Рабочая программа по общей и неорганической химии для специальности Медико-профилактическая деятельность
Департамент здравоохранения Ивановской области
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Кинешемский медицинский колледж»
Рабочая программа
П. 00 Профессиональный цикл
ОП.00 ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина
ОП.10 ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Специальность 32.02.01 Медико-профилактическая
деятельность
Квалификация «Санитарный фельдшер»
г. Кинешма, 2015
Рассмотрена
На заседании ЦМК
Протокол № ___________________
от “_______” _____________ 201 г.
Председатель ЦМК ___________
Утверждаю
Заместитель директора по
Учебной работе:
_________________С.А. Краснова «_____» _______________201 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 32.02.01 Медико-профилактическая деятельность, квалификация Санитарный фельдшер.
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кинешемский медицинский колледж»
Разработчик: Мелентьева Надежда Александровна, преподаватель дисциплины «Химия».
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛНЫ
условия реализации программы учебной дисцилины
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая и неорганическая химия
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по специальности 32.02.01 Медико-профилактическая деятельность среднего профессионального образования, квалификации санитарный фельдшер.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.10 Общая и неорганическая химия является составной частью П.00 Профессионального цикла, включающего в себя ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины по специальности 32.02.01 Медико-профилактическая деятельность.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение учебной дисциплины способствует формированию общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ОК 15. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У.1. составлять электронные и электронно-графические формулы строения электронных оболочек атомов;
У.2. прогнозировать химические свойства элементов, исходя из их положения в периодической системе электронных формул;
У.3. составлять химические формулы соединений в соответствии со степенью окисления химических элементов;
У.4. составлять уравнения реакций ионного обмена;
У.5. решать задачи на растворы;
У.6. уравнивать окислительно-восстановительные реакции ионно-электронным методом;
У.7. составлять уравнения гидролиза солей, определять кислотность среды;
У.8. составлять схемы буферных систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З.1. периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, принципы построения периодической системы элементов;
З.2. квантово-механические представления о строении атомов;
З.3. общую характеристику s-, p-, d-элементов, их биологическую роль и применение в медицине;
З.4. важнейшие виды химической связи и механизм их образования;
З.5. основные положения теории растворов и электролитической диссоциации;
З.6. протеолитическую теорию кислот и оснований;
З.7. коллигативные свойства растворов;
З.8. методику решения задач на растворы;
З.9. основные виды концентрации растворов и способы е выражения;
З.10. кислотно-основные буферные системы и растворы; механизм их действия и их взаимодействие;
З.11. теорию коллоидных растворов;
З.12. сущность гидролиза солей
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 135 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;
самостоятельной работы обучающегося 45 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
135
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
90
в том числе:
практические занятия
14
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
45
в том числе:
1. Написание доклада, реферата
8
2. Изучение основной и дополнительной литературы
7
3. Решение задач и упражнений
22
4. Работа в сети Интернет, создание мультимедийных презентаций
8
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Общая и неорганическая химия
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень *
усвоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Теоретические основы химии
46
Тема 1.1.
Введение
Содержание учебного материала
2
2
1
Предмет и задачи химии.
2
Значение неорганической химии в медицине
3
Основные законы химии
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой и интернет-ресурсами
1
Тема 1.2. Периодический закон и периодическая система элементов
Д. И. Менделеева. Теория строения веществ
Содержание учебного материала
6
1
Открытие Периодического закона.
2
2
Современная формулировка периодического закона Д.И. Менделеева в свете теории строения вещества.
3
Малые и большие периоды, группы и подгруппы периодической системы.
4
Причины периодического изменения свойств элементов.
5
Значение периодического закона и периодической системы Д. И. Менделеева.
6
Электронное строение атомов элементов.
7
Электронные конфигурации атомов в невозбужденном и возбужденном состоянии.
8
Виды химической связи: полярная и неполярная ковалентные связи, ионная, водородная, металлическая.
9
Электроотрицательность, валентность и степень окисления элементов.
Самостоятельная работа обучающихся
Электронное строение атомов элементов.
Электронные конфигурации атомов в невозбужденном и возбужденном состоянии».
3
Тема 1.3.
Классы неорганических веществ
Содержание учебного материала
8
1
Классификация неорганических веществ.
2
2
Способы получения, номенклатура, физические и химические свойства основных,кислотных и амфотерных оксидов; амфотерных гидроксидов кислот, оснований.
3
Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Практические занятия
Классы неорганических соединений
2
Самостоятельная работа обучающихся
Классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений» - работа с учебной литературой. Конспектирование.
4
Тема 1.4.
Комплексные соединения
Содержание учебного материала
2
1
Классификация, строение, номенклатура, получение комплексных соединений.
2
2
Виды химической связи в комплексных соединениях.
Самостоятельная работа обучающихся
Упражнения по составлению формул и номенклатуре комплексных соединений
1
Тема 1.5.
Растворы
Содержание учебного материала
8
1
Понятие о дисперсных системах. Виды дисперсных систем: грубодисперсные системы (суспензии и эмульсии), коллоидные и истинные растворы.
2
2
Понятие о растворимом веществе и растворителе.
3
Гидратная теория растворов Д. И. Менделеева.
4
Виды растворов.
5
Способы выражения концентрации растворов. Массовая доля, молярная концентрация и молярная концентрация эквивалента.
Практические занятия
Растворы
4
Самостоятельная работа обучающихся
Решение задач по способам выражения концентраций растворов
4
Тема 1.6.
Теория электролитической диссоциации
Содержание учебного материала
10
1
Электролиты и неэлектролиты
2
2
Основные положения теории электролитической диссоциации.
3
Диссоциация кислот, оснований, солей.
4
Понятие о степени и константе диссоциации.
5
Сильные и слабые электролиты
6
Химические реакции между электролитами. Молекулярные, полные и краткие ионные уравнения. Признаки течения реакций до конца
7
Вода как слабый электролит. Понятие о рН растворов. Индикаторы.
8
Гидролиз солей. Типы гидролиза.
9
Факторы, влияющие на степень гидролиза
Практические занятия
Теория электролитической диссоциации
Гидролиз солей
4
Самостоятельная работа обучающихся
Упражнения по написанию уравнений гидролиза солей, определению типа гидролиза.
5
Тема 1.7.
Химические реакции
Содержание учебного материала
10
1
Типы химических реакций, их классификация. Обратимые и необратимые реакции.
2
2
Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, катализатора.
3
Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.
4
Окислительно-восстановительные реакции. Окислители. Восстановители. Вещества с двойственной природой.
5
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Расстановка коэффициентов методом электронного баланса и электронно-ионным методом (методом полуреакций).
6
Расчет молярной массы эквивалента окислителей и восстановителей.
7
Окислительно-восстановительные реакции с участием бихромата калия и перманганата калия, концентрированной серной кислоты, разбавленной и концентрированной азотной кислоты. Расстановка коэффициентов методом электронного баланса и методом полуреакций.
Практические занятия
Химические реакции
4
Самостоятельная работа обучающихся
Упражнения по составлению уравнений ОВР
5
Раздел 2
Химия элементов и их соединений
44
Темы 2.1.
Р - Элементы
Тема 2.1.1.
Галогены
Содержание учебного материала
4
1
Общая характеристика элементов VII группы периодической системы Д. И. Менделеева. Общая характеристика галогенов.
3
2
Хлор. Характеристика элемента, исходя из его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, возможные степени окисления, физические свойства, распространение в природе, способы получения, химические свойства.
3
Важнейшие соединения хлора.
4
Качественные реакции на хлорид, бромид и иодид-ионы.
5
Биологическая роль галогенов, применение хлора, брома, иода и их соединений в медицине.
6
Правило разбавления кислот, техника безопасности при работе с хлороводородной кислотой.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебной литературой по роли и применению галогенов и их соединений, выполнение упражнений
2
Тема 2.1.2.
Халькогены
Содержание учебного материала
4
1
Общая характеристика элементов VI группы периодической системы Д. И. Менделеева. Общая характеристика халькогенов.
3
2
Кислород. Аллотропия кислорода. Соединения кислорода с водородом.
3
Сера. Характеристика серы, исходя из ее положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, возможные степени окисления, физические свойства, распространение в природе, способы получения, химические свойства.
4
Важнейшие соединения серы. Действие сероводорода на организм.
5
Серная кислота.
6
Биологическая роль халькогенов. Применение кислорода, серы и их соединений в медицине.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебной литературой по роли и применению халькогенов и их соединений, выполнение упражнений
2
Тема 2.1.3.
Главная подгруппа V группы
Содержание учебного материала
4
1
Общая характеристика элементов V группы главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева.
3
2
Азот. Характеристика азота, исходя из его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, физические свойства, распространение в природе, способы получения, химические свойства. Важнейшие соединения азота.
3
Аммиак. Соли аммония.
4
Фосфор, аллотропия фосфор.
5
Биологическая роль азота и фосфора.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебной литературой по роли и применению азота, фосфора и их соединений, выполнение упражнений
2
Тема 2.1.4.
Главная подгруппа
IV группы
Содержание учебного материала
4
1
Общая характеристика элементов IV группы, главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева.
3
2
Углерод. Характеристика углерода, исходя из его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, аллотропия углерода, адсорбция, распространение в природе, получение, свойства.
3
Соединения углерода.
4
Кремний. Распространение в природе.
5
Биологическая роль углерода. Применение в медицине и народном хозяйстве углерода и его соединений.
Самостоятельная работа обучающихся: «Работа с учебной литературой по роли и применению углерода, кремния и их соединений, выполнение упражнений»
2
Тема 2.1.5.
Главная подгруппа
III группы
Содержание учебного материала
4
1
Общая характеристика элементов III группы главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева.
3
2
Бор. Характеристика бора, исходя из его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, распространение в природе, получение, свойства.
3