Сценарий праздника русского платка.


Праздник русского платка.
Театрализованное представление (3,4 класс)
Действующие лица: ведущий (учитель)
Коробейники (1) и (2),
Купец, Дочь купца
оформление:
Зал украшен шарами, лентами, цветами, плакатами со словами из словаря В. Даля «Плат, платок, платочек, платишка, платчишка, платица, платища».
Ведущий: Дорогие друзья!
Коробейник 1:Сударыни и судари!
Парни и молодицы!
Коробейник 2:Поклон вам, гости званые
Да желанные!
Здравствуйте, лебедушки!
Здравствуйте, молодушки!
Коробейник 1: Вижу улыбки на ваших лицах, вижу праздничное настроение!
Эх, полным-полна моя коробушка! Есть и ситец и платки!
Коробейник 2: А у нас в коробушке лежит «предмет одежды - кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное изделие такой формы».
Ведущий: Хорошо расхваливаете. Мне по нраву вот этот платочек с весенними цветами на синем фоне.
Коробейник 1: Да много песен, стихотворений знаем мы о русском платке-платочке. (зрители называют)
Коробейник 2: Русский платок издавна связан с представлением о женском национальном наряде.
Коробейник 1:Азачем нужен платок?
Коробейник 2: Ясное дело, чтоб им махать!
Коробейник 1: А зачем махать?
Коробейник 2: Парней созывать.
(Поют все девочки)
Как во нашей во деревне
Да на каменном мосту,
На высоком, на счастливом,
Девки водят хоровод.
Ударяют классно в камень,
Чем звончее, тем верней.
Машут белыми платками
И зовут к себе парней.
При безветренной погоде
Парни им несут покор.
Очень быстро к ним подходят
И заводят разговор.
Самый верный и уместный,
Чтобы деву покорить, —
Ах, какие вы прелестны, —
Начинают говорить.
Ведущий: Спасибо вам за светлые стихи. А знаете ли вы какие-нибудь пословицы, поговорки, загадки о платках?
На чужой роток не накинешь платок. Бабы бранятся, так платки с головы валятся. Шесть досок да холстинки платок. Не к роже платочек, утрешься и рукавичкой.
Ведущий: Обычай носить платок имеет на Руси давнюю историю. Еще в глубокой древности женщина покрывала голову куском ткани — платком, платом. Его носила она поверх головного убора, потом стали класть на мягкий волосник, а затем и прямо на волосы. До появления монопольной промышленности крестьяне ткали платки дома на простых самодельных станках. Украшали узорными ткаными полосами, вышивками или красили и набивали на них печатные узоры.

В большом ходу был платок продолговатой формы, состоявший из двух неразрезанных платков — фата. Ее делали из шелка, кисеи или кана-вата. Особенно ценилась фата кана-ватная. В XVIII веке такой платок стоил от 7 до 45 рублей, поэтому в народе и родилась пословица: «Голь перекатна, а фата канаватна».
В конце XVIII века в России была создана текстильная промышленность. Трехгорная мануфактура в Москве выпускала до 40 видов платков. Их выделку освоили фабрики Подмосковья и Иваново-Вознесенска. Особенно славились платки, которые делались в селе Охна на Клязьме и в прилегающих к нему деревнях, слившихся в одно поселение, в 1844 году названное Павловским Посадом.
(Разыгрывается сценка «Платочек из Посада «.)
ведущий:
Во времена былинные, стародавние
Собирался купец в страны дальние,
За товарами, за чудесными,
С дочерью прощался
И с такими к ней речами обращался.
КУПЕЦ:
Ой ты, доченька родная,
Уезжаю я в страны заморские,
Страны дивные,
Долго ль буду там, недолго —
Того не ведаю.
А думаю тебя порадовать —
Подарки привезти шелковые да серебряные.
ведущий: Говорит один купец, молодец да удалец
КУПЕЦ:
Что-то душеньке угодно,
Может, ларец весь резной,
Перстенечек золотой?
ведущий: Отвечает ему дочь.
ДОЧЬ:
Буду я и так молиться! Чтоб ни буря, ни булат
Или чей-то черный взгляд
Не могли тебя сразить,
Чтоб тебе живому быть! Ну, а коли про подарок...
То купи, пусть и неярок, Мне платок всех красивей —
Как у царских дочерей!
ведущий:Месяцок прошел, другой, Следует отец домой.
КУПЕЦ:
За семью морями был, Земли все исколесил...
Лишь платочек из Посада Всей душою полюбил!
(надевает на дочь красивый платок)
Ведущий: В 1790 году в парижских журналах мод появилось предложение носить шали античного стиля. (Шаль от персидского слова «шал» — большой.) В Россию уже в XVIII веке шали поступали из Индии и Персии, и платили за них чистым золотом. Самая первая мануфактура, начавшая выработку шалей по образу кашмирских, возникла в 1806 году в вотчине помещицы Н. А. Мерлиной в деревне Скородумовке Нижегородской губернии. Мерлинские шали были квадратными и прямоугольными, с белой серединой и широким бортом, затканным красочным «индийским» узором. Шали не имели изнаночной стороны. В 1813 году в селе Хава Воронежской области в имении помещицы В. А. Елисеевой была открыта мануфактурная мастерская. Пять лет ушло на изготовление специального станка распускали кашмирские шали и смотрели, как располагаются нити, пытаясь по плетению определить устройство ткацкой машины... Летом на фабрике было занято около 50 крепостных ткачих, зимой — около 100. В зависимости от сложности рисунка каждую шаль мастерица ткала от 6 месяцев до двух с половиной лет, соответственно и стоила сделанная ею вещь от 500 до 12 тысяч рублей. Ткачество тончайшими нитями сложнейших узоров из более чем полусотни нитей различных тонов требовало необыкновенной гибкости и ловкости пальцев, а также колоссального напряжения зрения. В елисеевских мастерских изготовлялись преимущественно белые, черные и зеленые шали, украшенные ткаными каймами с европейским или азиатским узором.
Великолепны были знаменитые «колокольцевские» шали. Назывались они так потому, что делались в сельце Александровка Саратовской губернии, в имении генерала Д. Колокольцева. Вот как выглядела одна из таких шалей. (Показывает рисунок.) Изумительной белизны шалевое поле, обрамленное каймой из сирени и роз, — каждый цветок сложен из нитей нескольких оттенков, а в цветах и зеленых листьях более 60 разных теней; полотно такое тонкое, что если положить под него, к примеру, розовую материю, оно само станет розовым — просвечивает, как кисея.
ведущий: «Драгоценные шали производились в нашем отечестве с искусством столь же удивительным, как за границей, но со вкусом более разборчивым», — отмечали современники. Русские шали, не уступая европейским и азиатским по красоте, превосходили их в прочности, сохраняя долго живость красок. «Шали, кроме того, что они придают красоту прелестною драпировкою, — отмечалось в одной журнальной статье XIX века, — служат еще защитою от суровости климата, сохраняя теплоту и здравие».
Набивные платки с красочными узорами носили по всей России. Наибольшей популярностью пользовались кумачовые ситцевые. Цветочные узоры по красному фону набивались ярко-желтой, зеленой и синей красками. Эти красивые изделия не выгорали и не линяли. Они были отмечены
наградами не только на российских, но и международных выставках. Нарядные платки стали в наши дни модной деталью одежды.
Какие бы ветры ни царили в мире моды, они не смогли унести обыкновенный, привычный нам всем платок.
Он придаст вашему облику привлекательность и неповторимость.
(Демонстрация модной одежды.)
Ведущий: К нам в гости пришел стилист, он продемонстрирует вам, как следует завязывать платок.
(Звучит веселая музыка, ходит стилист – кто то из взрослых, либо старшеклассница)
Стилист (показывает способы завязывания платка)
1) Накиньте на шею шарф и сравняйте его концы. Завяжите полуузел на высоте груди, причем верхний конец шарфа должен быть короче на 5—7 см, чем нижний. Положите ладонь на полуузел и заверните концы шарфа сначала вверх над рукой, а затем вниз под узлом. Расправьте концы и осторожно уберите руку. Складки закрепите булавкой.
2) Нарядный бант. Модная деталь, которая украсит скромную блузку или водолазку. Концы накинутого на шею платка-шарфа должны быть одинаковой длины. На левом конце (на расстоянии примерно 20—25 см от нижнего края) завяжите слабый узел. Протяните сквозь него нижнюю часть этого же конца шарфа. На уровне узла сложите имеющийся узел. Постарайтесь, чтобы петли и концы получились одинаковыми. Аккуратно расправьте их.
3) Для деловой встречи предлагаем дополнить женский костюм платком с бахромой.Накиньте платок уголком на плечо, расправьте плечи. Можете свободно передвигаться, стоять, сидеть, платок прекрасно смотрится и держится на вашем плече.
4)«Ожерелье».Такое украшение, дополняющее наряд, можно сделать из тонкого платка.Два противоположных угла платка соедините в центре, а затем сверните платок в шарф. Полученный шарф скрутите. Завяжите посередине слабый узел, а по бокам (на расстоянии около 5 см от центра) еще по два более тугих узла. Наденьте «ожерелье» и сзади завяжите его концы узелком.
5) А эта совсем простая деталь делается легко и быстро.Сложите шарф по ширине. Накиньте его на шею и сравняйте концы. Скрутите их (один вокруг другого) дважды и обведите вокруг шеи. Концы завяжите сзади квадратным узлом.
Ведущий: А теперь, гости дорогие, мы с вами поиграем в интересные игры.
1 игра «Рифмы».Играющие садятся в круг. Один из играющих бросает кому-нибудь платок и одновременно произносит какое-нибудь слово, а тот, кому бросается платок, должен поймать его и отвечать в рифму, после чего в свою очередь бросает платок кому-нибудь, произнося слово. Играющий, поймавший платок, но не ответивший в рифму, штрафуется фантом. Само собой разумеется, что при задавании трудных рифм, происходят довольно смешныеозадачивания друг друга, что, конечно, развлекает и смешит окружающих. Мы советуем запомнить несколько слов, на которые подобрать рифму особенно трудно.
Ведущий: Понравилась вам игра? Адругая еще лучше.
2 игра «Достань платок». Платок подвешен на шесте, и его можно достать, лишь подпрыгнув (с разбега). Поначалу это удается всем. Тогда платок поднимают все выше и выше, чтобы прыгающие старались добраться до него. Побеждает тот, кто прыгнул выше всех и достал платок.
Ведущий: платок украшал женщину не только в праздники, но и в повседневной жизни. На свадьбе всегда стороны жениха и невесты танцевали танец с платком «стенка на стенку».
(Коллективный танец)
Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли.
Бояре, вы зачем пришли, молодые, вы зачем пришли?
Бояре мы невест выбирать, молодые мы невест выбирать.
Бояре, вам какая мила, молодые, вам какая мила?
Бояре, нам вот эта мила, молодые, нам вот эта мила.
(танцуют девочка и мальчик)
Она у нас дурочка, дурочка, ой да люли дурочка, дурочка.
А мы ее выучим, выучим, ой да люли выучим, выучим.
Чем вы ее выучите, выучите, ой да люли выучите, выучите?
А мы ее плеточкой, плеточкой, ой да люли плеточкой, плеточкой.
Она будктплакати, плакати, ой да люли плакати, плакати.
А мы ее пряничком, пряничком, ой да люли пряничком, пряничком.
В нашем полку выбыло, выбыло, ой да люли выбыло, выбыло.
В нашем полку прибыло, прибыло, ой да люли прибыло, прибыло.
В нашем полку слезы льют, слезы льют, ой да люли слезы льют, слезы льют.
В нашем полку вина пьют, вина пьют, ой да люли вина пьют, вина пьют.
(Далееможно провести конкурс частушек о платках-платочках.)
Носовой платок недорог —
Ну, шитье — копеек сорок,
Подарю миленку я
Наилучшего шитья.
Сидит кошка на окошке,
Белолапенькийкоток...
Подарила я миленкуБеловышитый платок.
Вышивала я платок,
Золотые коймы,
Вышивала, говорила:
Люби, милый, помни!
Коробейник 2: Мне кажется, хороший у нас праздник получился.
Коробейник 1: Очень хороший, замечательный!
Коробейник 2: И наши гости на славу постарались. Какие прекрасные песни пели, частушки, как дружно участвовали в конкурсах.
Коробейник 1: Одним словом, молодцы!
Ведущий: Не зря в народе говорится, что конец — всему делу венец! Поэтому пусть наш праздник получит достойное завершение. Ничто так не поднимает настроение, как озорной, весёлый танец.
(Девочки танцуют танец с платком)
Ведущий:Делу время — потехе час! Надеемся, что не скучали вы у нас!
И чтобы больше узнать, Как работают в библиотеке,
Ходите лучше к нам, А не на дискотеки!