Автореферат на тему:«Особенности обучения технической подготовки юных мини – футболистов»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 1 г. МЦЕНСКА
303030 Орловская область, г. Мценск, ул. Карла – Маркса , дом 73
телефон 8 (48646) 2 – 23 – 82
ВОЛКОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МБОУ СОШ № 1 г. МЦЕНСКА
Автореферат на тему:
«Особенности обучения технической подготовки юных мини – футболистов»
г. Мценск
2014 г.
Содержание.
Техническая подготовка как основа мастерства
мини - футболистов. ……………………………………………………3
Начальное обучение как база формирования
спортивной техники……………………………………………………6
Список используемой литературы…….………………………………8
Техническая подготовка как основа мастерства мини - футболистов.
Современный мини – футбол во многом изменил функции игроков, а соответственно и требования к спортсменам и их уровню подготовленности.
Как известно, индивидуальное мастерство высококвалифицированного мини – футболиста складывается из таких основных компонентов, как физическая, техническая, теоретическая и волевая подготовленность, что, в свою очередь, немыслимо без повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.
Основой спортивного мастерства мини – футболистов по праву является техническая подготовленность, уровень которой во многом определяет результативность и зрелищность игры.
С другой стороны, специалисты мини – футбола отмечают определённое отставание российских спортсменов от лучших зарубежных в технике владения мячом. В чём же основные причины продолжающегося долгие годы заметного отставания?
В первую очередь – это недостаточно высокий уровень процесса обучения и тренировки в спортивных школах, просчёты в методике технической подготовки, отсутствие у определённой части тренеров творческого отношения к работе с детьми и юношами.
Ограниченные возможности исполнителей в отечественном мини – футболе – результат многолетнего приоритета атлетизма при подготовке резерва.
На современном этапе развития мини – футбола возрастает интенсивность игры, что требует от игрока, прежде всего, умения быстро и эффективно выполнять технико – тактические приёмы в условиях неожиданно изменяющейся обстановки, лимита времени и пространства.
Борьба между нападением и защитой может быть решена в пользу нападения только с помощью отточенной техники, основой которой являются финты, дриблинг (ведение) и скрытые передачи.
По мнению отечественных и зарубежных специалистов голевые положения при массированной защите могут быть созданы только с помощью рациональной, быстрой и точной обработки мяча. В таких условиях, как правило, лишь с помощью уверенной обводки двух – трёх соперников игрок с мячом или его партнёры могут выйти на ударную позицию.
Это, однако, доступно лишь футболистам, обладающим необычайно высоким индивидуальным мастерством, и особенно в финтах, обводке.
Технические навыки должны быть просты, быстры и целесообразны. Некоторые, считавшиеся ранее очень важными, технические приёмы стали применяться в игре в новом очертании, например, полная остановка мяча в мини – футболе, ибо в современной рациональной игре 8 из 10 передач игроками останавливаются полностью. Да и другие технические приёмы снова приобрели большое значение. Речь идёт о финтах, обводке, скрытой передаче.
Однако обводка может применяться с успехом лишь в том случае, если игроки ею очень хорошо владеют.
Поэтому, техническая подготовка должна быть представлена как логическая цепочка многолетнего процесса, который содержит свои конкретные цели, задачи на каждом этапе подготовки.
Техническая подготовка не может быть случайной совокупностью различных тренировочных средств. Важно выбрать те из них, которые имеют необходимое положительное воздействие на успешное овладение техникой игры на каждом из этапов многолетней подготовки.
Системный подход в технической подготовке юных мини – футболистов не случаен. Он продиктован необходимостью решить назревшую проблему технической подготовки и создания управляемого с помощью определённой методики процесса обучения.
Системный подход предполагает увязку и учёт всех элементов подготовки в единую динамическую структуру, где каждый элемент обладает системным качеством, что позволяет выделить динамику и уровень совершенства того или иного технического приёма.
Техническое мастерство, как известно, характеризуется объёмом и разносторонностью технических приёмов, которыми владеет мини –футболист, а также умением эффективно применять эти приёмы в условиях игры. Поскольку техника мини – футбола представляет собой совокупность большой группы приёмов и способов обращения с мячом, изучение её превращается в сложный и длительный процесс. Для решения задач обучения с меньшей затратой времени и усилий большое значение имеют систематизация изучаемого материала и определение рациональной последовательности обучения технике.
Одним из методов, позволяющих решать проблему оптимизации тренировочного процесса, является моделирование.
Модель в детском учебно – тренировочном процессе – это группа целевых упражнений, имеющих общую формулировку целей и задач, и обязательно дополняющих друг друга. Такие модели дают возможность построить тренировочный урок с достаточно точной тренирующей направленностью. Чёткая последовательность упражнений значительно легче воспринимается занимающимися, даёт возможность проделать необходимый объём работы.
Контроль технической подготовленности мини – футболистов - обязательная часть процесса тренировки, и его можно проводить несколькими путями. Они должны быть конкретными для каждого года обучения и выражаться, по возможности, в числовых показателях, характеризующих достижения.
Распространённый способ оценки – визуальная оценка техники. Однако, этот метод субъективен: единых критериев в визуальной оценке пока ещё нет, и поэтому мнения экспертов об уровне технического мастерства игроков значительно расходятся.
Наиболее информативными необходимо признать данные, зарегистрированные непосредственно в играх (в этом случае оценивают не столько технику, сколько технико – тактическое мастерство ). Такая форма регистрации технико – тактического мастерства информативна только при систематической регистрации объёма и точности выполняемых игровых действий в каждом матче.
На этапе начального обучения модель можно использовать как тест, по которому оценивается не только степень усвоения программного материала, но и выясняется, какой материал не достаточно усвоен. Можно повторить тест (модель) через некоторое время, чтобы увидеть уровень устойчивости изученных приёмов и действий.
На этапе совершенствования для оценки уровня техники используются другие показатели:
- объём техники, или количество действий, которые делает футболист в игре;
- разнообразие действий в игре;
- эффективность и надёжность техники, и, конечно, скоростное её выполнение.
Без контроля технической подготовленности спортсменов невозможно выявить типичные недостатки процесса обучения и предупредить индивидуальные ошибочные действия и технические проблемы.
Вот почему сегодня на первый план выдвигается задача поиска и внедрения в практику новых подходов к обучению технике игры, которые позволили бы оперативно преодолеть имеющееся отставание в этом виде подготовки.
Начальное обучение как база формирования спортивной техники.
Повышение уровня мастерства в мини – футболе неразрывно связано с непрерывным улучшением качества подготовки резервов.
Не менее важно в подготовке юных спортсменов повышение эффективности работы над овладением техникой игры и над совершенствованием навыков выполнения широкого «ассортимента» технических приёмов в вариативных условиях, близких к игровым.
При сопоставлении показателей точности ТТД юных футболистов и игроков, выступающих за команды мастеров, видна отрицательная преемственность: приёмы, которые выполняются с высоким процентом брака в детском возрасте, продолжают оставаться камнем преткновения и в пору спортивной зрелости.
Невысокий уровень технико – тактической подготовленности, связывают с проблемами учебно – тренировочного процесса в детском и юношеском возрастах.
Это является, по данным некоторых исследований, следствием несоответствия между тренировочной и соревновательной деятельностью юных футболистов. Однако в настоящее время эта проблема является практически неизученной.
Такое положение, по – видимому, и приводит к имеющему место созданию основ спортивной техники на начальных этапах периода обучения будущих спортсменов, когда идёт планомерная и целенаправленная работа по формированию двигательных навыков.
Как известно, построение процесса начального обучения технике мини – футбола, основанного на положениях теории поэтапного формирования действий, делает его управляемым и способствует повышению эффективности тренировочного процесса.
В основе развития двигательных качеств на первом этапе специализации лежит использование способностей организма к аккумулятивной (накопительной) адаптации, при которой под влиянием повторяющихся воздействий происходит формирование основных структур движений. Таким образом, на начальной стадии обучения выдвигается вариативность, которая позволяет охватить всё разнообразие и больший объём тренировочных средств.
Обучение технике игры следует рассматривать как длительный процесс, который разделяется по годам обучения (причём каждый год циклически повторяет программу, но на качественно более высоком уровне), и поэтому особое место в нём должно занимать планирование.
Процесс обучения мини – футбольной технике можно условно разделить на два этапа, которые предопределяют будущую техническую вооружённость. Первый этап - это первый, второй, третий годы обучения, когда с помощью соответствующих упражнений происходит овладение множеством простых и сложных технических элементов, приёмов футбола и освоение широкого арсенала двигательных навыков.
Начальная стадия обучения характеризуется применением большого количества одно – целевых упражнений, которые выполняются в простых условия, на месте или на малой скорости, без дефицита времени, с катящимся мячом, без сопротивлений и т.д., что поможет сформировать прочные навыки в стабильных условиях.
Второй этап обучения - это четвёртый, пятый, шестой годы, отличающийся углубленным обучением технике с применением специальных средств, которые, с учётом специфики мини – футбола, должны быть максимально приближены к реальным условиям игры.
Упражнения, применяемые в обучении, характеризуются большим количеством соединений, связок, сопротивлений, быстрой сменой условий и движений, которые преследуют стабилизацию техники в условиях, близких к соревновательным.
Существует мнение, что используемая в практике методика недостаточно эффективна, что не позволяет учащимся рационально применять технические приёмы, в том числе в сочетании друг с другом.
В связи с этим процесс обучения должен строиться так, чтобы технические приёмы разучивались и совершенствовались не изолированно друг от друга (как это часто встречается в практике), а в определённых сочетаниях друг с другом (в «связках») которые, как правило, наиболее часто встречаются в игровых ситуациях.
Основные технические приёмы в мини – футболе выполняются при сочетании быстроты и точности, однако повышение требовательности к точности приводит к снижению скорости, а увеличение скорости - к снижению точности. Задача тренера (учителя) тонко варьировать целевые установки для воспитания быстроты и точности в гармоничном сочетании.
Выделяют три основных этапа тренировки точности детей разного возраста:
- с 7-ми до 10-11-ти лет - этап общей двигательной подготовки;
- с 11 до 14-15-ти лет, - этап овладения «школой» техники мини – футбола;
- 16 лет и старше - этап совершенствования технического мастерства.
Исходя из вышесказанного, можно выделить технические приёмы и их последовательность в обучении:
Жонглирование, удары ногой, передачи мяча, приём (обработка) мяча, ведение мяча, отбор мяча, игра головой. Экспериментально разработанные условия проведения соревнований футболистов 11-12-летнего возраста значительно улучшили содержательную сторону игровой деятельности. Резкое увеличение таких технико-тактических действий, как обводка и отбор мяча, более чем в 1,5 раза и голевых моментов на 82,5% обусловливает возросшую ценность индивидуально сильных игроков и предполагает преимущественное их использование в играх.
Мини – футбол, относясь к сложно координационным видам спорта с высокой степенью сложности технических приёмов, предъявляет повышенные требования к координационным способностям.
Акцентирование внимания этой проблеме определяет успешность овладения техническими приёмами игры и их реализации в условиях соревновательной деятельности.
Анализ исследований по данной проблеме показал, насколько обширен данный раздел, поэтому некоторые концепции и не нашли свое отражение в научно – методической литературе. Вот почему сегодня на первом плане проблема поиска и внедрения в практику новых подходов к технической подготовке, которая позволила бы оперативно преодолеть барьер отставания и вывести наш мини – футбол на более высокий уровень технического мастерства.
Список используемой литературы
1. Андреев, С.Н. Мини-футбол в школе / С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. — М.: Советский спорт, 2006.
2. Андреев, С.Н. Футбол в школе: Кн. для учителя / С.Н. Андреев. — М.: Просвещение, 1980.
3. Арестов, Ю. Т. Подготовка футболистов высших разрядов: учеб. пособие для слушателей ВШТ / Ю.Т. Арестов, М. А. Годик. — М., 1980.
4. Арестов, Ю.Т. Подготовка футболистов высших разрядов: учеб. пособие для слушателей ВШТ / Ю.Т. Арестов, М.А. Годик. — М., 1980.
5. Банников, С.Е. Играйте в футбол / С.Е. Банников. — Екатеринбург, 2006.
6. Веревкин, М.П. Мини-футбол в школе / М.П Веревкин. — М.: Спорт Академ Пресс, 2004.
7. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1988.
8. Голомазов, С.В. Футбол: Теоретические основы и методика контроля технического мастерства / С. В. Голомазов, Б. Г. Чирва. — М.: СпортАкадемПресс, 2000.
9. Гриндлер К. Техническая и тактическая подготовка футболистов / Пер. с нем. В.П. Котелкина. — М.: Физкультура и спорт, 1976.
10. Савин, С. А. Футболист в игре и тренировке / С. А. Савин. — М., ФиС, 1975.
11. Футбол: Учебник для институтов физической культуры. / Под ред. М.С. Полишкиса, В.А. Выжгина. — М.: Физкультура, образование, наука, 1999.