Урок по химии Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода.
Урок
Тема. Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода.
Цели: научить учащихся получать и собирать кислород в лаборатории, доказывать его наличие; познакомить со способами получения кислорода в промышленности и в природе. Сформировать понятие катализатор.
Задачи:
Уметь давать характеристику кислороду, используя Периодическую таблицу химических элементов Д.И. Менделеева.
Уметь работать со схемой “Распределение элементов в земной коре”.
Уметь составлять уравнения реакций получения кислорода.
Знать способы собирания кислорода в лабораторных условиях.
Методы: беседа, устный опрос, организация упражнений по применению знаний (групповая, индивидуальная, самопроверка учащихся)
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, учебник “Химия 8 класс” Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, пробирки, газоотводная трубка, пероксид водорода, оксид марганца (IV) , лучина, спички.
Основные понятия урока: кислород - простое вещество и элемент, катализатор, реакции разложения.
Структура урока
Организационный этап 1-2мин.
Актуализация опорных знаний3-4мин.
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся4-5мин.
Первичное усвоение новых знаний 20 мин.
Первичная проверка понимания5 мин.
Первичное закрепление знаний5 мин.
Домашнее задание2 мин.
Рефлексия2-3 мин.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие, проверка наличия учебников, тетрадей, дневников; отсутствующие учащиеся.
Актуализация опорных знаний. Беседа по вопросам.
Учитель. 1 Какие вещества называются простыми? (вещества, состоящие из атомов одного вида) 2 Чем различаются понятия “химический элемент” и “простое вещество”? Приведите примеры. (химический элемент - это определенный вид атома)
Постановка целей и задач урока.
Слайд №1 учащимся предлагается рассмотреть схему распространения элементов в земной коре и определить самый распространенный элемент (кислород)
Слайд №2 Нахождение кислорода в природе. Учащиеся рассматривают слайд, определяют о каком элементе будет идти речь на уроке.
Учитель. Тема нашего сегодняшнего урока: Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода.
Учитель. Почему изучаем эту тему? Чем важен кислород?
Учащиеся. Кислород необходимое вещество для дыхания, самый распространенный элемент земной коры , входит в состав воды, воздуха, песка, горных пород.
Учитель. При изучении этой темы вы научитесь давать общую характеристику кислороду, узнаете, какие вещества и химические реакции используются для получения кислорода, научитесь записывать соответствующие уравнения реакций.
Первичное усвоение новых знаний.
Слайд №3 Общая характеристика кислорода.
Учитель. По плану, используя таблицу химических элементов Д.И. Меделеева, дать характеристику кислороду. (учащиеся записывают в тетрадь)
Химический знак элемента - ?
Относительная атомная масса - ?
Химическая формула простого вещества - ?
Относительная молекулярная масса - ?
В соединениях кислород - ? валентен
Учитель. Теперь проверим
Слайд №4
Химический знак элемента - О
Относительная атомная масса - Ar(O) = 16
Химическая формула простого вещества - O2
Относительная молекулярная масса -
Mr(O2) = 32
В соединениях кислород - II валентен
Сообщение учащегося “История открытия кислорода” (приложение 1)
Слайд №5 Портреты ученых, открывших кислород.
Учитель. Как же получают кислород?
Класс делиться на 3 группы, каждая группа получает свое задание (приложение 2)
Учитель. Внимательно прочтите информацию , ответьте на вопросы, запишите уравнение реакций.
Работа в группах
Затем один представитель от группы отвечает устно на вопросы задания, а второй записывает уравнения реакций на доске.
Учащиеся делают записи в тетрадях.
Выступление 1 группы: “Получение кислорода в природе”
Слайд №6 Фотосинтез
Уравнение 6СО2 +6Н2О+энергия света=С6Н12О6 +6О2 ↑
Учащиеся делают вывод. Кислород в природе получают благодаря процессу фотосинтеза. Он происходит в зеленых растениях с участием солнечного света.
Выступление 2 группы: “Промышленное получение кислорода”
Слайд №7
Учащиеся делают вывод. Кислород в промышленности получают из воздуха и воды.
Учитель. Почему для получения больших количеств кислорода используют воздух и воду?
Учащиеся. Это наиболее распространенные вещества в природе, содержащие кислород.
Учитель. Рассмотрим получение кислорода в лаборатории. Слово учащимся 3 группы.
Слайд №8
2KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + O2↑
2Н2О2 → 2Н2О + О2↑
2KClO3 → 2KCl + 3O2↑
2HgO = 2Hg + O2 ↑
Учитель. Для разложения пероксида водорода и хлората калия применяют оксид марганца IV. Оксид марганца IV - это катализатор.
Вещества,которые ускоряют химические реакции, но сами при этом не расходуются и не входят в состав продуктов реакции, называют КАТАЛИЗАТОРАМИ.
Учащиеся делают вывод. В лаборатории кислород получают реакциями разложения кислородосодержащих веществ при нагревании или действии катализатора.
Учитель. Итак, какими способами можно получить кислород?
Слайд №9 Схема получения кислорода
Учитель. Получив кислород, необходимо собрать его и доказать его наличие .
Работа с учебником. Стр. 75, рис. 25; стр. 74, рис 26
Рассмотрите рисунки и объясните, каким образом можно собрать кислород.
Учащиеся. Кислород собирают методом вытеснения воздуха и воды.
Демонстрация
В пробирку наливаем небольшое количество (2-3мл) 3 - 5%-го раствора перекиси водорода. При комнатных условиях из раствора перекиси водорода медленно выделяется кислород. Затем при тех же условиях демонстрируется действие катализатора: в пробирку помещается небольшое количество оксида марганца (IV). При этом наблюдается обильное выделение кислорода, что можно определить с помощью тлеющей лучинки.
Первичная проверка понимания
Беседа по вопросам.
Какой самый распространенный элемент на Земле?
Дайте общую характеристику кислорода.
В результате какого процесса образуется кислород в природе?
Из чего получают кислород в промышленности?
Как получают кислород в лаборатории?
Что такое катализатор?
Как доказать, что выделяющийся газ - кислород?
Первичное закрепление знаний
Учащиеся выполняют тест (учебник стр. 76)
Обмениваются работами, проверяют правильность выполнения задания
Слайд №10
Домашнее задание
Параграф 22 учить, выполнить № 4, 5, 6 на странице 75 учебника.
Рефлексия
Самоанализ
Ответьте на вопросы.
Что узнал нового?
Что меня удивило?
Как я буду преодолевать трудности?
Самооценка
Закончите предложения:
Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла).......
Я не доволен(льна) тем, что сегодня ………………….