Технологическая карта урока «Вычисление количества, объёма, массы продуктов реакции, если одно из реагирующих извеществ дано в избытке».


Технологическая карта изучения темы

Предмет
химия

Класс
9

Тип урока
Открытие нового знания.

Технология построения урока
Технология критического мышления.

Тема
Вычисление количества, объёма, массы продуктов реакции по уравнению реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Цель
Создать и применить алгоритм решения задач на вычисление количества, объёма, массы продуктов реакции по уравнению реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Основные термины, понятия
Масса, количество, объём вещества, уравнение реакции, способы определения исходного вещества в избытке.


Планируемый результат

Предметные умения:
- создание алгоритма решения задач на вычисление количества, объёма, массы продуктов реакции по уравнению реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
- Уметь решать задачи задач на вычисление количества, объёма, массы продуктов реакции по уравнению реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.














Личностные УУД:
Самоопределение в выборе профиля обучения через умение и возможности решения химических задач

Регулятивные УУД:

- целеполагание урока;
- планирование деятельности при решении проблемы и составлении алгоритма решения задач;
- самоконтроль при решении задач;
- коррекция деятельности при проверки решения задач;
- оценка своей деятельности при решении задач, своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- логические: анализ задачи на вычисление количества, объёма, массы продуктов реакции по уравнению реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке; синтез при составлении алгоритма решения задач на вычисление количества, объёма, массы продуктов реакции по уравнению реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке;
- постановка и решение проблемы при решении задачи.

Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при составлении алгоритма решения задачи;
- умения выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.








Организация пространства

Формы работы
Ресурсы


Фронтальная, индивидуальная, групповая.






Компьютер, проектор, экран, презентация с задачами по теме, учебник химии 9 класс, Н.Н. Новошинский, карточки с задачами.




Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока
Дидактические задачи

Организационный
(этап мотивации)
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы
Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.


Технология изучения



Этапы урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД):

регулятивные:
-целеполагание на урок , исходя из темы урока.

коммуникативные:
- планирование сотрудничества со сверстниками.







Здравствуйте, ребята. Мы сегодня будем работать в группах по 5 человек, поэтому разобьёмся на группы. Сядьте за столы своими группами.
Мы продолжаем рассматривать решение химических задач. Тема урока: «Вычисление количества, объёма, массы продуктов реакции по уравнению реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке».
Цель урока: создать и применить алгоритм решения задач на вычисление количества, объёма, массы продуктов реакции по уравнению реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. (Прикрепляет текст на доске).
Мы с вами решали задачи на вычисление количества, объёма, массы продуктов реакции по уравнению реакции и сейчас я вам предлагаю заполнить следующую таблицу:
Что знал (а) по теме?
Что нового узнал(а)?




Давайте проверим, что вы записали в первой колонке. Дайте ответ от представителей каждой команды.

Слушают учителя и принимают и сохраняют учебную цель.
Соединяются в группы для работы. Создано 5 групп по 5 человек.
Чертят таблицу в тетрадях и заполняют первую колонку.
Представители от групп отвечают

Что знал (а) по теме?
Что нового узнал(а)?

Вычисление массы, объёма, количества вещества по уравнению реакции.





























Постановка учебной проблемы



Постановка учебной проблемы












Предметные:
- умение находить количества вещества по формуле, умение составлять уравнение реакции.
Метапредметные (УУД):
познавательные:
- анализ условия задачи, постановка проблемы.

регулятивные:

- планирование деятельности для решения проблемы.

коммуникативные:
- планирование сотрудничества с учителем и сверстниками для решения проблемы.


Давайте решим задачу. Вычислите массу осадка, полученного действием раствора, содержащего 7,3 г НСl, на раствор, содержащий 17 г AgNO3.















Пытаются решить задачу, вычленяют проблему.
Решение задачи представляют до момента выделения вещества взятого в избытке.
Дано: Решение:
m(HCl) = 7,3 г
·(HCl) = 7,3г : 36,5г/моль = 0,2 моль
m(AgNO3)=17
· (AgNO3) = 17г:170г/моль = 0,1 моль

HCl + AgNO3 = AgCl + HNO3
m(AgCl) -? 1 моль 1 моль 1 моль







Формулирование проблемы, планирование

Личностные:
- Самоопределение в выборе профиля обучения через умение и возможности решения химических задач

Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- составление плана решения проблемы


Как будем дальше проводить решение, предложите план выхода из затруднения?

Предлагают рассмотреть решение задачи и определить способ нахождения вещества, взятого в избытке.

Открытие нового знания

Предметные:
- создание алгоритма решения задач на вычисление количества, объёма, массы продуктов реакции по уравнению реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Посмотрите на решение задачи. И составьте алгоритм решения данной задачи.
Дано: Решение:
m(HCl) = 7,3
·(HCl) = 7,3г : 36,5г/моль = 0,2 моль
m(AgNO3)=17г
· (AgNO3 = 17г:170г/моль = 0,1 моль
HCl + AgNO3 = AgCl + HNO3
m(AgCl) -? 1 моль 1 моль 1 моль
1 Способ.
Из уравнения реакции
· (HCl) :
· (AgNO3) = 1:1
Из условия задачи
· (HCl) :
· (AgNO3) = 0,2 : 0,1
HCl – в избытке.
2 Способ.

· (HCl) из условия /
· (HCl) из уравнения = 0,2/1= 0,2

· (AgNO3) из условия /
· (AgNO3) из уравнения = 0,1/1= 0,1
HCl – в избытке.
0,1 моль х моль
HCl + AgNO3 = AgCl + HNO3
1 моль 1 моль
Х= 0,1 х 1 / 1 = 0,1 моль;
· (AgCl) = 0,1 моль
m(AgCl) =
· (AgCl) х М(AgCl) = 0,1 моль х143,5 г/моль=14,35 г
Ответ: m(AgCl) =14,35 г


Самостоятельно в группах рассматривают решение задачи. Составляют алгоритм решения задачи на вычисление количества, объёма, массы продуктов реакции по уравнению реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. Презентация от группы алгоритма решения задач. Вычленяют общее от каждой группы и составляют алгоритм решения задач.



































Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- планирование деятельности при решении проблемы и составлении алгоритма решения задач;

познавательные:
- логические: анализ задачи на вычисление количества, объёма, массы продуктов реакции по уравнению реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке; синтез при составлении алгоритма решения задач на вычисление количества, объёма, массы продуктов реакции по уравнению реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке;
- постановка и решение проблемы при решении задачи.
коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при составлении алгоритма решения задачи.



Представьте каждая группа свой алгоритм решения данной задачи.
Теперь давайте объедим сказанное от каждой группы и составим общий алгоритм.
Зачитайте общий алгоритм.



Алгоритм решения задач.
Вычислить количество вещества, вступающего в реакцию.
Составить уравнение реакции.
Определить вещество, взятое в избытке.
Вычислить количество вещества продукта реакции.
Рассчитать массу, объём продукта реакции


















Применение нового знания

Предметные:
- уметь решать задачи задач на вычисление количества, объёма, массы продуктов реакции по уравнению реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- самоконтроль при решении задач;
- коррекция деятельности при проверки решения задач;
- оценка своей деятельности при решении задач.

познавательные:
- логические: анализ задачи на вычисление количества, объёма, массы продуктов реакции по уравнению реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке; синтез при применении алгоритма решения задач на вычисление количества, объёма, массы продуктов реакции по уравнению реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.



Сейчас я раздаю каждому карточку с задачей. Решите её, используя алгоритм.
Кто решит задачу, поднимет руку, чтобы взять конверт с ответом для самопроверки.

Индивидуально каждый решает задачу. Самопроверка по эталону. Выставляют себе оценку по критериям:
-решение верно - отлично;
-допущена ошибка в вычислениях – хорошо;
- не смог решить – берём помощь друга или учителя и решаем вместе, затем получаем другую задачу и решаем только отлично.




Рефлексия




Рефлексия учебной деятельности








Личностные:
- Самоопределение в выборе профиля обучения через умение и возможности решения химических задач.

Метапредметные (УУД):
регулятивные:
- оценка своей деятельности на уроке.

Коммуникативные:
- умения выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.





























Итак, все решили задачи хорошо и отлично. Давайте вернёмся к заполнению таблицы, и заполните вторую колонку.
Что знал (а) по теме?
Что нового узнал(а)?




Скажите, что нового узнали сегодня на уроке.
Перечислите этапы действий на уроке.




































Вернёмся к цели урока: создать и применить алгоритм решения задач на вычисление количества, объёма, массы продуктов реакции по уравнению реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Итак, мы создали и применили алгоритм решения задач на вычисление количества, объёма, массы продуктов реакции по уравнению реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Значит, цель урока выполнили.

Заполняют вторую колонку таблицы.

Что знал (а) по теме?
Что нового узнал(а)?

Вычисление массы, объёма, количества вещества по уравнению реакции.
Алгоритм решения задач на вычисление количества, объёма, массы продуктов реакции по уравнению реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке:
Вычислить количество вещества, вступающего в реакцию.
Составить уравнение реакции.
Определить вещество, взятое в избытке.
Вычислить количество вещества продукта реакции.
Рассчитать массу, объём продукта реакции


Называют, что записали во вторую колонку. Каждый проговаривает последовательность действий на уроке.
1.Разбивка на группы.
2. Заполнение первой колонны таблицы.

3 Решение задачи и определение проблемы.
4. Рассмотрение решения задачи и составление алгоритма.
5.Самостоятельное решение задачи с самопроверкой.
6. Заполнение второй колонки таблицы.









Дом. задание

Параграф 17.
№1 с. 81 для тех, кто решил «хорошо»
№3 с. 81 для тех, кто решил «отлично»


























15