Адаптированная рабочая программа коррекционного курса Развитие психомоторики и сенсорных процессов(1 класс)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
ПРИНЯТО
педагогическим советом
протокол от 29.08.2016 №1 УТВЕРЖДАЮ
Директор__________/Л.В.Шкедова/
01.09.2016.
 
  АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

класс 1
Составитель: Афоньшина Светлана Анатольевна,
учитель первой квалификационной категории 

 
2016-2017 уч. год
1.Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью на 2016-2017 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3. Авторская программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: Л.А Метиева, Э.Я Удалова - М.: «Просвещение», 2009.
4. СанПиН 2.4.2.3286-15"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". Данная программа составлена с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей умственно отсталых обучающихся, тем самым обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Теоретической основой программы коррекционных занятий являются концептуальные положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы.
Цель коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»: сформировать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Задачи:
1. Формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.
2. Коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве.
3.Формирование пространственно-временных ориентировок.
4. Развитие слухоголосовых координаций.
5. Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов).
6.Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.
7.Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии.
8.Исправление недостатков моторики (совершенствование координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.).
9.Совершенствование зрительно-двигательной координации.
10.Формирование точности и целенаправленности движений и действий.
11.Воспитание самостоятельности, ответственности за свои поступки, аккуратности, настойчивости, трудолюбия, терпения, умения доводить дело до конца.
12.Воспитание у обучающихся толерантности, патриотизма.
Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к проговариванию деятельности обучающихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.
Специфика программы состоит в том, что в ней четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.
Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы: развитие моторики, графомоторных навыков;
тактильно-двигательное восприятие;
кинестетическое и кинетическое развитие;
восприятие формы, величины, цвета;
конструирование предметов;
развитие зрительного восприятия;
восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
развитие слухового восприятия; восприятие пространства; восприятие времени.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка. Занятия имеют коррекционную направленность: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности. Коррекционная поддержка и разнообразные виды помощи особенно нужны тем обучающимся, которые с трудом усваивают программный материал по математике, письму, трудовому обучению.
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования.
2. Общая характеристика коррекционного курса.
Неоднородность состава обучающихся ярко проявляется в разных уровнях усвоения ими программного материала. Коррекционные занятия — это специальная пропедевтическая работа, основанная на использовании практических упражнений, игр, элементов продуктивной и других видов и форм деятельности, в итоге способствующая усвоению школьных базисных знаний и умений. Коррекционная направленность их проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в развитии познавательных процессов.
Органическое единство практической и мыслительной деятельности, характерное для занятий, обеспечивает решение названных выше задач. Коррекционно-развивающие занятия способствуют овладению ребенком основными компонентами интеллектуальной деятельности: мотивационно-ориентировочным (умение принять инструкцию в полном объеме), операционным (способы действия, достижение результата), контрольно-оценочным (умение проконтролировать ход работы и адекватно оценить ее результаты).
Планируются индивидуально-коррекционные занятия, направленные на развитие отдельных психических функций (пространственный гнозис, внимание, мелкая моторика, тактильно-двигательное восприятие и др.) и коррекцию выявленных нарушений у детей. Формирование подгрупп идет по результатам обследования на основе выявленной зоны актуального уровня развития детей, и имеют подвижный состав.
Коррекционные индивидуальные и подгрупповые (2—4 человека) занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий 15—25 мин.
Соотношение количества индивидуальных и подгрупповых занятий определяет педагог, исходя из степени подготовленности детей в каждом классе. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений. Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной фиксации происходящих изменений в психике ребенка, его познавательных способностях. По мере исправления типичных недостатков и затруднений у обучающихся, с которыми проводилась индивидуальная коррекция, они включаются в групповую работу, тем самым обеспечивая подвижный состав подгрупп.
Занятия проводятся в специальном кабинете сенсорного развития. Формы организации детей на занятии самые разные: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета. Обязательным при организации занятий является соблюдение общих методических требований к их проведению:
1.Принцип деятельностного подхода, обеспечивающий взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения школьными умениями, навыками и знаниями;
2.Индивидуализация и дифференциация используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося сенсорного опыта детей. При общем задании совпадают целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком различные, и содержание задания разное для отдельных детей, в зависимости от уровня их развития;
3.Интегративный характер коррекционных занятий, позволяющий решать несколько разноплановых задач, преимущественно опережающих уровень актуального развития детей, но не выходящих за границы зоны ближайшего развития, в рамках одного занятия;
4.Активизация познавательной деятельности, развитие речи в единстве с мышлением, т. е. обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка. Обучающиеся должны уметь прокомментировать свои действия, объяснить все, что они делают (собирают, решают, рисуют, лепят и т. д.), а в дальнейшем спланировать свою деятельность, отчитаться по результатам;
5.Преемственность в работе учителя и педагога, ведущего коррекционное занятие: решение в объеме одного раздела программы специфических задач, что позволяет определить меру интенсивности психолого-педагогического воздействия на каждого ученика.
Пробелы в развитии и подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью компенсируются за счет проигрывания той или иной части учебного задания подгруппой (или индивидуально), причем неоднократно, в разных вариациях и до тех пор, пока каждый ребенок не овладеет нужными знаниями и навыками.
Результативность занятий обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями:
1.Учет специфики овладения детьми с интеллектуальной недостаточностью сенсорными эталонами;
2.Оказание дозированной помощи, «адресной» коррекционно-педагогической поддержки, обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка, его эмоциональной стимуляции;
3.Формирование познавательного интереса через использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка;
4.Разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций; использование адекватных технологий прикладной направленности;
5.Пропедевтический характер занятия: подбор заданий, подготавливающих к восприятию новых и трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания;
6.Преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр.
Любое занятие организуется при условии положительного эмоционального отношения у ребенка.
Структура занятия предусматривает чередование различных видов деятельности: организацию практических действий, разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, музыкально-ритмических упражнений, графических заданий и др.
Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей и коррекционных задач. Занятия носят предметно - практический характер. В процессе предметно-практической деятельности происходит формирование предпосылок к возникновению абстрактного мышления, накопление сенсорно-двигательного опыта, создаются условия для возникновения потребностей речевого общения. Данная деятельность способствует активизации и обогащению словаря обучающихся, овладению грамматическим строем речи, развитию связной речи, формированию умения давать словесные отчеты о проделанном, а в дальнейшем предварительно планировать ее.
За основу коррекционного занятия берется один, ведущий, раздел изучаемой программы, но при этом обязательно используются задания на закрепление пройденного ранее, из других разделов, прямо или косвенно связанные с основной темой.В каждом занятии проводятся кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность; синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта обучающихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у обучающихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.
Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности как младших, так и старших школьников; асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и соответственно большое количество ошибок при распознавании объектов. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности.
Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.
Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.
Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.
Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного.
Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и характерная общая инактивность познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия».
Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях. Важное место занимает обучение детей ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается обучающимися с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их психического развития.
Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал.
В процессе обучения используются следующие методы и приёмы: совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания); действия детей по образцу; действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета; предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных игрушек, картинок и т.п.; соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста; наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами; использование рисунков и аппликаций в процессе других уроков. Для проведения коррекционной работы используется специально организованная предметно-пространственная среда.
На протяжении всего учебного года осуществляется контроль развития психомоторных навыков обучающихся. Результаты диагностики заносятся в «Листы коррекционных занятий» (2 раза в год).
В начале учебного года отводится 1час на обследование детей.
Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает использование апробированных методик изучения детей с отклонениями развития дошкольного и младшего школьного возраста (диагностические комплексы Л.А. Венгера, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, О.Н. Усановой, Л.С. Цветковой, Н.И. Озерецкого, М.О.Гуревича и др.)
Беседа с учителем, психолого-педагогическое наблюдение за детьми на уроке и в других видах деятельности, несомненно, дополнят полученные сведения. Особое внимание в процессе диагностики уделяется тем детям, у которых значительно нарушено чувственное познание мира, минимизирован сенсорный опыт, а именно: выявляются нарушения мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации, ослаблены процессы зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия, наблюдается недоразвитие осязательного анализатора, характерны затруднения ориентировки в пространстве.
Диагностика проводится в контексте различных видов деятельности применительно к сенсорному содержанию по следующим параметрам:
1.Развитие моторики и зрительно-моторных координаций (манипуляции с мелкими предметами, разрезание бумаги ножницами, нанизывание бусин на нитку, завинчивание крышки, пальчиковые пробы и др.);
2.Зрительно-пространственное восприятие (нахождение образца из предложенных предметов (изображений), определение недостающего предмета или его части, различение направления в пространстве, определение местоположения);
3.Слуховое восприятие (различение на слух неречевых, музыкальных и речевых звуков, их воспроизведение);
4.Восприятие формы, величины, цвета (узнавание и называние основных сенсорных эталонов);
5.Пространственно-временные понятия (называние частей суток, дней недели, месяцев; определение длительности временных интервалов, последовательности событий; ориентировка на собственном теле и в пространстве);
6.Тактильно-двигательные ощущения (определение на ощупь поверхностей предметов (объектов) различного качества).
Используемые методические приемы должны быть по возможности краткими, удобными для быстрого выявления сенсорного недоразвития ребенка.
В процессе диагностики применяются разные модификации методик в соответствии с возрастом детей и поставленными задачами. (Приложение 1.) Для этого используются соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки или логический куб, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, необходимые игрушки, иллюстративный материал, альбом, карандаши и др., которые предъявляются ребенку постепенно, по мере необходимости. Обследование проводится в спокойной, доброжелательной обстановке.
В процессе обследования выявляется не только достигнутый уровень развития, но и зона ближайшего развития. Одновременно оценивается уровень овладения компонентами учебной деятельности: мотивационно-ориентировочным, операциональным, контрольно-оценочным. По результатам обследования составляется таблица (Приложение 2.), в которую заносятся баллы по каждому пункту обследования. В ней педагог отражает заключение о зачислении обучающегося на коррекционные занятия. Данные также заносятся в карту обследования (Приложение 3.), и составляется план коррекционной работы с каждым обучающимся, зачисленным на занятие.
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 33 ч. в год (1ч. в неделю).
4.Планируемые результаты.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
-осознание себя как гражданина России;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
-способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; 
-умение чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
на конец обучения в 1классе:
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
Узнавать, сравнивать и группировать геометрические фигуры, предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
Обобщать;
Определять последовательность событий; различать противоположно направленные действия и явления;
Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
Различать части суток, знать дни недели;
Отвечать на вопросы учителя;
Различать речевые и неречевые звуки;
Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
Узнавать,
сравнивать и группировать геометрические фигуры, предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
Обобщать, делать несложные выводы и правильно оформлять их в речи;
Определять последовательность событий; различать противоположно направленные действия и явления;
Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя
Выявлять закономерности и проводить аналогии.
Различать части суток, знать дни недели.
Различать речевые и неречевые звуки;
Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
Состав базовых учебных действий обучающихся.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей (этические нормы);
- самостоятельность в выполнении учебных заданий;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении.
Регулятивные базовые учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем)
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
- оценивать действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
- устанавливать видо - родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-уметь читать и отвечать на вопросы учителя;
- наблюдать;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
-слушать и понимать речь других;
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации
5.Содержание коррекционного курса.
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (1час)
Развитие моторики, графомоторных навыков.
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Тактильно-двигательное восприятие.
Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).
Кинестетическое и кинетическое развитие.
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2—3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2—3 детали с разрезами по диагонали).
Развитие зрительного восприятия.
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).
Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).
Развитие слухового восприятия.
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
Восприятие пространства.
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона). Восприятие времени.
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.
6.Тематическое планирование.
№ Тема урока Кол-во часов Основные виды учебной деятельности (на уровне БУД)
1. Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий. 1 входить и выходить из учебного помещения со звонком;
Развитие крупной и мелкой моторики рук, графомоторных навыков 5 активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
- оценивать действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) пользоваться знаками, символами;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
2 Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения, бросание в цель). 1 3 Развитие согласованности действий и движений разных частей тела  (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления, т.д.). Равновесие («дорожка следов»). 1 4 Развитие  мелкой моторики пальцев и руки (пальчиковая гимнастика, владения письменными принадлежностями: карандашом, ручкой). Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка. 1 5 Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание). 1 6 Работа в технике  «рваной аппликации». Сгибание бумаги. Вырезание прямых полос. 1 Тактильно – двигательное восприятие 2 7 Определение   на  ощупь  величины     предмета (большой – маленький – самый маленький) и плоскостных фигур. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». 1 устанавливать видо - родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
8 Упражнения в раскатывании пластилина. Игра с крупной мозаикой. 1 Кинестетическое и кинетическое развитие 2 обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
9 Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется». 1 10 Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра) головы по показу. Выразительность, имитация движений (оркестр, повадки зверей). 1 Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов 6 Умение сравнивать и группировать геометрические фигуры, предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
11 Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом. 1 12 Группировка предметов и их изображений по форме. Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме». 1 13 Работа  с геометрическим конструктором по показу ( крупный, напольный «Лего»). Дидактическая игра, «Какой фигуры не стало». (3-4) предмета. 1 14 Различие предметов по величине (большой - маленький). Сравнение 2-х предметов по высоте и длине, по ширине и толщине. 1 15 Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу. Конструирование объемных предметов из составных частей, целого из частей на разрезном наглядном материале. (2-3 детали). 1 работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу),
16 Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, белый) Различение и обозначение. Дидактическая игра «Назови цвет предмета», «Угадай, какого цвета нет?»  1 Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти 3 самостоятельность в выполнении учебных заданий;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе;
Умение наблюдать,
обращаться за помощью и принимать помощь
17 Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). 1 18 Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов. «Сравни предметы». «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула-спинки, у ведра-ручки). 1 19 Дидактическая игра «Что изменилось» (2-3 предмета). Профилактика и коррекция зрения. 1 Восприятие особых свойств  предметов 3 делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации
20 Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий); обозначение словом. 1 21 Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый), развитие обоняния (приятный – неприятный запах). Дидактическая игра «Узнай по вкусу», «Определи по запаху». 1 22 Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый – легкий). Сравнение предметов по тяжести. 1 Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 3 Различать речевые и неречевые звуки
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей (этические нормы);
умение включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
23 Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух»                                 1 24 Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений. 1 25  Различение речевых и музыкальных звуков. Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных). 1 Восприятие пространства 5 Ориентироваться собственном теле и на плоскости листа бумаги, в пространстве
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);26 Ориентировка на собственном теле (правая/левая/рука/нога). 1 27 Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). 1 28 Ориентировка в помещении (классная комната): расположение предметов в помещении. Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте, т.д.). 1 29 Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, правая/левая/ сторона): расположение предметов. Дидактическая игра «Расположи верно». 1 30 Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. 1 Восприятие времени 3 Различать части суток
самостоятельность в выполнении учебных заданий;
31 Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Смена времени суток. Упражнения на графической модели «Сутки». 1 32  Понятие «сегодня», «завтра», «вчера». 1 знать дни недели;
изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации
33 Неделя. Семь суток. Порядок дней недели. Дидактическая игра «Веселая неделя». 1 7.Материально – техническое обеспечение.
Методическая литература:
1.Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: «Просвещение»,2009.
2. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья.- М.: Национальный книжный центр, 2016.
3. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сб. игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2007.
Для проведения коррекционной работы имеется специально организованная предметно-пространственная среда:
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, логический круг, сенсорные модули, сухой душ, набор Монтессори, и др.);
- игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, массажный коврик, массажные мячики и др.);
- оборудование для занятий музыкой, ритмикой (физкультминутки), изобразительной деятельностью (музыка для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
- разнообразный арсенал техники арттерапии (куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды и др.).
Игры: «Обобщения», «Геометрические фигуры», «Дорожные знаки», пазлы, пирамидки, конструкторы (плоскостные, Лего) и др.