заявка опытно-экспериментальной рабтыпо теме «Интеграция английского языка и предметов школьной программы как форма повышения языковой компетенции учащихся».

В Муниципальный экспертный совет Управления образования администрации муниципального образования Усть-Абаканский район Нешкуренко И.Б., учитель английского языка МОУ «Расцветская СОШ»


План- заявка
Прошу утвердить план-заявку опытно-экспериментальной работы по теме «Интеграция английского языка и предметов школьной программы как форма повышения языковой компетенции учащихся».

В настоящее время перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у ребёнка представление о целостной картине мира, его единстве и многообразии. В основе такого понимания лежит идея интеграции. Эта идея возникла на основе всеобщности и единства законов природы и культуры, потому что сами по себе они предполагают объединение, соподчинение, взаимосвязь отдельных компонентов.
Современному обществу нужен человек, самостоятельно критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса.
Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, т.к. каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Такие уроки позволяют чётко осознать: где и каким образом, для каких целей эти знания могут быть применены. Интегрированные уроки – это возможность педагогам работать совместно, в тесном сотрудничестве друг с другом и учениками при решении разнообразных педагогических  проблем, создавая условия для проявления определённых коммуникативных умений, являющихся важными компетенциями в современном мире.
Основная цель обучения языку (любому: родному или иностранному) и литературе сегодня – научить школьников свободно говорить о любой современной проблеме многокультурного мира, понимать главную идею различного литературного и публицистического материала, писать официальные и неофициальные письма, электронные сообщения, резюме, разнообразные поздравления и сочинения; т.е.  формирование коммуникативных компетенций. Кроме того, изучение этих  предметов должно способствовать развитию интеллекта, памяти и творческого воображения – основы творческого потенциала. Таким образом, тема данной ОЭР актуальна для педагогов как Расцветской школы, так и для учительского сообщества района

Цель эксперимента: повышение языковой компетенции учащихся.
Задачи эксперимента:
обеспечить решение различных коммуникативных задач для социальной адаптации и достижения взаимопонимания в процессе общения;
создать условия для творческой самореализации и саморазвития школьников;
формировать лексические навыки научно-технической терминологии;
развивать понимание обучающимися практической значимости изучения английского языка.
Новизна проекта состоит не в самой идеи интеграции, а в способах ее реализации и  компонентах урока:
1. Содержательно-целевой компонент урока:
- Целеполагание – каждый урок предполагает совместную постановку целей занятия (основные способы: определение целей через содержание, через деятельность учащихся, через ожидаемый результат; способ выбирается с учётом особенностей класса)
- Пространство содержания – укрупнение дидактических единиц, которые имеют интегрированный характер,  при сохранении регламента урока.
2. Поисково-практический компонент урока:
- Коммуникативные формы организации урока: диалог в группе; публичное отстаивание своего мнения
- Педагогический инструментарий: фронтальная, парная или групповая, индивидуальная формы работы чередуются на одном уроке
- Виды заданий, предлагаемые на уроках: ассоциативные, лингвистические, ситуативные, проблемные, эвристические – направлены на обращение к личному опыту учащихся,  самореализацию, кооперацию учащихся, обеспечивают эмоциональную включённость, запускают творческую деятельность
3. Оценочно-рефлексивный компонент урока:
 - оценивается не знание, а сам процесс работы посредством самооценки; учитель имеет право высказать собственное мнение о ходе урока
- Учащиеся сами оценивают свою работу на уроке
- Учащиеся отвечают на вопрос: « Что нового узнали на уроке? Какое открытие сделали?»
- Учащиеся определяют направление для дальнейших устремлений.
Результат: Развитие ключевых компетенций учащихся
1. Предметные компетенции:
- знания и умения по анализу текста
- развитие способностей к осмысливанию и оцениванию ситуаций, возникающих в процессе
- творческие литературные успехи
2. Межпредметные компетенции:
- языковая
- информационная, т.е. умение обрабатывать полученную информацию и применять её на практике
3. Личностные компетенции:
- формирование критического отношения к своему опыту
- осознание собственных стереотипов и готовность к их смене в случае необходимости
- умение работать в коллективе
- умение самостоятельно получать знания и умения
- коммуникативные
  Сроки эксперимента: 2011-2013г.г.
Содержание экспериментальной работы
Интеграция английского языка и предметов школьной программы (окружающий мир, история, биология, информатика). Ступень обучения, на которой осуществляется эксперимент: начальная школа (3 класс), основная школа (6-8 классы), средняя школа (10 класс). Количество участников эксперимента: 7 педагогов, 58 учащихся, руководитель эксперимента- Кобызева Е.Д., завуч по научно-методической работе МОУ «Расцветская СОШ».
Интегрированные уроки английского языка и учебного предмета «Окружающий мир» на английском языке для 3 класса позволят расширить словарный запас обучающегося школы первой ступени обучения. Предложенный курс предполагает выполнение творческих заданий, чтение аутентичных текстов, проведение вопросно-ответных упражнений.
     Интегративное взаимодействие истории и английского языка позволит сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном культурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе и совершенствовать умения и навыки в аудировании, чтении, говорении и письме.
  Совместные уроки английского языка и биологии обусловлены целесообразностью интеграции уроков биологии и английского языка, а также отдельными темами уроков биологии (темами, которые предполагают выход на международный уровень, где требуется знание английского языка).
Стремительное развитие вычислительной техники и глубокая информатизация всех сфер жизнедеятельности человека породило на рубеже двадцатого столетия огромный спрос на специалистов компьютерного профиля. И до сих пор интерес к реализации в этой сфере профессиональной деятельности практически не снижается. Особенно популярными стали профессии, связанные с ремонтом и обслуживанием персональных компьютеров и офисной оргтехники (к тому же эта сфера трудовой деятельности довольно высокооплачиваема).  С этим связан и серьёзный интерес учащихся старших классов к данной области. Поэтому возникает необходимость интеграции компьютерной грамотности и английского языка. Целью таких уроков является повышение адаптации учеников в современных жизненных условиях; повышение коммуникативной компетенции через интеграцию английского языка и информатики, разнообразить познавательную и учебную деятельность, формировать у учащихся способность к межкультурному взаимодействию, то есть свободное вхождение в мировое сообщество и успешное функционирование в нем.

Этапы ОЭР
Название этапов
Срок
Мероприятия

подготовительный
2011г
Изучение методической литературы по проблеме

практический
2012г.
Разработка интегрированных уроков и формирование медиа-копилки таких уроков, набор творческих заданий

обобщающий
2013г.
Подготовка и оформление методических материалов, открытые уроки на ШМО, МШМО, РМО, разработка проекта для участия в региональной ярмарке инноваций


Дополнительные возможности реализованного проекта
Интегрированные уроки, разработанные нами, позволяют проводить занятия с учащимися с любой подготовкой по английскому языку, увеличивая или уменьшая лексический и грамматический объем английского языка

Данная система  интегрированных уроков может расширяться за счет новых уроков и новых идей, поскольку это творческий и конструктивный подход в обучении. А главное – обеспечивается возможность для самореализации и самораскрытия каждым учеником.
Перспективы дальнейшего продвижения проекта
Использовать данную систему можно в качестве заключительных или повторительных уроков в классах, а можно как элективный курс при углублённом изучении  английского языка.

Учебно-методическое обеспечение эксперимента
Основная литература по теме:
Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя
иностранного языка: интерактивно-рефлексивный подход. Монография. –
М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. – 336 с
2.  Мультимедийный сборник “Фестиваль педагогических идей “Открытый
урок”” – 2005-06 уч. год., разд. “Преподавание иностранных языков” – М.:
Издательский дом “Первое сентября”, 2006.
3. Е.Ю. Сухаревская Технология интегрированного урока. Изд «Учитель»,
2003.
4. Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования. М., 1999.
5. Гаделия Л.В. Методика интегративного обучения иноязычной культуре
детей дошкольного и младшего школьного возраста : на примере
интеграции английского языка, рисования, ритмики, музыки и
лингвострановедения : дис. канд. пед. наук / Гаделия Л.В. – М., 2004. –
194 с.
Учебники


Дидактические материалы


ТСО:
оргтехника кабинета иностранного языка (компьютер, медиапроектор, магнитофон)
кабинет русского языка и литературы (видеодвойка, интерактивная доска)
школьный медиацентр в библиотеке с выходом в Интернет
кабинет информатики