 68 г израсходован кислород объёмом 89, 6 л (н,у). Определите объёмную долю каждого газа в смеси. (75% Н2 ; 25% СО)
4. На нейтрализацию смеси муравьиной и уксусной кислоты массой 10,8 г израсходовали гидроксид натрия массой 8 г . Определите массу каждой кислоты в смеси. ( 4,8 г НСООН; 6 г СН3СООН).
5. При разложении смеси бертолетовой соли и перманганата калия массой 273,4 г образуется кислород объёмом 49, 28 л ( н,у). Определите массу KСlO3 и КМnО4 в смеси. ( 147 г; 126,4 г)
Занятие № 6.
Вывод формул веществ.
1. Выведите молекулярную формулу органического соединения, содержащего 80 % углерода и 20% водорода, если плотность его паров по водороду равна 15. (С2Н6)
2. Массовые доли натрия, фосфора и кислорода в соединении равны соответственно 42,1 18,9 и 39%. Определите простейшую соединения. (Na3PO4).
3. Образец оксида ванадия массой 2,73 г содержит ванадий массой 1,53 г. Определите формулу оксида. (V2O5)
4. Молярная масса соединения азота с водородом равна 32 г/моль. Определите формулу этого соединения, если массовая доля азота в нем составляет 87,5%. (N2H4)
5. При сгорании 5,6 г газа получен оксид углерода (4) объёмом 16,8 л и вода массой 13,5г; 1 л газа при н,у имеет массу 1,875 г. Выведите формулу газа.
( С3Н6)
Занятие № 7.
Закономерности протекания химических реакций.
1. При сгорании кальция массой 8 г выделилось количество теплоты 127 кДж. Составьте термохимическое уравнение реакции.
2. На разложение оксида ртути (2) массой 8,68 г затрачено количество теплоты 3,64 кДж. Составьте термохимическое уравнение реакции.
3. По термохимическому уравнению
2С2Н2(г) + 5О2(г) = 4СО2(г) + 2Н2О(г) + 2610 кДж
Вычислите количество теплоты, выделяемое при сгорании: а) 13 г ацетилена; б) 1,12 л ацетилена; в) 1 моль ацетилена. ( а) 652,5кДж; б) 65,25 кДж; в) 1305 кДж)
4. Вычислите, как изменится скорость реакции: а) при повышении температуры на 30◦ С; б) при понижении температуры на 20◦ С, если температурный коэффициент скорости реакции равен 3. ( а) Увеличится в 27 раз; б) уменьшится в 9 раз.)
5. Как изменится скорость реакции 2NO + O2 = 2NO2, если уменьшить объём реакционного сосуда в 3 раза? (в 27 раз)
Занятие № 8.
Контрольная работа.
Вариант 1.
1. Определите количество вещества, соответствующее диоксиду кремния массой 180 г. ( 3 моль)
2. Определите массу серной кислоты для количества вещества 0,25 моль.
( 24,5 г )3.определите молярную массу благородного газа Х, плотность которого по водороду составляет 20. ( 39,948г/моль)
4. Определите массовую долю (%) соли в растворе, полученном при растворении 50 г соли в 200г воды.
5. Какую массу воды надо прибавить к раствору гидроксида натрия массой 150 г с массовой долей 10% , чтобы получить раствор с массовой долей 2%.
(600 г )6. Вычислите массу воды, образовавшейся при взаимодействии гидроксида калия массой 280 г с избытком раствора серной кислоты. ( 90 г )
7. Массовые доли меди и кислорода в оксиде меди равны соответственно 88,8 и 11,2%. Определите простейшую формулу оксида. ( Cu2O)
Вариант 2.
1. Определите количество вещества, соответствующее кислороду объёмом 11,2 л ( н,у). ( 0,5 моль)
2. Определите объём (н,у) водорода количеством вещества 0,1 моль.
(2,24 л)
3. Определите молярную массу галогена (Г2), плотность которого по воздуху составляет 2,45. Назовите этот галоген. ( 71 г/моль; хлор.)
4. . Определите массовую долю (%) соли в растворе, полученном при растворении 45 г соли в 300г воды.
5. Какую массу раствора с массовой долей уксусной кислоты 40% надо прибавить к 500 г воды для получения раствора с массовой долей уксусной кислоты 15%. (300 г)
6. Вычислите, какая масса нитрата серебра вступит в реакцию с хлоридом калия, если при этом образуется осадок хлорида серебра массой 0, 716 г.
( 0,849 г )7. Выведите формулу вещества, массовая доля углерода в котором 82,75%, а водорода 17,24% плотность вещества по водороду равна 29. (С4Н10)
Литература для учащихся.
1. Габриэлян. О.С. Задачи по химии и способы их решения / О.С. Габриэлян,
П.В. Решетов, И.Г. Остроумов. – М. : Дрофа, 2004. – 160 с.
2. Габриэлян. О.С. Химический эксперимент в школе / О.С. Габриэлян , Н.Н. Рунов, В.И. Толкунов. – М. : Дрофа, 2005. – 304 с.
3. Новошинский. И. И. Типы химических задач и способы их решения 8 – 11 классы / И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. – М. : ОНИКС , 2006. – 176с.
4. Хомченко Г. П. Химия для подготовительных отделений / Г. П. Хомченко. – М. : Высшая школа, 2003. – 368 с.
Литература для учителя.
1. Габриэлян, О.С. Химический эксперимент в школе / О.С. Габриэлян , Н.Н. Рунов, В.И. Толкунов. – М. : Дрофа, 2005. – 304 с.
2. Воронина Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ / Г.А. Воронина. – М. : Айрис Пресс, 2008. – 128 с.
3. Каспржак А. Г. Элективные курсы в профильном обучении / А. Г. Каспржак. – М. : НФПК, 2004. – 144 с.
4. Новошинский, И. И. Типы химических задач и способы их решения 8 – 11 классы / И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. – М. : ОНИКС , 2006. – 176с.
5. Общая методика обучения химии в школе / Р. Иванова [ и др.]. .– М . : Дрофа, 2008. – 319 с.
6. Пойа Д. Как решить задачу / Д. Пойа. // Квантор. – 1991. № . – С.
7. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе / Г. М. Чернобельская. – М. : Владос, 2000. 336 с.
8. Чистякова. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников / С. Н. Чистякова. – М. : АПК и ПРО, 2003. – 102 с.
9. Штремплер Г. И. Методика решения расчётных задач по химии / Г. И. Можаева. – М. : Просвещение, 2001. – 125 с
Выводы
1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме предпрофильного обучения учащихся основой химии показал, что его суть заключается в ориентации учащихся на углубленное изучение химических процессов и явлений. Рассмотрению алгоритма и методики решения основных расчетных задач, умение применять аналитика - синтетическую деятельность и устанавливать процесс при решении задач, что является базой профильного обучения в 10-11 классе по химии.
2)   Разработана программа курса «Решение расчетных задач по химии» для учащихся 9-х классов, которая включает в себя: основные типы расчетных задач по химии; химические; расчеты по химическим формулам; растворы; вычисления по химическим формулам; задачи на вычисление массы (объема) компонентов смеси; вывод формул веществ; закономерности протекания химических реакции. Составление моей программы было вызвано необходимостью для поддержания и развития навыка решения задач в условиях отсутствия профильного класса с углубленным изучением химии у учеников, а так же является базой к подготовке к ГИА и ЕГЭ. 
Список литературы.
1. Арефьев И. П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников / И. П. Арефьев // Педагогика. – 2003. - № 5. – С. 49 – 55.
2. Артёмова Л. К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения /
Л. К. Артёмова // Школьные технологии. – 2003. - № 4. – С. 22 – 31.
3. Аргунова М. Ключевые образовательные компетенции и оценка их сформированности / М. Аргунова // Химия в школе. – 2009. - № 6. – С. 21 – 24.
4. Белов П. Из опыта формирования химических компетенций учащихся / П. Белов // Химия в школе. – 2009. - № 10. – С. 25 – 28.
5. Воронина Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ / Г.А. Воронина. – М. : Айрис Пресс, 2008. – 128 с.
6. Габриэлян, О.С. Задачи по химии и способы их решения / О.С. Габриэлян,
П.В. Решетов, И.Г. Остроумов. – М. : Дрофа, 2004. – 160 с.
7. Габриэлян, О.С. Химический эксперимент в школе / О.С. Габриэлян , Н.Н. Рунов, В.И. Толкунов. – М. : Дрофа, 2005. – 304 с.
8. Голуб, Г.Б. Предпрофильная подготовка учащихся / Г.Б. Голуб, А. В. Великанова. – М. : Учебная литература, 2006. – 160 с.
9. Горбунова, Л. Профилизация обучения в малокомплектной школе: миф или реальность / Л. Горбунова, С. Караваева // Химия в школе. – 2009. - № 3. – С. 22 – 25.
10. Гладкая, И. В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: учебно – методическое пособие для учителей / И.В. Гладкая,
С. П. Ильина, С. В. Ривкина. – Санкт – Петербург.: КАРО, 2006. – 128 с.
11. Галкина, Т. И. Организация профильного обучения в школе / Т. И. Галкина, Н. В. Сухенко. – Ростов –на Дону. : Феникс, 2006. - 256 с.
12. Даутова О. Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении / О. Б. Даутова. – Санкт – Петербург.: КАРО, 2006. – 352 с.
13. Заграничная Н. Современные подходы к обучению химии / Н. Заграничная,
Р. Иванова // Химия в школе. – 2010. - № 2. – С. 10 – 15.
14. Заграничная Н. О содержании базового химического образования в современном социуме / Н. Заграничная, Р. Иванова // Химия в школе. – 2010. - № 1. С. 20 – 23.
15. Каспржак А. Г. Элективные курсы в профильном обучении / А. Г. Каспржак. – М. : НФПК, 2004. – 144 с.
16. Можаев Г.М. Решение задач как средство развития мышления учащихся /
Г.М. Можаев // Химия в школе. – 2003. - № 3. – С. 57 – 60.
17. Новошинский, И. И. Типы химических задач и способы их решения 8 – 11 классы / И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. – М. : ОНИКС , 2006. – 176с.
18. Немова Н. В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников: учебно – методическое пособие / Н.В. Немова. – М. : АПК и ПРО, 2003. – 68 с.
19. Общая методика обучения химии в школе / Р. Иванова [ и др.]. .– М . : Дрофа, 2008. – 319 с.
20. Пойа Д. Как решить задачу / Д. Пойа. // Квантор. – 1991. № . – С. 32 – 56.
21. сайт в интернете: http://him.1september.ru/
22. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе / Г. М. Чернобельская. – М. : Владос, 2000. 336 с.
23. Чистякова. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников / С. Н. Чистякова. – М. : АПК и ПРО, 2003. – 102 с.
24. Шалашова М. Ключевые компетенции учащихся: проблема их формирования и измерения / М. Шалашова // Химия в школе. – 2008. - № 10. С. 15 – 21.
25. Штремплер Г. И. Методика решения расчётных задач по химии / Г. И. Можаева. – М. : Просвещение, 2001. – 125 с.
26. Электив 9: Физика. Химия. Биология: Конструктор элективных курсов / С. Дендебер [ и др. ] . – М. : 5 за знания, 2006. – 304