Программа элективного курса по химии « Решение расчетных задач»
Департамент образования Нижегородской области
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования
«Нижегородский институт развития образования» ( ГОУ ДПО НИРО)
Квалификационная работа
Программа элективного курса по химии
« Решение расчетных задач»
Работу выполнил:
учитель химии высшей категорииМОУ СОШ №6 г. Кулебаки
Вырошников Евгений Михайлович
Научный руководитель:
старший преподаватель
кафедры естественно-
научного образования
Горбенко Наталья Васильевна
Нижний Новгород
2010-2011 учебный год
Введение
Введение профильного обучения в старших классах школы является важным и необходимым шагом реформирования школьного образования. Оно дает возможность учащимся получать более глубокие знания по отдельным предметам с учетом их способностей и наклонностей независимо от материального положения.
Заставляет на более ранних этапах (как минимум в 9 классе) серьезно задуматься и определиться с будущей профессией, что ведет к более серьезному отношению к учебе.
Позволяет ученикам профильных классов лучше подготовиться к поступлению в высшие и средние учебные заведения.
Исходя из вышесказанного в 2002-2003 учебном году в школе был создан класс естественно-научного профиля. Учебный план предусматривал для изучения химии в естественно-научном профильном классе дополнительное выделение двух часов в неделю. Образовательный рынок на тот момент не располагал ни программами для углубленного изучения в профильном классе ни программами элективных курсов .Неоднократные обращения в управление образования результатов не дали. Тогда администрацией школы и управлением образования было предложено мне самому составить такую программу. Учитывая ,что в данный класс пришли учащиеся проявившие интерес к естественным наукам, в том числе и к химии, а также, что возможно знания по данному предмету понадобятся при поступлении в высшие и средние учебные заведения мною был составлен спецкурс по решению расчетных задач, который в дальнейшем был переработан в элективный курс.
При создании данного элективного курса учитывалось, что школьные программы не предусматривают выделение достаточного количества времени на решение расчетных задач. Поэтому из-за большого объема учебного материала и нехватки времени решение задач носит как правило эпизодический характер, что не приводит к образованию прочных навыков их решения. Кроме того данный курс не требует больших материальных затрат и приобретения дополнительного оборудования. Подобрать нужные для занятия задачи для учителя владеющего в достаточной степени методикой их решения и навыками работы с компьютером не составит особого труда. В 2005-2006 учебном году после серьезной доработки элективный курс «Решение расчетных задач» для 11 класса был представлен в виде квалификационной работы при защите на высшую категорию и в последствии данная работа была успешно защищена. Понимая , что данный элективный курс не является полным, мною была продолжена работа по составлению программы и приложения «Решение расчетных задач» для 10 класса. В настоящее время актуальность данного элективного курса не уменьшилась, а наоборот возросла, так как количество часов по химии в 8 и 9 классах сократилось и времени для решения расчетных задач у учителя стало еще меньше.
Пояснительная записка.
Элективный курс «Решение расчетных задач» создавался для учащихся десятых и одиннадцатых классов естественно- математического профиля. Курс рассчитан на 34 часа, т.е. 1час в неделю. Умение решать расчетные задачи является важной составной частью курса химии. Расчетные задачи являются обязательным компонентом школьных и районных олимпиад, Единого государственного экзамена, различных подготовительных курсов, вступительных экзаменов в средние учебные заведения по химии.
При решении расчетных задач происходит закрепление теоретических сведений. Чтобы решить задачу необходимо правильно составить уравнения реакций, вспомнить нужные формулы, верно их использовать.
Решение расчетных задач позволяет осуществлять межпредметные связи с физикой, алгеброй (решение задач на газовые законы, решение задач через х, систему уравнений, на практический выход с процентами и др.).
Некоторые задачи имеют практическую направленность (например, задачи на приготовление растворов заданной концентрации, смеси, пластинку массовые и объемные доли и другие ).
Предложенный элективный курс дает возможность:
-более углубленно рассмотреть некоторые темы школьного курса, чтобы осознанно вывести формулы применяемые для решения задач, рассмотреть методики решения всех типов расчетных задач, в том числе комбинированных и задач повышенной трудности, развить и закрепить навыки их решения.
- применять разноуровневую дифференциацию (подбирать задачи различной сложности с различными баллами).
- широко применять проблемный метод обучения, метод мозгового штурма, поисковый и другие.
Данный элективный курс имеет приложения с подборкой задач по всем темам с решениями, как для десятого, так и для одиннадцатого класса (возможно использование на факультативах, при подготовке к школьным и районным олимпиадам, на индивидуальных занятиях с учащимися).
Методическую разработку зачетного занятия по теме «Строение атома». Дифференцированную контрольную работу по теме «Металлы».
Элективный курс «Решение расчетных задач» составлен с учетом программ школьного курса химии (10 и 11 класса).
Основные задачи курса.
Основной целью данного курса является знакомство учащихся со всеми
типами расчетных задач (а не только теми, которые даны в кодификаторе ЕГЭ по химии 2011), различными методиками и алгоритмами
решения, развития и закрепления у учащихся прочных навыков решения
расчетных задач, в том числе комбинированных и задач повышенной сложности.
Развитие логического мышления, умение искать и находить правильный алгоритм, наиболее краткий путь решения, т.е. развитие умственных способностей учащихся, что является одной из важнейших задач школьного образования.
Подготовить выпускников к сдаче Единого государственного экзамена по химии и продолжению образования в высших и средних учебных заведениях. Студентам, которые имеют хорошие навыки решения разных типов расчетных задач гораздо легче изучать химию в институте. С этой целью в программу элективного курса (особенно 11 класса) введены задачи повышенной сложности.
Развитие таких важных черт характера: как настойчивость в достижении цели, умение преодолевать трудности, умение сосредоточиться, довести начатое дело до конца.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Данный курс предусматривает предварительное усвоение таких тем и понятий за 8 и 9 класс, как «моль», «молярная масса» , «молярный объем газов» , «постоянное авагадро» , «закон объемных отношений», «массовые и объемные доли», вычисление массы ( количество вещества, объема) по химическим уравнениям, в том числе с учетом примесей. Но даже, если эти понятия были недостаточно усвоены учащимися, курс позволяет устранить эти пробелы.
Выпускники, изучившие данный элективный курс, должны свободно решать расчетные задачи любого типа, в том числе комбинированные и повышенной сложности. Уметь использовать в решении уравнение Клапейрона, Менделеева – Клапейрона, формулу плотности жидких веществ, относительной плотности по водороду, кислороду и д.р. газообразных веществ, находить формулу неизвестного вещества по массовым долям элементов, по продуктам реакций ( в том числе по продуктам сгорания), производить вычисления по химическим уравнениям, решать задачи на растворы, массовую и объемную доли, избыток- недостаток и избыток- недостаток с продолжением, кислые и средние соли, на практический выход продукта, на массовую, молярную. мольную, нормальную концентрации растворов, на растворимость веществ, электролиз растворов и расплавов, РН – раствора, на гидролиз солей, на пластинку, скорость химических реакций (закон действующих масс и правило Вант- Гоффа), на равновесные концентрации и константу химического равновесия, на смеси газообразных, жидких и твердых веществ
на определение теплового эффекта реакции (через теплоты образования продуктов и реагентов) – закон Гесса, вычисления по термохимическим уравнениям.
Знать алгоритмы и методику решения расчетных задач различных типов.
Знать в чем измеряется та или иная величина.
Свободно пользоваться справочными таблицами.
Легко преобразовывать формулы для нахождения нужной величины.
Правильно писать химические формулы веществ и составлять химические уравнения.
Формы контроля и критерии оценок.
При изучении данного курса могут быть использованы коллективные, групповые и индивидуальные формы обучения. Это зависит от места урока в изучении данной темы, степени сложности задачи, индивидуальных способностей и возможностей учащихся. Коллективные формы целесообразно использовать при решении задач повышенной сложности, особенно в начале изучения темы. Из предложенных учащимися вариантов решения всегда найдутся правильные. И роль учителя будет заключаться в том, чтобы вместе с классом выбрать наиболее рациональный и простой способ.
Результаты работы в группах в немалой степени зависят от ее состава, на что учителю необходимо обращать внимание. Более сильный ученик по мере необходимости учится доходчиво и доступно объяснять ход решения своему товарищу. Менее сильный ученик старается разобраться и понять, так как на нем лежит ответственность за всю группу. Ведь учитель может спросить именно его, а оценки получит вся группа. Очень легко на занятиях может осуществляться дифференцированный подход к учащимся. В классе всегда есть ученики которые умеют и любят решать задачи. Для них учитель может подобрать задачи повышенной трудности. Можно подобрать и более легкие задачи для менее сильных учащихся.
Контроль знаний и умений производится по понятной учащимся и их родителям пятибалльной системе (хотя в принципе может быть использована и рейтинговая система).
В школьном журнале элективный курс выделен особо, где предусмотрено выставление как текущих, так полугодовых и годовых оценок. Текущие оценки могут быть выставлены за решение задачи у доски, за хорошую работу на месте, за контрольные работы которые календарно-тематическим планом предусмотрены в конце изучения каждой темы. Предусмотрена и итоговая аттестация. Среди учеников естественно-математического профильного класса, часть учащихся всегда выбирает химию. Они прекрасно знают, что в заданиях ЕГЭ по химии присутствуют расчетные задачи, решив которые они наберут большее количество баллов, увеличив тем самым шанс на поступление в выбранный ВУЗ. Все это формирует у учащихся достаточно серьезное отношение к курсу. В течении года проводятся и зачеты.
На практических занятиях можно придерживаться следующих критериев оценок. Если ученик решает задачу на оценку у доски, то «5» может быть выставлена, если он : - правильно составил уравнения реакций, правильно предложил алгоритм решения задачи, правильно произвел все необходимые расчеты. Оценка «4» может быть выставлена, если при решении были допущены незначительные ошибки . Например, формулы были предложены правильно, а вычисления были сделаны неверно; или были допущены ошибки при составлении уравнений; или на каком-то этапе решения возникли затруднения и отвечающему была оказана помощь со стороны учителя или класса. Оценка «3» может быть выставлена, если при решении возникли серьезные затруднения. Например, При написании уравнений реакций допущены грубые ошибки; или по ходу решения было совершено много неточностей, исправленных после наводящих вопросов учителя.
Оценка «2» может быть выставлена, если ученик не может решить задачу, даже после наводящих вопросов учителя.
При выполнения контрольной работы можно исходить из следующих критериев. Оценка «5» выставляется, если без ошибок решены три задачи. Оценка «4» выставляется, если без ошибок решены две задачи. Оценка «3» выставляется если без ошибок решена одна задача. Оценка «2» выставляется, если не решена ни одна задача. В случае, если работа дифференцированная, то оценка выставляется по числу набранных баллов. Например, задача повышенной трудности – 3 балла; задача средней сложности – 2 балла; задача попроще – 1 балл. Итоговые оценки будут зависеть от того, какие задачи были выбрали и решены учащимися.
15