Среднесрочное и краткосрочное планирование серии последовательных уроков по теме Причастие 7 класс
Среднесрочное планирование серии последовательных уроков № 1 – 3 по русскому языку 7 класс
№
Тема, цель и основные задачи обучения
Активные формы, используемые на уроке /
Включение ИКТ и интеграция Модулей
Форма работы
на уроке /
Организация формативного и суммативного оценивания
Ожидаемые результаты
Используемые ресурсы
1
Тема урока:
Причастие как особая форма глагола.
Цель урока: организовать работу учащихся с опорой на усвоение нового программного материала.
Задачи: усвоить понятия по новой теме, формировать умения выделять главное, устанавливать связи, развивать приемы наблюдательности, развивать умения слушать, рассуждать, размышлять, формирование способности к самооценке, самоконтролю, самоуправлению, формирование способности к общению, рефлексии (увидеть себя глазами других в групповой работе), воспитание интереса, самостоятельности, организованности, воспитание любви к изучению языка.
Работа с теоретическим материалом (составление кластера, мозаики), выявление у причастия признаков глагола и прилагательного
Обсуждение достигнутых целей.
Все модули, кроме М5
Групповая работа
Критериальное взаимооценивание и самооценивание
Ученики смогут: усвоить основные признаки причастия, морфологические признаки причастия, разовьют навыки составления кластера и работы в группах.
Карточки на нахождение причастий в тексте по изученным признакам.
2
Тема урока: Свойства имен прилагательных и глаголов у причастия.
Цель урока: организовать деятельность учащихся с опорой на развитие практических навыков нахождения причастий и определения их морфологических признаков.
Задачи: сформировать навыки, умения выделять главное, устанавливать связи, развивать приемы наблюдательности, формирование способности к самооценке, самоконтролю, самоуправлению, формирование способности к общению, рефлексии (увидеть себя глазами других в групповой работе), воспитание интереса, самостоятельности, организованности, воспитание любви к изучению языка.
Выполнение практических заданий на определение морфологических признаков причастий, нахождение причастий в тексте, определение их отличий от прилагательных.
Обсуждение достигнутых целей.
Все модули, кроме М5
Работа в малых группах
Ученики смогут: закрепить знания о морфологических признаках причастий, отличие причастий от глагола и прилагательного, разовьют навыки и умения устанавливать связи и сравнивать.
Карточки на различие причастий и прилагательных.
3
Тема урока:
Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
Цель урока: организовать деятельность учащихся с опорой на развитие практических навыков написания падежных окончаний причастий.
Задачи: сформировать навыки правописания падежных окончаний причастий, обобщить полученные знания , развивать приемы наблюдательности, формирование способности к самооценке, самоконтролю, самоуправлению, формирование способности к общению, рефлексии (увидеть себя глазами других в групповой работе), воспитание интереса, самостоятельности, организованности, воспитание любви к изучению языка.
Склонение причастий , сравнение падежных окончаний причастий с окончаниями прилагательных, установление связи морфологических признаков причастий и прилагательных.
Обсуждение достигнутых целей.
Все модули, кроме М5
Работа в малых группах
Ученики смогут:
Правильно писать падежные окончания, задавая к причастию вопрос и смотря на окончание вопроса, что умеют делать при написании окончаний прилагательных.
Карточки с заданием на закрепление полученных знаний
План – конспект урока № 1 по русскому языку
Тема. Причастие как особая форма глагола.
Дата
Класс 7
Цель урока: организовать работу учащихся с опорой на усвоение нового программного материала.
Задачи: усвоить понятия по новой теме, формировать умения выделять главное, устанавливать связи, развивать приемы наблюдательности, развивать умения слушать, рассуждать, размышлять, формирование способности к самооценке, самоконтролю, самоуправлению, формирование способности к общению, рефлексии (увидеть себя глазами других в групповой работе), воспитание интереса, самостоятельности, организованности, воспитание любви к изучению языка.
Оборудование урока и дидактический материал: таблицы, схемы, учебник, сборник упражнений, сборник дидактических материалов, тесты, карточки с заданиями, портреты писателей, ТСО , иллюстрации, раздаточный материал
Планируемые результаты обучения: ученики смогут
усвоить основные признаки причастия, морфологические признаки причастия, разовьют навыки составления кластера и работы в группах.
Модули: 1. Новые подходы. Диалоговое обучение. Обучение тому как учиться 4. Обучение талантливых и одаренных детей 7. Управление и лидерство в обучении
2. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников 5. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании
3. Обучение критическому мышлению 6. Оценивание для обучения и оценивание обучения
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
время
модули
I. Побуждение
Организационный этап // Положительный настрой // Деление класса на группы. (дни недели) // Правила работы в группе
Делит на группы
Рассаживаются по группам
7
М1
II. Реализация
1)Актуализация познавательной деятельности учащихся. Мозговой штурм.
Записать предложения, найти в них все слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ?
Всё вокруг казалось погружённым в странную задумчивость.
Учитель, сидевший в углу зала, выглядел счастливым.
Большие деньги, взятые в долг у банка, недавно возвращены.
- Все ли из этих слов являются прилагательными?
Слово учителя
В древнегреческой мифологии самые интересные и необычные существа – это КЕНТАВРЫ. Верхняя их часть – это руки и туловище человека, а нижняя часть представляла собой туловище лошади. Вот такие вот необычные существа, свои кентавры есть и в русском языке. И это ПРИЧАСТИЕ.
Рассмотрим предложение из романа-сказки о Гарри Потере:
Он носил круглые очки, заклеенные скотчем и только благодаря этому не разваливающиеся.
- Сколько определений имеет слово ОЧКИ? (3) Прилагательное КРУГЛЫЕ, причастие ЗАКЛЕЕННЫЕ и причастие ЗАКЛЕИВАЮЩИЕСЯ.
Задача этого маленького предложения создать в голове у читателя как можно более точный, подробный образ очков главного героя, как в телевизионной картинке. И если бы не было причастий, мы бы не смогли узнать так много информации.
Прилагательное КРУГЛЫЙ несет в себе информацию только о форме очков.
А вот причастие ЗАКЛЕЕННЫЕ сообщает нам, что они были кем-то заклеены, действие уже совершилось.
2)Подача нового материала и осмысление его содержания
Изучаем параграф в учебнике и составляем кластер
1 и 2 группы: Дать понятие причастия
3 и 4 группы: Чем причастие похоже на прилагательное?
5 и 6 группы: Чем причастие похоже на глагол?
Представление работ и их оценивание по критериям: оформление – 1б., содержание – 1б., презентация – 1б.
3)Закрепление: на скорость стр.24 №50 Выписать в два столбика прилагательные и причастия
Следит за выполнением задания
Рассказывает, наводит на размышление
Наблюдает за выполнением задания
Наблюдает
Проверяет работу учащихся
Выполняют задание в тетрадях
Слушают, рассуждают, отвечая на вопросы учителя
Работают в группах, составляют кластер по прочитанному теоретическому материалу
Оенивают по критериям
Выполняют упражнение
5
5
10
6
10
М3
М3
М3
М1
М7
М2
М6
М1
III. Рефлексия
1) Подведение итогов урока:
Обобщение материала, полученного на уроке:
Что у нас получилось? Над чем надо поработать?
Оценить работу группы Заполнить листы оценивания 2) Домашнее задание: № 52
Задает вопросы
Отвечают на вопросы, оценивают работу групп
2
М1
М6
План – конспект урока № 2 по русскому языку
Тема. Свойства имен прилагательных и глаголов у причастия.
Дата
Класс 7
Цель урока: организовать деятельность учащихся с опорой на развитие практических навыков нахождения причастий и определения их морфологических признаков.
Задачи: сформировать навыки, умения выделять главное, устанавливать связи, развивать приемы наблюдательности, фР°ормирование способности к самооценке, самоконтролю, самоуправлению, формирование способности к общению, рефлексии (увидеть себя глазами других в групповой работе), воспитание интереса, самостоятельности, организованности, воспитание любви к изучению языка.
Оборудование урока и дидактический материал: схемы, учебник, сборник дидактических материалов, карточки с заданиями, раздаточный материал
Планируемые результаты обучения: ученики смогут
закрепить знания о морфологических признаках причастий, отличие причастий от глагола и прилагательного, разовьют навыки и умения устанавливать связи и сравнивать.
Модули: 1. Новые подходы. Диалоговое обучение. Обучение тому как учиться 4. Обучение талантливых и одаренных детей 7. Управление и лидерство в обучении
2. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников 5. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании
3. Обучение критическому мышлению 6. Оценивание для обучения и оценивание обучения
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
время
модули
I. Побуждение
Организационный этап // Положительный настрой // Деление класса на группы. (по счету) // Правила работы в группе
Делит на группы
Рассаживаются по группам
5
М1
II. Реализация
1)Актуализация познавательной деятельности учащихся.
Мозговой штурм. (№51, 1-2 пр.)
Выписать из предложений только причастия.(6 причастий)
Синтаксическая пятиминутка. (определить вид предложения по количеству грам.основ, составить схему предл., заменить сочетание причастием)
Без предварительной записи предложения Мы подошли к лагерю туристов, который располагался на высоком берегу реки учащиеся должны определить, какое оно по наличию основ; начертить его схему. Записать предложение, заменив сочетание слов который располагался причастием.
2)Подача нового материала и осмысление его содержания
Изучаем параграфы 6-7 в учебнике, записываем пункты по признакам прилагательного и глагола, заполняя таблицу
В результате анализа материала учебника учащиеся должны ответить на вопрос, почему причастие является формой глагола (образуется от глагола, например: лопнувший от лопнуть), имеет, как и глагол, время (лопнувший лопающийся), вид совершенный и несовершенный.
Как определяется вид причастия? (По глаголу, от которого оно образовано.)
Чем отличается причастие от глагола? (Не спрягается.)
Переходность и возвратность определяется также, как у глагола.
Как прилагательное, ПРИЧАСТИЕ изменяется по родам, числам и падежам. Как качественные прилагательные, ПРИЧАСТИЕ может иметь две формы: ПОЛНУЮ и КРАТКУЮ (исправленный - исправлен) В предложении тоже является ОПРЕДЕЛЕНИЕМ или СКАЗУЕМЫМ, как краткая форма прилагательного.
Проверка таблиц
3)Закрепление:
1) Записать предложения. Указать род, число, падеж, форму, каким членом предложения является, вид, время, переходность и возвратность причастий. (по составленной таблице)
Хорошо утоптанная тропинка привела к живописному болоту, образовавшемуся из лесной речонки. Яркая зелень камыша перемежалась здесь с белыми облаками цветущего дягиля, распространявшего вокруг свой прекрасный аромат.
2)№ 62 Выписать из предложений причастия, в скобках указать неопределенную форму глаголов, от которых они образованы. Определить признаки глагола.
Следит за выполнением задания. Проверяет.
Зачитывает предложение, дает задание.
Наблюдает, помогает
Наблюдает за выполнением задания
Проверяет работу учащихся
Группа экспертов проверяет, следит, кто как работает
Выполняют задание в тетрадях
Записывают схему предложения, выполняют задание.
Рассуждают, обсуждают, записывают пункты в таблице
Сильная группа учащихся составляет таблицу в качестве образца
Выполняют упражнение
Помогают друг другу, следят, чтобы каждый член группы работал. Оценивают работц друг друга
3
5
10
15
М3
М1
М1
М7М2
М7
М3
М1
М7
М2
М6
III. Рефлексия
1) Подведение итогов урока:
Обобщение материала, полученного на уроке:
Что у нас получилось? Над чем надо поработать?
Оценить работу группы Заполнить листы оценивания 2) Домашнее задание: № 59
Задает вопросы
Отвечают на вопросы, оценивают работу групп
2
М1
М6
План – конспект урока № 3 по русскому языку
Тема. Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
Дата
Класс 7
Цель урока: организовать деятельность учащихся с опорой на развитие практических навыков написания падежных окончаний причастий.
Задачи: сформировать навыки правописания падежных окончаний причастий, обобщить полученные знания , развивать приемы наблюдательности, формирование способности к самооценке, самоконтролю, самоуправлению, формирование способности к общению, рефлексии (увидеть себя глазами других в групповой работе), воспитание интереса, самостоятельности, организованности, воспитание любви к изучению языка.
Оборудование урока и дидактический материал: схемы, учебник, сборник дидактических материалов, карточки с заданиями, раздаточный материал
Планируемые результаты обучения: ученики смогут
Правильно писать падежные окончания, задавая к причастию вопрос и смотря на окончание вопроса, что умеют делать при написании окончаний прилагательных.
Модули: 1. Новые подходы. Диалоговое обучение. Обучение тому как учиться 4. Обучение талантливых и одаренных детей 7. Управление и лидерство в обучении
2. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников 5. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании
3. Обучение критическому мышлению 6. Оценивание для обучения и оценивание обучения
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
время
модули
I. Побуждение
Организационный этап // Положительный настрой // Деление класса на группы. (по отрытке) // Правила работы в группе
Делит на группы
Рассаживаются по группам
5
М1
II. Реализация
«Пиши правильно»: Присутствовать, вдалеке, вблизи
1)Актуализация познавательной деятельности учащихся.
Мозговой штурм.
Учащиеся готовят рассказ о причастии по плану:
1. Что такое причастие?
2. Какие общие признаки есть у причастия и прилагательного?
3. Какие признаки глагола есть у причастий?
4. Какова синтаксическая роль причастия в предложении?
2)Подача нового материала и осмысление его содержания
Изучение параграфа № 8 (стр.30-32)
Заполнение таблицы с вопросами
3)Закрепление:
1) № 64 Списать предложение, выполнить задание по образцу
1-3 группы (1, 3 предл.)
4-6 группы (5, 9 предл.)
2) № 65 Выписать из предложений словосочетание «сущ. + прич.», вставить правильно окончание
1-3 группы (1, 2 предл.)
группы (3 предл.)
3)Самостоятельная работа по вариантам (1-5) № 65 (4 -8 предл.)
Выписать словосочетания «сущ. + прич.», вставить правильно окончание, определить падеж
Диктует и записывает
Следит за выполнением задания. Проверяет.
Следит за работой группы
Объясняет задание.
Наблюдает, помогает
Проверяет работу учащихся
Записывают в тетрадях
Выполняют задание по карточке
Заполняют таблицу, отвечая на вопросы
Выполняют упражнение
Помогают друг другу, следят, чтобы каждый член группы работал. Оценивают работц друг друга
3
5
10
10
М1
М1
М1
М1
М7М2
III. Рефлексия
1) Подведение итогов урока:
Обобщение материала, полученного на уроке:
Что у нас получилось? Над чем надо поработать?
Оценить работу группы Заполнить листы оценивания 2) Домашнее задание: № 66
Задает вопросы
Отвечают на вопросы, оценивают работу групп, заполняют рефлексионную карту
2
М1
М6
"ђЗаголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 515