Урок химии в 9 классе Практическая работа « Реакции ионного обмена»

Тема урока: Практическая работа « Реакции ионного обмена»
Цель урока: закрепить умение воспроизведения качественных реакций с помощью химических реактивов, анализировать реакции ионного обмена.
Результаты обучения: С высоким уровнем способностей решают сложные качественные задачи. С средним уровнем решают проблемные задания.
С низким уровнем репродуктивные задания, задания в занимательной форме.
Критерий успеха: я знаю алгоритм решения качественных задач по химии, я применяю теорию при решении качественных задач.
Тип урока: применение знаний на практике
Методы обучения: беседа, работа в группах, использование таблицы ЗХУ
Основные ресурсы: Таблица растворимости, учебник, раздаточный материал,
лист оценивания, ИКТ, приборы и реактивы (штатив с пробирками; пробирки – 10 шт; раствор NaOH 10% раствор HCl 10% раствор H3PO410% раствор AgNO310% раствор Na2CO310% раствор CuSO410% Раствор лакмуса )
Эпиграф: «Просто знать - еще не всё, знания нужно уметь использовать»  Гёте. 
Ход урока:
1.Организационный момент.
Создание колобративной среды (тренинг «Ладошки»)
2. Актуализация опорных знаний, подготовка к учебно-познавательной деятельности:
Проводим фронтальную химическую разминку:
а) Какие реакции называют качественными?
б) Как доказать присутствие в растворе кислоты и щелочи?
в) Для каких из перечисленных катионов: Ca2+, Na+, Ва2+, Cu2+, K+, Fe2+, используют качественные реакции образования осадков? Какие цвета имеют эти осадки?
Учитель проводит реакцию: Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2
г) Для каких из перечисленных анионов: OH-, Cl-, SO42-, CO32- используют
качественные реакции образования осадков? Какой цвет имеют эти осадки?
Учитель проводит реакцию: Ag+ + Cl- = AgCl
д) Для определения какого аниона используют качественную реакцию образования газа?
Учитель проводит реакцию: 2H+ + CO32- = H2O + CO2
е) Как распознают катионы калия и натрия?
Учитель демонстрирует видеофрагмент «Окраска пламени солями щелочных и щелочноземельных металлов»
Просмотр видеоролика «Мы – команда»
Создание проблемной ситуации, деление по группам (собери формулу).
Осадок белого цвета, выпадает при смешении растворов серной кислоты и хлорида бария? Сульфат бария (BaSO4)
Осадок зеленого цвета, который образуется при смешении хлорида железа (II) c гидроксидом натрия? Гидроксид железа(II) (Fe(OH)2)
Осадок желтого цвета, выпадает при смешении растворов фосфорной кислоты и хлорида серебра? Фосфат серебра ( Ag3PO4)
Осадок черного цвета, который образуется при смешении растворов нитрата свинца и сульфида калия? Сульфид свинца (PbS)
Определение темы и цели урока: Если мы с вами разбирали теоретически реакции ионного обмена, то сегодня мы должны их доказать?
Ученик: На практике, мы на уроке будем выполнять практическую работу на тему «Реакции ионного обмена». Целью урока будет, закрепить и проделывать качественные реакции на катионы и анионы.
Правила Техники Безопасности
При работе с растворами кислот, щелочей и солей надо соблюдать осторожность! При попадании раствора на кожу или слизистые ткани надо промыть пораженное место большим количеством воды.
Заполнение таблицы ЗХУ в группе, перед началом выполнения опытов
ЗАДАНИЕ №1 (1группа - хлорид бария, 2группа - сульфат меди(II), 3группа –хлорид алюминия, 4 группа - сульфата железа(II) ).
Цели: При выполнении данного задания вы научитесь работать с алгоритмом решения задачи по доказательству качественного состава вещества и оформлять экспериментальные результаты.
1.Изучите текст.
2. Запишите:
Уравнение электролитической диссоциации заданного вещества.
Качественные реакции на катион и анион и их признаки.
Выданные вам вещества являются сильными электролитами. В растворе они находятся в диссоциированном виде. Доказать состав вещества – значит с помощью качественных реакций определить те катион и анион, которые находятся в его растворе. Если вы затрудняетесь в выборе качественных реакций, то можете обратиться к таблице в конце учебника или к интернет- ресурсам.
ЗАДАНИЕ№2
В пробирках под номерами 1,2 и 3 имеются растворы трех веществ: соляной кислоты, гидроксида натрия и фосфорной кислоты. Определить каждое вещество опытным путем.
2.Перенесите таблицу №1 в тетрадь.
Номер пробирки
Зашифрованное
вещество
AgNO3
Na2CO3
CuSO4

1
NaOH
-
-
Голубой творожистый осадок

2
HCl
Молочно – белый осадок
+ выделение
газа
-

3
H3PO4
желтый осадок
+ выделение
газа
-


Записать качественные реакции в полной и краткой ионной форме:
1) CuSO4+ 2NaOH Cu(OH)2+Na2 SO4
Cu2++ SO42-+2Na++2OH_ Cu(OH)2+2Na++SO42-
Cu2++2OH_ Cu(OH)2
2) HCl + AgNO3 AgCl + HNO3
H++ CL- + Ag+ + NO3- AgCl + H+ + NO3-
CL- + Ag+ AgCl
3) H3PO4 + 3AgNO3 Ag3PO4 + 3HCL
3H+ + PO43- + 3Ag+ + 3NO3- Ag3PO4 + 3H+ + 3CL-
PO43- + 3Ag+- Ag3PO4
4) 2HCl + Na2CO3 H2O + CO2 + 2NaCL
2H++2CL- + 2Na++CO32- H2O + CO2 + 2Na+ + 2CL-
2H++ CO32- H2O + CO2
5) 2H3PO4+ 3Na2CO3 3H2O + 3CO2 + 2Na3PO4
6H+ + 2PO43- + 6Na++ 3CO32- 3H2O + 3CO2 + 2PO43- + 6Na+
6H+ +3CO32- 3H2O + 3CO2
Учащиеся обмениваются тетрадями в группе и проверяют выполнение работы и оценивают ее.
Снять усталость, эмоционально настроить на дальнейшее восприятие учебного материала учащимся во время урока помогала музыка “Шум моря”.
Рефлексия: на доске корзины с %(100%, 75%, 50%) все понял и выполнил, недопонял, возникло много трудностей, куда учащиеся развешивают яблоки.
Итог урока: оценки
Домашнее задание: п. 17. 4; дифференцированное задание по карточкам( «5» розовая карточка, «4» оранжевая карточка)
«5» В одной большой стране, под названием Веществария, жили добрые и трудолюбивые маленькие человечки. Одним солнечным жарким днем по стране разнеслась страшная весть. Вышел из строя главный химический завод по очистке воды. Закончился самый главный реактив – гидрооксид алюминия. Население просили разыскать вещества, необходимые для его получения – хлорид алюминия и гидрооксид натрия. Все засуетились, забегали, не прошло и часа, как необходимые реагенты были найдены и привезены на завод.
 Все с нетерпением ждали, когда же начнется реакция. И вот, наконец, получили долгожданный гидрооксид алюминия. Основание было безупречно. Завод снова начал работать, очищать воду и с тех пор больше никогда не ломался. ? Составьте уравнение реакции процесса получения гидрооксида алюминия.? Почему неудобно получать Al(OH)3 таким способом?
? Придумайте более удобный способ получения  
«4» Выполняя практическую работу, ученик прилил к раствору карбоната калия раствор хлорида кальция, затем добавил раствор нитрата серебра. Потом он попытался понять, что же у него в пробирке. Какие вещества оказались в пробирке?
Составьте уравнения реакций и напишите полное и сокращённое ионные уравнения.
Даны реактивы: соляная кислота, хлорид железа (III), хлорид бария, сульфат меди, карбонат кальция. Требуется получить: Fe(OH)3, BaSO4, CO2.
Домашнее задание: повт.п.13