Конспект внеурочного занятия Знакомство с профессией пожарного
Творческая студия «Творим добро».
Тема: Профессия ПОЖАРНЫЙ.
Цели: расширять представления учащихся о профессии «пожарный»; повторить правила пожарной безопасности; учить соблюдать их; довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём; отрабатывать правильность действий при возникновении пожара; прививать навыки осторожного обращения с огнём; развивать интеллектуальные и творческие возможности учащихся; воспитывать уважение к труду, людям любой профессии.
Оборудование: буклеты, ватман, рисунки с изображением пожарного, клей, огоньки, пословицы, правила пожарной безопасности, картинки к дидактическим играм, конверты с заданиями.Ход занятия
1.Оргмомент. (слайд 1)
- Поприветствуем гостей, садимся удобно.
2. Беседа
- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с профессиями людей. Для чего мы это делаем, зачем нам это нужно? (ответы детей)
- Сегодня мы с вами будем работать в группах. На доске у нас висит чистый плакат. Наша задача заполнить его в процессе нашей работы.
(слайд 2)
- Посмотрите на экран, что вы видите? (огонь)
- С древних времён человек научился добывать огонь. Он стал его другом, но иногда он причиняет вред человеку.
Огонь бывает разный…
Очень добрый, очень злой…
Говорят - огонь нам друг!
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нём забудем,
Отомстит он сразу людям.
– Нашим другом и помощником огонь остаётся до тех пор, пока мы внимательно и осторожно обращаемся с ним. Но шалость с огнём, как правило, приводит к беде – пожару.
Сейчас каждая группа обсудит свой вопрос и попробует на него ответить
1) - Когда мы говорим, что огонь – друг?
2) - Когда мы говорим, что огонь – враг?
- Ребята, люди каких профессий связаны с огнём? (сталевар, сварщик …)
(слайд 3-7)
- Давайте посмотрим на экран
-Загадка вам поможет определить, о какой именно из перечисленных профессий мы будем сегодня говорить на занятии.
(слайд 8)
Если вдруг пожар случится,
Кто быстрее всех примчится
На машине ярко-красной,
Чтоб залить огонь опасный?
Перетянут он ремнём
Каска прочная на нём.
Он в горящий входит в дом,Он сражается с огнём…( пожарный)
(слайд 9)
- С какой же профессией мы сегодня познакомимся? ПОЖАРНЫЙ
Игра «Собери картинку»
- Каждой группе нужно собрать изображение пожарного из пазлов, а затем наклеить его на лист.
- Какими качествами должен обладать пожарный? КАЧЕСТВА
- К-1. Среди предложенных слов, выберите те, которые подходят для характеристики пожарного и наклейте их на лист.
(смелость, внимательность, организованность, невнимательность, слабость, трудолюбие, лень, отвага, мужество, неорганизованность, безразличие, медлительность, нерешительность, самоотверженность, бесстрашие.)- Как вы понимаете значение слов организованность, самоотверженность
Рассказ учителя.
Пожарный - специалист по борьбе с пожарами.
Много веков пожары тушили «всем миром». Колокольный звон извещал о пожаре и жители соседних домов бежали помогать тушить огонь. Но испуганная толпа людей часто больше мешала тушению огня, чем помогала. В борьбе с огнем успешнее действует небольшая организованная группа специально обученных людей.
Уже в Древнем Риме работали команды пожарных. Их называли «вигилии», что означает «бодрствующие». Эти пожарные несли еще и полицейскую службу по ночам. Наиболее богатые римляне содержали «персональные» пожарные команды.
В России первая пожарная команда была организована в 1803 году по приказу императора Александра I. Сейчас пожарные команды есть в каждом городе. Пожарный должен не только бороться с огнем, используя достижения науки и техники, но и уметь грамотно оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим, успокоить людей, вывести их из горящего здания.
Во все времена пожарные приходят на помощь по первому зову. О собственной безопасности они думают в последнюю очередь. Профессия пожарного считается одной из самых опасных в мире, поэтому для нее нужна самоотверженность, бесстрашие, мужество и воля.
30 апреля в России отмечают праздник – День пожарной охраны. В этотдень поздравляют работников пожарной охраны, награждают тех пожарных, которые проявили отвагу, смелость при тушении пожаров, при спасении людей. Труд пожарных – почётное и нужное дело. Он тяжёлый, опасный, но интересный и полезный.
- Ребята, а что мы можем сделать, чтобы облегчить труд пожарного?
Правила
- К-2
1 группа: - Выберите правила, которые нужно выполнять, чтобы не допустить возникновения пожара? 2 группа: - Выберите правила, которые нужно выполнять, если случился пожар?
Нельзя играть со спичками
Пользуйся только исправными электроприборами
Не оставляй электроприборы без присмотра
Аккуратно обращайся с газовой плитой
Нельзя сушить белье над газом
Не оставляйте незатушенных костров
Не поджигайте сухую траву
- Что нужно делать, если случился пожар?
Не поддавайся панике
Если увидишь пламя –попытайся потушить
Зови на помощь взрослых
Нельзя открывать окна
Нельзя тушить водой электроприборы
От огня нельзя прятаться.
Нужно дышать через мокрую ткань внизу около пола
Из горящего помещения надо быстро уйти
Вызывай пожарных по телефону «01»
- Сейчас мы представим себя в роли пожарных и соберём все огоньки, которые спрятались в классе.
(слайд 10)
Физкультминутка.
Игра «Собери огоньки» 10 шт.
Песня
– Девочки нам исполнят песенку о пожарном, а мы подпоём.
Песня о пожарном
(на мотив песни "Буратино")
Когда беда, он входит в дом.Он с детства каждому знаком.Он не писатель, не поэт.Зато смелей на свете нет!Его повсюду узнают,Скажите, как его зовут?По-жар-ный!
Он носит шлем на голове.И не горит совсем в огне.Он смел, умен, хорош собой.Ну, разве это не герой?Его повсюду узнают.Скажите, как его зовут?По-жар-ный!
- Народ придумал очень много разных пословиц. Среди них имеются такие, которые нас учат правильному обращению с огнём. Вы должны их составить, т.к. они рассыпались.
Собери пословицы – К-3работа в группах (начало+конец)
Маленькая спичка сжигает большой лес.
Дыма без огня не бывает.
Дерево с огнём не дружит.
Упустишь огонь – не потушишь.
Не имей привычки носить в кармане спички.
Один на пожаре не боец.
Спичка - невеличка. Огонь - великан.
Пожарному делу учиться – вперёд пригодится.
- Проверим, как вы справились с этим заданием.
(слайд 11)
Дидактические игры «Что пригодится при пожаре», « Огнеопасные предметы». (работа по группам)(1 группа: среди опасных предметов найти те, которые очень часто являются причиной пожара,
2 группа: среди предметов найти те, которые могут пригодиться при тушении пожара)- Ребята, давайте с помощью загадки определимещё одного помощника пожарных:
Загадка
Я мчусь с сиреной на пожарВезу я воду с пеной.Потушим вмиг огонь и жарМы быстры, словно стрелы. ( Пожарная машина) (слайд 12)
Пожарная машина
- Как без неё им быть!
Ведь на пожар не смогут
Они вовремя прибыть.
Машина настоящая,
Красивая, большая.
Гудит она сиреною
И маячки мигают.
Машина двухкабинная,
В одной сидят как надо
Сам командир с водителем,
В другой сидит команда.
А красный цвет машине,
Ребята, дан не зря
- По той простой причине.
Что красный - цвет огня.
Цвет у машины красный
Ещё и для того,
Чтоб видеть автотранспорт
Её мог далеко.
К обочине прижаться,
Дорогу уступить.
Важнее дел пожарных
Вообще не может быть!
- А если пожар случился в море? Если горит лес?
(слайд 13)
- У пожарных сейчас есть мощная техника - пожарные автомобили, корабли и катера, специальные пожарные поезда, теплоотражающие костюмы и множество огнетушащих средств. Но главную работу выполняет все-таки человек.
Рефлексия
- С какой профессией мы сегодня познакомились?
- Что же вы узнали о работе пожарных?
- Какими качествами должен обладать пожарный?
- Может быть кто-то захотел уже сейчас стать пожарным?
- Посмотрим на наш плакат. Как в дальнейшем он нам может пригодиться?
- Сейчас ребята, рассказав стихотворение о работе пожарных, подведут итог нашему занятию:
(слайд 14)
Работа пожарных
За сутками сутки и ночью, и днём Готовы пожарные к битве с огнем.И нету на службе секунды для сна, Секунды у них – дорогая цена!
Едва о беде сообщит телефон,Помчится на выручку дивизион.
Но мало отважными, смелыми быть,Чтоб злой и коварный огонь победить.А следует многое знать и уметь, Чтоб чётко и быстро огонь одолеть.
Всегда осторожными будьте с огнём – Всем скажут пожарные строго.Пусть реже и реже для нас с каждым днёмЗовёт на пожар к вам тревога.
На память дети раздают буклеты с правилами.