Интеграция английского языка и предметов школьной программы как форма повышения языковой компетенции учащихся

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов»









Г. В. Богданова

Интеграция английского языка и предметов школьной программы как форма повышения языковой компетенции учащихся

(доклад)










Губкин- 2010
В настоящее время перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у ребёнка представление о целостной картине мира, его единстве и многообразии. В основе такого понимания лежит идея интеграции. Интеграция - чрезвычайно объемное понятие и везде присутствующее явление, чтобы можно было сразу четко и точно его обозначить. Интеграция по определению означает восстановление единства, взаимосвязи. Ошибочно думать, что интеграция - это искусственная, специально созданная человеком связь между разрозненными явлениями. Задача заключается в том, чтобы увидеть эту реально существующую в природе связь между, казалось бы, совершенно не родственными элементами, и восстановить ее, сделать зримой. Идея интеграции возникла на основе всеобщности и единства законов природы и культуры, потому что сами по себе они предполагают объединение, соподчинение, взаимосвязь отдельных компонентов.
Современному обществу нужен человек, самостоятельно критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса.
Иностранный язык по своей структуре является межпредметным и деятельностным. В частности, Сафонова В.В. (Сафонова, 2000) указывает на то, что применительно к языковому образованию необходима комплексность в обучении дисциплинам общественно - гуманитарного цикла. При этом особо выделяется роль активизации межпредметных связей, позволяющих сделать содержание образования более компактным за счет устранения случаев излишнего дублирования учебного материала в родственных дисциплинах и более емким благодаря увеличению информационной плотности единицы учебного времени. Интегративность процесса языкового образования в школе должна прослеживаться в его нацеленности на поиск путей позитивной социализации личности школьника, на развитие уровня его коммуникативной и социокультурной образованности и на моделирование иноязычного общения с ориентацией на коммуникативно - деятелностный и социокультурный подходы к обучению иностранным языкам. Что же касается непосредственно ИЯ как учебного предмета, то интеграция может проявляться в моделировании такого иноязычного педагогического общения, в процессе которого целенаправленно и последовательно осуществляется управление развитием интеллектуальных способностей учащихся, а также формированием социальных потребностей и ценностных ориентации личности в процессе овладения программным комплексом иноязычных знаний, речевых навыков и коммуникативно- речевых умений. Интегрированные уроки английского языка позволяют включать разнообразную содержательную тематику. Кроме того, в современном мире укрепилась востребованность в специалистах, владеющих иностранным языком в дополнение к конкретной специальности, и, как следствие, учащиеся негуманитарных профилей стремятся продолжать свое иноязычное образование, что, несомненно, способствует повышению их общекулътурной подготовки, а не только узкой специализации.Интегрированные уроки, в нашем понимании, предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, т.к. каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Такие уроки позволяют чётко осознать: где и каким образом, для каких целей эти знания могут быть применены. Интегрированные уроки – это возможность педагогам работать совместно, в тесном сотрудничестве друг с другом и учениками при решении разнообразных педагогических проблем, создавая условия для проявления определённых коммуникативных умений, являющихся важными компетенциями в современном мире.
Основная цель интегрированного обучения иностранному языку и одному или нескольким предметам школьной программы сегодня – научить школьников свободно говорить о любой современной проблеме многокультурного мира, т.е. формирование коммуникативных компетенций. Кроме того, изучение этих предметов должно способствовать развитию интеллекта, памяти и творческого воображения – основы творческого потенциала.
Вопрос интеграции иностранного языка с другими областями знания всегда был актуальным, представляющим особый интерес, и очень плодотворным. Современная наука предполагает разные подходы к реализации интеграции: исторический, личностный, культурологический и т.д., когда учебные предметы группируются вокруг общественно-значимой проблемы.
Предложенный нами интегрированный курс обществознания и английского языка разработан для учащихся 7 класса гуманитарного направления и рассчитан на 7 часов.
Учащиеся 7 класса – это 12, 13 – летние ребята, находящиеся на границе между детским и подростковым мирами. В данном курсе они познакомятся с правами и обязанностями подростков как граждан современного общества в сравнении с подростками страны изучаемого языка, обсудят образы жизни российских и зарубежных сверстников, выделяя общее и специфичное, что будет способствовать объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, ее традициям. Это позволит повысить качество подготовки учащихся в предметной области за счет расширения информационного поля и сферы аутентичного использования изучаемого языка в общей образовательной среде, расширить кругозор обучающихся, углубить их знания в области обществознания, и, конечно, улучшить их компетенцию в иностранном языке.
Основная цель курса - формирование межкультурной компетенции, т.е. способности понимать и интерпретировать особенности чужого и собственного образа жизни подростков в его различных проявлениях, что позволит обеспечить эффективность коммуникации и адекватное поведение в контексте межкультурного взаимодействия.
Содержание программы призвано формировать у обучающихся языковую компетенцию и умения применять полученные знания в ситуациях повседневного общения.
Актуальность содержания мотивирует учащихся к изучению английского языка, способствует развитию учебных, коммуникативных и презентационных умений и навыков.
Курс учит читать, понимать, анализировать и использовать учебный материал, одновременно развивает речевые умения и навыки в устной и письменной речи (умение формулировать и выражать свое мнение по данной проблематике, вести дискуссию на английском языке, писать короткое эссе, работать над проектом; моделировать жизненные ситуации). Разнообразные задания направлены на то, чтобы учащиеся научились работать в команде, правильно распределять роли, сравнивать, анализировать.
Ведущим аспектом деятельности обучающихся является формирование и развитие навыков и умений чтения и аудирования, что позволит детям:
- ориентироваться в информации с учетом ее специфики и в соответствии с коммуникативной задачей;
- извлекать из нее необходимые знания;
- развивать лидерские качества;
- пользоваться компенсаторными умениями.
По мере сформированности навыков чтения и аудирования, предполагается применение в процессе обучения и других аспектов речевой деятельности, а именно говорения и письма с элементами исследовательской деятельности и проектной методики.
Данный курс может стать важным звеном в сложной структуре связи с другими предметами и сферами человеческой деятельности. Он направлен на достижение определенных межпредметных результатов: освоение способов анализа информации, способов конструирования общения, способов совместной деятельности, навыков решения проблем. Курс предполагает большое количество парной и групповой работы, дискуссии и конференции, работу над проектами и презентациями. В основу этого курса положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычного общения.
Цели и задачи:
Повышать языковую компетенцию и развивать умения применять полученные знания в ситуациях повседневного общения.
Развивать познавательные способности, интеллектуальные умения и ценностные ориентации.
Формировать личностные качества, такие как: коммуникабельность,
культура общения, толерантность, целеустремленность, умение работать в сотрудничестве, ответственность, самостоятельность, творческая активность.
Приобретать опыт творческой поисковой деятельности.
Реализуются эти цели и задачи в системе интегрированных уроков.
Реализация указанных целей и формирование названных компетенций достигается в результате освоения следующего содержания образования:
Тема 1. Подросток в группе
Тема 2. Подросток и его права
Тема 3. Подростковая культура
Тема 4. Образ жизни
Тема 5. Досуг и отдых
Тема 6. Развитие спорта
Тема 7. Обобщающе – повторительный урок

Новизна проекта состоит не в самой идеи интеграции, а в способах ее реализации и компонентах урока:
1. Содержательно-целевой компонент урока:
- Целеполагание – каждый урок предполагает совместную постановку целей занятия (основные способы: определение целей через содержание, через деятельность учащихся, через ожидаемый результат; способ выбирается с учётом особенностей класса)
- Пространство содержания – укрупнение дидактических единиц, которые имеют интегрированный характер, при сохранении регламента урока.
2. Поисково-практический компонент урока:
- Коммуникативные формы организации урока: диалог в группе; публичное отстаивание своего мнения.
- Педагогический инструментарий: фронтальная, парная или групповая, индивидуальная формы работы чередуются на одном уроке.
- Виды заданий, предлагаемые на уроках: ассоциативные, лингвистические, ситуативные, проблемные, эвристические. Они направлены на обращение к личному опыту учащихся, самореализацию, кооперацию учащихся, обеспечивают эмоциональную включённость, запускают творческую деятельность.
3. Оценочно-рефлексивный компонент урока:
- оценивается не знание, а сам процесс работы посредством самооценки; учитель имеет право высказать собственное мнение о ходе урока.
- Учащиеся сами оценивают свою работу на уроке.
- Учащиеся отвечают на вопрос: « Что нового узнали на уроке? Какое открытие сделали?»
- Учащиеся определяют направление для дальнейших устремлений.
Результат:
Развитие ключевых компетенций учащихся
1. Предметные компетенции:
- развитие способностей к осмысливанию и оцениванию ситуаций, возникающих в процессе

- творческие успехи
2. Межпредметные компетенции:
- языковая
- информационная, т.е. умение обрабатывать полученную информацию и применять её на практике
3. Личностные компетенции:
- формирование критического отношения к своему опыту
- осознание собственных стереотипов и готовность к их смене в случае необходимости
- умение работать в коллективе
- умение самостоятельно получать знания и умения
- коммуникативные.
Данная система интегрированных уроков удовлетворяет компетенциям, заявленным в стандартах образования по английскому языку, и была разработана в рамках регионального эксперимента по теме «Интеграция английского языка и предметов школьной программы как форма повышения языковой компетенции учащихся общеобразовательных учреждений».
Интегрированные уроки, разработанные нами, позволяют проводить занятия с учащимися с любой подготовкой по английскому языку, увеличивая или уменьшая лексический и грамматический объем английского языка.
Данная система интегрированных уроков может расширяться за счет новых уроков и новых идей, поскольку это творческий и конструктивный подход в обучении. А главное – обеспечивается возможность для самореализации и самораскрытия каждым учеником.
Опыт работы в рамках проекта в течение первого года дал положительные результаты. Эти уроки, как обязательные, включены в планирование уроков обществознания. С опытом работы авторы курса Меркулова И.Г. и Богданова Г.В. знакомили школьных коллег. Был проведен открытый интегрированный урок на тему: «Подросток и его права» в рамках заседания городского методического объединения учителей английского языка г. Губкина. Мы также участвовали в работе муниципального семинара, организованном на базе МОУ «СОШ №12» «Инновационная деятельность как способ преобразования учебно-воспитательного процесса в условиях работы профильной школы» с представлением открытого урока на тему: «Подростковая культура». Проведен мониторинг с целью изучения эффективности результатов интегрированных занятий по английскому языку и обществознания. Учащиеся представили свои творческие проекты, выполненные с помощью мультимедийных средств.








Богданова Галина Валериевна, учитель английского языка




13PAGE 15


13PAGE 14215


Богданова Галина Валериевна, учитель английского языка