Рефлективный отчет анализа приоритетов развития учителей школы, основанных на идеях аудиторного этапа обучения.
Рефлективный отчет анализа приоритетов развития учителей школы,
основанных на идеях аудиторного этапа обучения.
Завершающим этапом прохождения практики по реализации плана развития школы было проведение международного исследования TALIS, который способствовал выявлению наиболее важных приоритетных направлений для дальнейшей работы школы.
Исследование TALIS дает возможность администрации отследить: считают ли учителя необходимостью изменить свои подходы к осуществлению учебно-воспитательного процесса, как реагируют учителя на внешнюю оценку своей деятельности и отзывы со стороны администрации и коллег школы, оказывает ли влияние сетевое сообщество на профессиональный рост педагогов, и в какой степени это проявляется. Проведенный TALIS помог определить потребность педагогов школы в оказании им методической помощи по организации учебного процесса в классе. С происходящими изменениями в образовании к современному учителю предъявляются высокие требования. Педагог должен иметь такие качества, как способность к самосовершенствованию, самообразованию, обладать мобильностью, лидерскими качествами. Я считаю, что учитель должен быть проводником новых идей в образовании и воспитании нового поколения. Он должен обладать творческим потенциалом, креативным мышлением, чтобы внедрять в практику новые подходы в обучении, использовать на уроке инновационные технологии. Также учитель должен обладать навыками исследователя, обобщая свой опыт, принимать участие в конференциях, семинарах, мастер-классах, конкурсах, олимпиадах разного уровня, тем самым повышая свой рейтинг среди коллег и мастерство. Использование такого инструмента как TALIS, позволяет отслеживать руководителю школы степень и уровень участия учителей в совершенствовании своих профессиональных навыков.
Анализируя результаты тестирования, можно отметить, что учителя проявляют активность в отношении своего профессионального роста через посещение курсов повышения квалификации, обучающих семинаров-практикумов, конференций, работу сетевого сообщества. Участники исследования считают необходимым на данный момент для повышения уровня профессионального развития осуществление таких процессов в школе, как менторинг и коучинги. В нашей школе коучинги проводятся регулярно, тематика которых определяется приоритетным направлением школы. В школе достаточное количество сертифицированных учителей 1 продвинутого уровня и 2 уровня, поэтому в рамках сетевого сообщества осуществляется менторинг с несертифицированными учителями. Анализ отчёта G позволил мне определить потребности учителей школы в профессиональном развитии по следующим направлениям: методика оценивания учеников, совершенствование навыков ИКТ для преподавания, обучение учащихся со специальными учебными потребностями. Соответственно эти направления я выделяю как существующие проблемы у учителей, на которые необходимо обратить внимание при составлении ПРШ на следующий учебный год. Анализ отчета G также позволил определить, что практика проведения уроков у большинства учителей после посещения администрацией и коллегами намного улучшилась. Учителя, участвующие в разработке серии уроков с использованием подхода Lesson Study, проведении его и наблюдении за учащимися, намного улучшили свои навыки. Это говорит о том, что применяемый подход Lesson Study эффективно работает на совершенствование педагогических компетенций. Но, к сожалению, есть учителя, у которых практика пока ещё осталась без изменений по вопросам дисциплины в классе и знанию профилирующего предмета. Таких учителей в школе, конечно, немного - от двух до четырех (10-20%), но, тем не менее, не радует тот факт, что никаким образом эти учителя не изменили свое отношение к педагогической деятельности. Это говорит о равнодушие со стороны педагогов, о том что педагоги не испытывают потребности повышать свой уровень профессионализма, изменить свои подходы к воспитанию и обучению детей. И меня, как руководителя, это тревожит. Ведь заявленный приоритет для реализации был выбран «Исследование цели и результатов урока», видимо не все пока педагоги научились формулировать SMART –цели, и соответственно результаты остались на прежнем уровне. Поэтому можно сделать вывод, что исследование TALIS позволяет руководителю отследить степень происходящих изменений у педагогов школы в преподавании, обучении и воспитании учащихся. Из отчёта G я также узнала, что данная оценка деятельности педагогов при посещении уроков или мероприятий не всегда способствовала учителям внести изменения в деятельность учителя, улучшить его практику преподавания, мотивировать на усовершенствование своей деятельности. Из анализа отчета G я увидела, что учителя отмечают улучшение собственной практики в результате участия и проведения Lesson Study. Поэтому, стоит продолжить внедрение этого подхода активнее с нового учебного года, во время реализации ПРШ -2.
Анализ, основанный на исследовании TALIS, позволил мне определить некоторые проблемы, которые представлены в выводах отчета G. Так как в школе обучается разный контингент учащихся, а именно, дети – инвалиды, обучающиеся на дому и в школе, дети с замедленным психическим развитием (имеют справку ЗПР), но обучаются в общеобразовательном классе, некоторые учителя испытывают затруднения в организации дифференцированного подхода в обучении, а также в создании психологического комфорта на уроке. Поэтому в анализе отчета G отражена эта проблема, которую я учту при составлении приоритетного направления. Для решения этой проблемы я планирую привлечь психолога школы, опытных учителей для внедрения в практику подхода Lesson Study.
Следующей проблемой в профессиональном развитии педагогов является «Использование ИКТ в учебном процессе». Среди учителей имеется потребность в совершенствовании методик применения ИКТ в преподавании различных дисциплин. Имеющиеся знания и умения учителей в этой области уже устарели, есть необходимость изучить новые
приёмы и подходы при составлении презентаций с использованием флипчартов, тригеров и др. При посещении уроков выяснилось, что учителя не используют в системе и в полную меру, имеющееся в достаточном количестве компьютерное и интерактивное оборудование. Поэтому считаю необходимым активизировать эту работу среди учителей школы, так как ИКТ даёт возможность повысить качество учебного процесса, мотивацию учеников на изучение предмета, осуществлять оперативную обратную связь. Эту проблему я думаю можно решить с помощью организации обучающего семинара или мастер-класса с привлечением опытных педагогов в рамках сетевого сообщества учителей.
Одной из важных проблем является «Методика оценивания учеников». Сегодня это самый волнующий вопрос, как для родителей, так и для учителей. Можно отметить много недостатков в существующей системе оценивания. Практика показывает, что пятибалльная система оценивания не является объективной и однозначной. Оценка выставляется учителями, опираясь на сравнение результата ответа одного ученика с другим. В связи с происходящими изменениями в образовании, необходима и новая система оценивания, а именно, критериальное оценивание. Когда учитель научится составлять четкие критерии для оценивания каждого задания, устного ответа, письменной работы, контрольной работы или теста, тогда оценка будет объективной, и у родителей не будет сомнений в её достоверности.
Подводя итог по выявленным проблемам, хочу остановиться на последней проблеме, как более сложной и важной для всех участников образовательного процесса (учитель-ученик-родитель), и выбрать приоритет для реализации ПРШ 2 – «Новые подходы в обучении: использование критериального оценивания». Выбранный приоритет позволит учителям улучшить практику преподавания, более детально отслеживать продвижение учащихся к намеченному результату, объективно оценить вклад каждого ученика в достижение результата, обеспечить своевременную обратную связь и коррекцию знаний, умений, навыков.
Я думаю, что для решения проблемы оценивания учебных достижений учащихся необходимо провести коучинг-сессии по теме «Оценка в рамках» – решение всех проблем. А также проработать на фокус-группах практику по разработке критериев оценивания к различным видам заданий. Организация работы фокус-групп по разработке и проведению уроков с использованием подхода LS позволит улучшить навык преподавания, использования разных способов и видов оценивания для достижения результатов. Активная работа сетевого сообщества будет способствовать активизации всех членов коллектива на совместное решение проблем в преподавании и оценивании, повышение педагогического мастерства, анализ обратной связи, коррекцию работы, постановку новых образовательных задач.
Мисщенчук Вера Николаевна
8 группа
ЦПМ г. Астана Портфолио руководителя организации образования H
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
15