Модульный урок по химии на тему Кислород 8 класс
Урок в 8 классе по учебнику Рудзитиса
продолжительность – 45 мин
Тема 5 «Кислород» , № урока – 55 , урок в теме - 1
Тема урока : «Общая характеристика кислорода и его получение»
Цель: конкретизировать знания о химическом элементе и простом веществе на примере кислорода; сформировать представления о способах получения и собирания кислорода в лабораторных условиях; подготовить к практической работе «Получение и свойства кислорода»
Задачи
Образовательные:
- уметь применять знания о строении атома
- уметь пользоваться планом характеристики элемента
- совершенствовать умения по составлению окислительно-восстановительных реакций
Развивающие:
- развивать мышление.
- развивать навыки наблюдения опытов и умение делать выводы из наблюдаемых экспериментов
Воспитательные:
- способствовать положительной мотивации учебной деятельности
- способствовать умению работать в парах
Тип урока: комбинированный урок ( повторение с изучением нового материала)
Технология: модульного обучения
Методы обучения:
-самостоятельное изучение
- беседа
-демонстрации
Оборудование и реактивы: перманганат калия, спиртовка, лучина, пробирка, стакан, газоотводная трубка, кристализатор с водой, перекись водорода, оксид марганца (4), прибор для получения газов, держатель пробирок, штативНаглядные пособия: презентация
Демонстрации: Получение кислорода из перманганата калия и собирание двумя способами; получение кислорода из перекиси водорода с применением катализатора и без катализатора.
Планируемые результаты обучения: Уметь различать понятия «химический элемент» и «простое вещество» на примере кислорода. Уметь характеризовать физические свойства кислорода и способы собирания кислорода. Знать понятие «катализатор».
Ход урока:
I. Организационный момент
I I. Повторение
Учащиеся работают самостоятельно по технологической карте УЭ-0, УЭ-1, УЭ-2.в рабочей тетради и ответы сверяют со слайдами презентации
Актуализация Почему кислород – это первый химический элемент, с которого мы начинаем изучение?
( Кислород самый распространённый химический элемент на Земле, необходим для дыхания).
I I I. Изучение нового материала
Происхождение названия: латинское название кислорода – оксигениум – рождающий кислоты. Так решили назвать этот элемент, так как кислород встречался во многих кислотах, которые были известны к моменту открытия элемента.
УЭ-3 . Самостоятельно читают получение кислорода в промышленности и выписывают в тетрадь предложение: В промышленности кислород получают из воздуха .Следующий этап –получение кислорода в лабораторных условиях.
Задание: Кто впервые получил кислород? Выпишите уравнение реакции.
Один из учащихся у доски рассматривает реакцию с точки зрения ОВР. Остальные учащиеся проверяют , исправляют ошибки и оценивают свою работу.
Задание: Из какого еще вещества можно получить кислород? Назовите это вещество, его формула. Выпишите в тетрадь название и формулу. Запишите уравнение реакции
Учитель подготавливает демонстрационный опыт. Учащиеся вспоминают правила техники безопасности. Учитель обращает внимание на правильно собранную установку и на то, что учащиеся самостоятельно будут проводить подобный опыт на практической работе. Учащиеся знакомятся с двумя способами собирания кислорода. Наблюдают опыты.. Обращается внимание на доказательство наличия кислорода в сосуде.
Задание : Заполните таблицу
Способы собирания
кислорода На каком свойстве кислорода основан способ Доказательство кислорода Вывод из опыта о свойствах кислорода
Вытеснения воздуха
Кислород тяжелее воздуха Тлеющая лучина разгорается Бесцветный, без запаха, без вкуса, тяжелее воздуха, поддерживает горение
Вытеснение воды
Кислород малорастворим в воде Кислород малорастворим в воде
Демонстрационный опыт с пероксидом водорода с использованием катализатора. Учитель объясняет суть катализатора. Дает определение.
Задание: Запишите уравнение реакции. Рассмотрите с точки зрения ОВР.
Один из учащихся у доски рассматривает с точки зрения ОВР. Остальные учащиеся проверяют , исправляют ошибки и оценивают свою работу.
Задание: Еще одно вещество использовалось раньше для получения кислорода. Выпишите это вещество, ее название и запишите реакцию. Рассмотрите с точки зрения ОВР
УЭ- 4. Задание классу: Опишите физические свойства полученного газа по плану. Остальные качества найти в учебнике. Запишите в тетрадь в виде схемы. Как бы вы перелили кислород из одного сосуда в другой. Покажите
I V. Рефлексия.
УЭ- 5. Что нового вы узнали о кислороде? Составьте устный краткий рассказ о кислороде по плану, закончив предложения
Кислород в лабораторных условиях можно получить из … двумя способами - …., … Доказать наличие кислорода можно с помощью …., которая … . В результате реакций получается газ кислород со следующими свойствами …..
Содержание кислорода в воздухе составляет - ….
Домашнее задание: § 18, 19, конспект, выучить уравнения реакций