Технологическая карта урока по теме Союз как часть речи
Технологическая карта урока русского языка
в 7 классе.
Учитель: Попова Наталья Александровна
МБОУ «Жилинская основная общеобразовательная школа».
Урок русского языка по теме: «Союз как часть речи»
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет Русский язык 7класс
Тема «Союз как часть речи».
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Умение определять союз как служебную часть речи.
Уметь узнавать союз, доказывая свое мнение, отличать от омонимичных словоформ.
Видеть строение союзов
Знать роль союза в предложении
Умение работать индивидуально и в парах, находить общее решение.
Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. Воспитание любви к родному языку.
Расширение кругозора, логического мышления.
Решаемые учебные проблемы Формировать умения рассказывать о союзе как части речи;
Уметь находить союзы в предложениях и текстах;
Уметь составлять предложения с союзами;
Совершенствовать умение в работе с текстом;
Вид используемых на уроке средств ИКТ Презентация
Методическое назначение средств ИКТ Усилить мотивацию учащихся к обучению;
Повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых;
Усилить наглядность в обучении;
Повысить уровень визуализации изучаемого материала;
Включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Формирование конкретного образовательного материала Формулировка целей и задач урока.
.
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата Оргмомент. Приветствие учащихся.
(Положительный эмоциональный настрой, мотивация к учебному процессу)
Приветствие, запись в тетради.
Актуализация знаний
Синтаксическая разминка.
1.Задание: прочитайте предложение А, Б, В, Г и выполните задание.
А. По-моему, эта сказка могла бы быть написана о Генрихе Шиллере.
Б. В одной из сказок Андерсена засохший розовый куст покрывается среди зимы белыми душистыми цветами.
В. Куст расцветал, потому что к нему прикоснулась добрая человеческая рука.
Г. «Он обладал даром,- сказал о Шиллере Гете,- облагораживать все, к чему прикасался».
А) В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
Варианты ответа: 1) Г, Б, А, В. 2) А, Б, В, Г. 3) Б, В, А, Г
4) Б, А, В, Г.
Б) У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки:
1. Засохший – действ. прич.прош.вр.
2. Среди – предлог, употр. с род. пад.
3. Расцвел – гл. сов.в.
4. Даром – наречие
В) В этом предложении есть союз: 1) А 2) Б 3) В 4) Г.
Г) Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Г, 2) В, 3) Б, 4) А.
Методы обучения Пропедевтическая беседа
Форма организации деятельности учащихся.
Роль учителя Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов деятельности, сбор информации для работы в парах
Основные виды деятельности учителя Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала.
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
Формирование конкретного образовательного материала Определение понятия «союз».
Разграничение функции союзов
Определение строения союза.
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата Создание проблемной ситуации. Разберите по составу слова и скажите, что между ними общего? СОЮЗ ,УЗЫ, УЗЕЛ, ВЯЗАТЬ
Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки СО- от слова, корень которого дошел до нас в словах УЗЕЛ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ.
Итак, тема урока: «Союз как часть речи».
Справочное бюро ( справку представляет учащийся)
– Название «союз» появилось в XVII веке. В русском языке около 250 союзов. Ученые исследовали союз «и», его значения, частоту употребления и обнаружили, что:
– «и» – один из самых древних союзов русского языка;
– союз «и» за тысячелетия не изменил своего значения, он соединяет слова и части сложного предложения;
– слово «и» за столь долгий срок не изменило своего звучания;
– союз «и» тысячелетия был и остается исключительно частотным словом.
Итак, союз «и» – самый употребляющийся союз, особенно в устной речи.
Разграничение функции союзов
Сравните два предложения, записанные на доске:
1.В саду цвели розы и ромашки, душистый табак и лилии.
2.В саду зацветали розы, и ромашки весело вертели головками, и душистый табак наполнял воздух ароматом, а лилии важно тянули свои язычки к солнцу.
(В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложносочиненного предложения).
Определите, что такое союз как служебная часть речи.
(Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).
(Открывается первая часть схемы, но закрыт пункт 3).
Союз
1. По морфологическому составу
Простые:
а, но, даже, что, если, да, также. Составные:
потому что; так как;
после того, как;
несмотря на то, что.
2. По употреблению:
Одиночные:
песни и стихи. Повторяющиеся:
и стихи, и песни. Двойные:
и-и; ни-ни; либо-либо; либо я, либо ты.
3. По синтаксическим функциям
Сочинительные:
а) соединительные:
и; да; ни-ни; и-и;
б) сопоставительные:
не только; но и; как-так и;
в) противительные:
а; но; однако; же; зато;
г) разделительные:
или; или-или; либо-либо; то-то; не то - не то; то ли- то ли;
д) присоединительные:
да и; также; тоже. Подчинительные:
а) временные (с тех пор, как);
б) причинные (потому что);
в) целевые (затем; чтобы);
г) условия (если);
д) уступительные (хотя);
е) сравнительные (как);
ж) изъяснительные (что) и т.д.
Две части в союзах:
потому, что;
с тех пор, как;
затем, что.
– К каждому подпункту разделов «1» и «2» I и II варианты придумывают поочередно по одному примеру.
Синтаксические функции союзов.
Работа по пункту 3 опорной схемы «Союз».
– Послушайте лингвистический рассказ.
Звенья связи
На выставке языковых моделей дежурный экскурсовод показывает экспонаты – союзы:
– Вот это – соединительный союз, который связывает однородные члены; поскольку они равноправны, то крепятся к союзу одинаково.
– А вот модель сложносочиненного предложения, части его равноправны, соединяются сочинительными союзами.
– Наконец, вы видите модель сложноподчиненного предложения, части которого подчинены одна другой, соединяются подчинительным союзом.
Союзы – это не просто звенья связи, они устанавливают еще смысловые отношения частей: противопоставительные, причинные, временные и другие.
Работа с учебником.
Почему решили, что «потому что» - союз? Ответ проверьте по материалу п.23,стр.136-139. Что вы еще можете сказать об этом союзе? ( Связывает 2 части СПП- стр.137 п.2 – это подчинительный союз,стр.139 п.2 –обстоятельственный со значением причины)
Упр.306 – выразительное чтение, нахождение союза, его характеристика при помощи таблицы
Методы обучения Рефлексивная беседа;
работа в парах;
фронтальная работа
Форма организации деятельности учащихся Обсуждение и поиск общего решения в паре, представление результата работы в паре
Основные виды деятельности учителя, Роль учителя Организационная - правила работы в паре;
ЭТАП 3. Практикум
Формирование конкретного образовательного материала .
Работа над пунктуационными задачами.
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата Учитель предлагает разные формы работы:
Пунктуационная задача №1.
А) На встречу с выпускниками школы пришли и родители и учителя и ребята.
Б) Быстро лето пролетело и наступил учебный год.
В) Летом мы с удовольствием купаемся и загораем.
Расставь знаки препинания в предложениях и сделай вывод об условии постановки запятой.
Создание алгоритма по постановке запятой перед союзом и
Алгоритм выполнения задания
1. Обозначьте в предложении грамматические основы.
2. Определите границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции.
3. Посмотрите, как эти предложения связаны между собой.
4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия в предложении определите, что он соединяет:
- если союз И соединяет однородные члены предложения, то перед ним не ставится запятая;
- если союз И соединяет простые предложения, то перед ним ставится запятая;
3. Игра «Собери пословицу».
1. Чтобы Надо сильным, смелым быть напишешь пером
2. Что Не вырубишь топором Родине служить.
3. Когда Цену вещи узнаешь с полки не достанешь.
4. Так и Руки не протянешь потеряешь.
5. Что Смелый находит то ворон считает.
6. Потому что Рассеянный ничего не знает робкий теряет.
7. Где Там и счастье много знать.
8. Чтобы Надо любить книгу труд.
9. Что Ласковое слово дерево без корней.
10. Что Калач тем и хорош весенний день.
11. Что Человек без друзей горяч.
Ответы
1. Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить.
2. Что напишешь пером, не вырубишь топором.
3. Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.
4. Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.
5. Смелый находит то, что робкий теряет.
6. Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает.
7. Где труд, там и счастье.
8. Чтобы много знать, надо любить книгу.
9. Ласковое слово, что весенний день.
10. Калач тем и хорош, что горяч.
Методы обучения Проблемно-поисковый
Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности Итоговая презентация
Формы организации деятельности учащихся Работа с раздаточным материалом (пословицы)
Участие в аналитической беседе
Поисковая деятельность
Основные виды деятельности учителя, роль учителя Организация аналитической беседы.
ЭТАП 4.Проверка полученных результатов. Коррекция.
Формирование конкретного образовательного материала Беседа.
– Какие цели мы ставили в начале урока?
– Какой алгоритм разработали вместе?
– Какие признаки союза обнаружили?
– Попробуйте сами оценить, научились ли вы распознавать союзы в тексте?
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата Итоговое обобщение по теме, тест (2 варианта)
Вставь пропущенные понятия
1. В русском языке есть ………… и служебные части речи.
2. Служебные части речи это………
3. Союз – это……………………..
4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………
5. Союзы не являются………………………
6. Союзы связывают………………………………….
7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………….
8. Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....
Тест 1
1. Укажите неверное утверждение.
А) Части сложного предложения связываются только подчинительными союзами.
б) сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительныеи разделительные.
в) Союзы бывают подчинительными и сочинительными.
2. Укажите пример с сочинительным союзом.
а) Вода играет и дышит.
б) Сад полыхает, как в мае заря.
в) Лица не было видно, потому что было темно.
3. Укажите пример с простым союзом.
а) Приятели сворачивают с дороги и углубляются в лес.
б) Растения опыляют не только пчелы, но и другие насекомые.
в) Лес стоял молчаливый, потому что главные певцы улетели.
4. Укажите пример, в котором союз связывает однородные члены.
а) За заводами кончался город и начиналось море.
б) То тут, то там что-то сыплется и шуршит.
в) Мы подождали, пока выгрузили наши вещи.
5. Укажите предложения, где перед союзом и запятая не ставится (знаки не расставлены.)а) Слышалась тихая тягучая и заунывная песня.
б) Пели соловьи и из полей доносился крик перепелов.
в) Сквозь мглу трудно было разглядеть и цвет и очертанияпредметов.
Тест 2
1. Укажите верные утверждения.
а) Союз является членом предложения.
б) Союзы могут связывать однородные члены предложения.
в) Союзы бывают простые и составные.
2. Укажите примеры с союзами.
а) Дождь закончился, и на улице стало солнечно.
б) Выполнил, потому что было необходимо.
в) Внушил бы ему надежду.
г) Идти впереди колонны.
3. Укажите примеры с подчинительными союзами.
а) Шли дни, а погода не улучшалась.
б) Он сказал, что болен.
в) То тут, то там вспыхивал огонек.
г) На него все обращают внимание, потому что он высок, красив, умен.
4. Укажите примеры с составными союзами.
а) Вода затопила бы все, если бы не заградительное сооружение.
б) Мил да люб, так и друг.
в) Денег ни гроша, зато слава хороша.
г) Он молчал, так как признавал себя виновным.
5. Укажите примеры, в которых союзы связывают части сложносочиненногопредложения.
а) В лесу еще темно, но тропу уже видно.
б) Впереди виднелась белая поляна, будто река вышла из берегов.
в) При любых обстоятельствах нужно было, чтобы информация поступила.г) Палатку только поставили, а в ней уже непрошенные жильцы.
6. Укажите предложения, где перед союзом и ставится запятая.
а) И осины и ольха и березки пока еще голы.
б) В траве прыгали кузнечики и копошились муравьи.
в) Коля остановился и ему вдруг вспомнился один случай.
г) Снег валил долго и беспорядочно и ложился белым непричесанным ковром.
Методы обучения Репродуктивный
Основные виды деятельности учителя Систематизация материала
Обобщение, итоговая презентация
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам .Возвращение к теме урока.
– Кто из вас испытывал затруднения при выполнении заданий теста?
– Что же нужно сделать, чтобы уверенно, безошибочно распознавать союз?
Удалось ли достичь цели?
Эмоциональная рефлексия.
Домашнее задание
Репродуктивное: 1. Запомнить алгоритм, записанный в тетради;
2. Дифференцированное: выполняют задание на ту часть темы, которая показалась им интересной на уроке. Можно составить карточку–задание для учеников своего класса, либо карточку – «лото», или задание «Третий лишний».
Прочитайте задание. Выберите любой вариант, который вы сможете выполнить самостоятельно и который вам покажется интересным.
Используемые технологии Технология критического мышления
Технология эффективной речевой деятельности;
Способы оценки на уроке Баллы
Формирование универсальных учебных действий Коммуникативные УД
Умение работать в паре, устанавливать рабочие отношения и способствовать совместной деятельности.
Умение слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации; вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы
Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою позицию;
Обмениваться знаниями с другими людьми для принятия совместного решения;
Использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевого высказывания своих чувств, мыслей и пр.
Личностные УД
Принимают и осваивают социальные роли обучающихся,
Приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения, овладевают культурой учебной деятельности.
Познавательные УД.
Умение видеть, формулировать проблему (задачу);
Умение ставить вопросы и находить ответы;
Умение структурировать текст;
Умение делать выводы, обобщения и умозаключения о классификации приставок
Регулятивные УД
Используют на ряду с основными и дополнительные средства (учебник + справочная литература)
Соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его,
Осуществляют контроль и самоконтроль.
Способы оценки на уроке Баллы