Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии 2015 – 2016 учебном году 7 класс номинация «Культура дома и декоративно-прикладное творчество»
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2015 – 2016 учебном году 7 класс номинация «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» Общее время для выполнения заданий – 3, 5 часа. Время выполнения заданий теоретического тура - 1,5 часа. Время выполнения заданий практического тура – 2 часа. Тестовые задания. 1. Вставьте пропущенное слово в пословице: А) Блины на ______________________, не удержишь на вожжах. Б) Жгуча _________________________, а во щах уварится. В) Кто ест хрен да ________________, тот хворает редко. 2. Допишите недостающие продукты в рецепте и операции в технологии приготовления борща:
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·. Определите соответствие между источниками получения волокон и длиной волокна: 1. Лён а. 2-5 см 2. Хлопок б. 20-45 см 3. Шёлк в. 40-120 см 4. Шерсть г. 6000-9000 см Ответ: 1______; 2 _______; 3 ______; 4 ______. 4. Какое технологическое свойство шелковых тканей необходимо учитывать при выборе припусков на швы? Ответ: ____________________________________________ 5. Какой способ обработки низа изделия из толстой шерстяной ткани необходимо выбрать? Укажите номер рисунка и название шва. 1,2,3,4.5 6,7,8,9 Ответ: ________________________________________________ 6. Можно ли протирать мокрой тряпкой отключенные лампы и светильники? 1. нет; 2. да. 7. Выпишите номера символов, соответствующие для ухода за изделиями из шерсти ( условия стирки, условия отбеливания, условия глажения, условия чистки, условия сушки):
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 1
Не стирать. Изделия, отмеченные таким знаком, не подлежат стирке. Их следует подвергать химической чистке
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 2
Допускается только ручная стирка. Такую вещь нельзя ни тереть, ни отжимать. Чаще всего эти текстильные изделия не подлежат стирке в стиральной машине. Лучшая температура стирки - 30°C- 40°C, в зависимости от изделия
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 3
Можно отбеливать с применением хлора
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 4
Сушить при средней температуре
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 5
Гладить при высокой температуре (до 200°С).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 6
Гладить при низкой температуре (до 110°С).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 7
Чистка с использованием углеводорода и трифлотрихлорметана
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 8
Максимальная температура стирки 95 градусов, мягкий режим
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 9
Не отбеливать
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 10
Изделие можно отбеливать
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 11
Нельзя выжимать и сушить в стиральной машине или электросушилке
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 12
Гладить при средней температуре (до 150°С)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 13
Черта под кружком с буквой P указывает на необходимость подвергать изделие щадящей чистке
Ответ: __________________________________________________________________ 8. Изобразите эскиз ночной сорочки согласно представленному чертежу:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 9. Нанеси изменения в чертеже клина юбки, чтобы раскроить предложенную модель юбки - годе. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 10. Проставьте номера условных обозначений вязания крючком в соответствии с эскизами вывязывания элементов:
1.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
а
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
б
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
в
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
г
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
д
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
6.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
е
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
7.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
ж
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
8.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
з
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ответ: 1-___; 2-___; 3-___; 4-___; 5-___; 6-___; 7-___; 8-___.
·
11. Напряжение электрической сети переменного тока измеряют в:
1. амперах
2. фарадах
3. герцах
4. вольтах
5. ваттах
12. Украшение из ткани в верхней части дверных и оконных проемов называется:
1 штора
2 карниз
3 ламбрекен
4 занавеска
5 ширма
13. На расширении рынка сбыта продукции сказываются такие факторы производства, как:
1 улучшение организации производства;
2 повышение уровня автоматизации;
3 улучшение качества продукции;
4 уменьшение цены;
5 повышение квалификации работников.
14. От чего в большей мере зависит успешность деловой карьеры:
1 от уровня образования;
2 от устремленности;
3 от совпадения профессионально важных качеств личности требованиям профессии;
4 от случая.
15. После пересаживания комнатное растение следует поставить
1 на подоконник на яркое солнце
2 на пол в холодном и влажном помещении
3 в теплое слегка затененное место
4 на балкон на яркое солнце
Количество баллов, набранное за тестовые задания Практические задание.
1. «Выполнение запошивочного шва».
Определите и укажите на ткани направление нити основы.
Выполните шов, указанный в таблице.
Название шва
Графическое
изображение
Последовательность
выполнения шва
Запошивочный шов применяется при изготовлении белья, спецодежды, костюмов без подкладки для легких тканей.
Самоконтроль:
машинная строчка – ровная, аккуратная;
ширина шва стачивания, ширина отделочного шва соответствуют заданным величинам;
наличие машинных закрепок;
качество ВТО;
соблюдение правил техники безопасности.
Сложите две детали лицевыми сторонами внутрь, выпуская нижнюю деталь на 10 ± 2 мм относительно верхней. Обогните срез верхней детали краем нижней. Проложите строчку на расстоянии 1 – 2 мм от среза. Сметайте шириной шва 7-8 мм от верхнего среза. Стачайте, выполняя закрепки (7-10 мм.). Удалите наметку, приутюжьте.
Обогните верхней деталью срез нижней детали и заутюжьте
Проложите вторую строчку по изнаночной стороне на расстоянии 1 – 2 мм от сгиба нижней детали.
Карта пооперационного контроля
№№
П.п.
Критерии контроля
Количество баллов
Расстояние нижнего среза относительно верхнего 10 ± 2 мм
2
Расстояние от среза до строчки стачивания 1 – 2 мм
3
Качество влажно тепловой обработки
2
Ширина шва настрачивания от сгиба нижней детали 1 – 2 мм
3
Качество строчки (равномерность натяжения верхней и нижней нитей)
4
Качество влажно-тепловой обработки
3
Наличие закрепок (7-10мм.)
3
Итого
20
2. «Моделирование швейных изделий».
Время выполнения - 45 мин.
Практическое задание: «Моделирование фартука»
Внимательно прочитайте описание модели и рассмотрите эскиз.
Найдите различия с базовой конструкцией фартука.
В соответствии с эскизом нанесите новые фасонные линии.
Перенесите линии фасона на шаблон из цветной бумаги.
Изготовьте из цветной бумаги детали выкройки для раскладки на ткани.
Аккуратно наклейте детали выкройки
Нанесите на детали выкройки необходимые надписи для раскроя.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Карта пооперационного контроля к практической работе «Моделирование фартука»
№
Критерии контроля
Баллы
I.
Нанесение линий фасона на основу чертежа
1. Нанесение расширения линии бока нагрудника
2
2. Нанесение расширения линии бока нижней части фартука
2
3. Нанесение линии низа фартука
2
4. Нанесение линии низа кармана
2
5. Выполнение полного комплекта деталей (нижняя часть фартука, нагрудник, карман, пояс, бретель)
2
II.
Подготовка выкройки к раскрою:
6. Наличие надписей названия деталей фартука
2
7. Указание количества деталей фартука
2
8. Наличие направления нити основы
2
9. Припуски на обработку деталей фартука
2
10. Указание сгиба ткани на деталях фартука
2
Итого
20
Критерии оценивания практических заданий: За задание № 1________ баллов. Аргументация оценивания:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________За задание № 2 _________ баллов. Аргументация оценивания__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Критерии оценивания творческого проекта.
№, фамилия школьников и тема проекта
Оценка пояснительной записки проекта (до 10 баллов)
1
Общее оформление
2
Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта
3
Сбор информации по теме проекта.
Анализ прототипов
4
Анализ возможных идей. Выбор оптимальных идей
5
Выбор технологии изготовления изделия
6
Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления
7
Разработка конструкторской документации, качество графики.
8
Описание изготовления изделия
9
Описание окончательного варианта изделия
10
Эстетическая оценка выбранного варианта
11
Экономическая и экологическая оценка готового изделия
12
Реклама изделия
Оценка изделия (до 25 баллов)
1
Оригинальность конструкции
2
Качество изделия
3
Соответствие изделия проекту
4
Практическая значимость
Оценка защиты проекта (до 20 баллов)
1
Формулировка проблемы и темы проекта
2
Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи
3
Описание технологии изготовления изделия
4
Четкость и ясность изложения
5
Глубина знаний и эрудиция
6
Время изложения
7
Самооценка
8
Ответы на вопросы
Итого (до 55 баллов)
Максимально возможное количество баллов за тестовые задания – 15. Максимально возможное количество баллов за практические задания – 40. Максимально возможное количество баллов за защиту проекта – 55. Максимально возможное количество баллов – 110. Ключ ответов.
№ п/п
Ответы
1
А) дрожжах; Б) крапива; В) редьку.
2
Свёкла; пассеровать.
3
1-в; 2-а; 3-г; 4-б.
4
осыпаемость
5
Рисунок 6 – шов вподгибку с закрытым срезом
6
1
7
1,9,11, 12,13
8
9
10
1-б; 2-ж; 3-д; 4-а; 5-в; 6-г; 7-з; 8-е.
11
4
12
3
13
3,4
14
3
15
3
Таблица ответов.
№ п/п Ответы
Ответы
1
А) ; Б) ; В)
2
3
4
5
6
7
8
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
9
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
10
11
12
13
14
15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 147215
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Рогатка из двух столбиков с накидом через воздушную петлюЗаголовок 1Заголовок 2Заголовок 315